Воскресенский, Флегонт Флегонтовичвоскрилия

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 4 определения термина ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с конца 1850-х гг. организовывались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции реорганизованы в школы для взрослых. В современной России то же название получили церковные, главным образом православные школы для детей и взрослых.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Воскресные школы

Воскресные школы (Sunday school), общеобразовательные и религ. школы для детей, действующие по воскресеньям. Видимо, первая такая школа была открыта в Глостере в 1780 г. журналистом Робертом Рейксом для обучения детей из бедных семей (к-рые, как правило, работали в др. дни недели) чтению, правописанию и знанию Библии. Начинание Рейкса получило широкое распространение, особенно после создания в 1803 г. в Лондоне Союза воскресных школ. К нач. 19 в. уже неск. сотен тысяч детей учились в В.ш., сыгравших важную роль в распространении нач. образования до принятия в 1870 г. закона Уильяма Фор-стера об образовании. В США движение за создание В.ш. быстро набирало темпы в 90-х гг. 18 в., а созданный в 1817 г. Американский союз воскресных школ распространил их по всей стране.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

Воскресные школы

уч. зав. с занятиями по воскресным дням для всех желающих. В России возникли по инициативе передовой интеллигенции в конце 1850-х, на У. - в 1860-е. В частности, в Перм. губ. в 1901 было 32 В.Ш., в 1914 только при нач. уч-щах - 127. В.Ш. предназначались для неграмотных и малограмотных раб., ремесленников, крест. и их детей. В них обучали чтению, письму, началам арифметики, в нек-рых - истории, географии, черчению, рисованию. В 1864 наблюдение за религиозно-нравственным воспитанием было возложено на священников. В В.Ш. учителя работали бесплатно или за небольшую плату от благотворительных сборов. После 1917 преобразованы в школы для взрослых. С конца 80-х возрождены при нек-рых приходах для изучения основ священного писания.    Лит.: Очерк народного образования в Пермской губернии в 1901 году. Пермь, 1903; Шпилева Н.С. Воскресные школы в Поволжье и на Урале в 60-х гг. XIX в. // Герцен и Огарев и общественные движения в Поволжье и на Урале.. Казань, 1964.    Сафронова А.М.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

школы для взрослых в дореволюц. России, работавшие по воскресным дням. Возникли в 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова. В обстановке подъема обществ. движения В. ш. быстро распространились по всей России. В 1862 в 50 губерниях насчитывалось 274 В. ш. (по др. данным - 316) - 243 муж. и 31 женская, в т. ч. 34 школы в Петерб. губ., 9 в Моск. губ. и т. д. Обучение было бесплатным, труд преподавателей (студенты, учителя, писатели, журналисты, чиновники, офицеры) безвозмездным. Гл. контингент учащихся В. ш. составляли рабочие и солдаты. Унифицированных программ В. ш. не имели, предусматривалось начальное обучение. При В. ш. создавались библиотеки и читальни. В создании В. ш. большую роль сыграла революц. интеллигенция, рассматривавшая их не только как одну из форм просвещения народа, но и как легальную форму антиправительств. пропаганды. Среди распорядителей и преподавателей были деятели революц. подполья: А. А. Слепцов, С. С. Рымаренко, А. А. и Н. А. Серно-Соловьевичи. Революц. пропаганда велась в В. ш. Петербурга, Москвы, Казани, Перми и др., в частности читались прокламации: "Что нужно народу", "Что делать войску", "Молодая Россия" и др.

Пр-во и губ. власти вначале не препятствовали деятельности В. ш. В дальнейшем, в связи с раскрытием Харьковско-Киевского тайного об-ва, члены к-рого были педагогами В. ш., было возбуждено следствие о воскресном движении и создана спец. комиссия. В июне 1862 по распоряжению Александра II B. ш. были закрыты. В 1864 вновь разрешено открывать В. ш., но гл. обр. представителям духовенства. За деятельностью В. ш. был установлен надзор полиции и инспекции нар. училищ. С кон. 80-х гг. В. ш. возрождались более широко. В нек-рых из них занятия проводились не только в воскресные и праздничные дни, но и по вечерам в будни. Революционеры сочетали в В. ш. легальное обучение с нелегальной работой. В 80-е гг. с В. ш. в Петербурге и Москве были связаны первые марксистские группы Благоева, Точисского, Бруснева. В 90-х - нач. 900-х гг. революц. пропаганду в В. ш. активно вели с.-д. в Петербурге, Москве, Харькове и др. городах. Учительницами В. ш. были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, З. П. и С. П. Невзоровы и др. В. И. Ленин уделял большое внимание работе В. ш., содержанию преподавания на уроках и использованию школ для расширения с.-д. пропаганды в массах. Важным центром революц. работы петерб. марксистов была Корниловская школа ("Смоленские классы"). Здесь неоднократно бывал В. И. Ленин, встречался с рабочими. Тесную связь с В. ш. поддерживал Петерб. союз борьбы за освобождение рабочего класса. В апр. 1895 В. И. Ленин провел совещание с группой учительниц В. ш. Петербурга. В В. ш. устраивались конспиративные собрания - встречи с рабочими. Связь с учащимися В. ш. давала возможность получать информацию о положении рабочих. Из В. ш. и вечерних курсов вышли известные революционеры И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов. В. ш. существовали до Вел. Окт. революции 1917.

Лит.: Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов" по неизд. док-там, СПБ, 1908; Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Барабой А. З., Харьковско-Киевское революц. тайное об-во 1856-60 гг., в сб.: ИЗ, т. 52, (М.), 1955; Таубин Р. A., Революц. пропаганда в воскресных школах России в 1860-62 гг., "ВИ", 1959, No 8; Бланк А., Вечерне-воскресные школы в Петербурге, "Нар. образование", 1960, No 8; Крупская Н. К., Пед. соч. в 10 тт., т. 1, М., 1957 (Автобиографич. статьи); Бабушкин. И. В., Воспоминания. 1893-1900 гг., М., 1955; Славные большевички. (Сб. очерков), М., 1958; Шелгунов В. A., Мои воспоминания о воскресных школах, "Школа взрослых", 1939, No 7.

M. Г. Седов. Москва, А. С. Бланк. Череповец.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — 0

Найдено книг по теме ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — 0

Найдено презентаций по теме ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — 0

Найдено рефератов по теме ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — 0