ВОСТОКОВ, о. Владимир ИгнатьевичВОСТОРГОВ Иван Иванович

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение:

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

нем. Morgenkunde, Orientalistik; франц. orientalistique). Термин "востоковедение" - европейский, у народов Востока отсутствующий, а если и появляющийся, то как переводный и обозначающий чисто европ. явление.

Понятие "Восток" как обозначение некоего особого мира, естественно, могло зародиться только на "Западе". При изучении истории этого понятия открывается, что "Западом" была в данном случае Европа и впервые противопоставили себя "Востоку" древние народы Европы - греки и римляне. Для греков "Востоком" было все, что лежало к востоку за пределами эллинского мира, прежде всего - древняя Персия, Однако в эпоху эллинизма (4-1 вв. до н. э.), когда образовался круг эллинистических гос-в, охватывавших взаимоприлегающие части трех материков - Европы, Азии и Африки, понятие "Восток" для греков потеряло свое специфич. значение, но оно появилось у римлян. При этом у римлян Востоком стало все, что лежало к востоку от Италии, т. е. в том числе и европ. Греция. Особенно ясно такое представление сказалось в том, что при распаде в конце 4 в. Римской империи та ее часть, к-рая занимала Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию и Египет, получила наименование Восточной, Западной же стала Италия со своим романизованным хинтерландом - Галлией, Аквитанией, Испанией. Такое же представление о Востоке сохранилось и у народов, наследовавших Западно-Римскую империю: для них Востоком была и Византия. Таким образом, в средние века для народов Европы Востоком стали страны Азии, заселенные арабами, тюрками, монголами, иранцами, китайцами, индийцами, малайцами, японцами, корейцами и т. д., а также страны, находившиеся под их властью, как, напр., Сев. Африка на всем своем протяжении от Египта до Марокко, где образовались различные араб. владения, и даже крайняя юго-зап. часть Европы - завоеванные арабами части Пиренейского п-ова; Востоком стали и славянские земли Балканского п-ова, подпавшие под власть турок. Для народов Зап. Европы в средние века и даже позднее Востоком были и страны Вост. Европы, не входившие в политич. орбиту "Священной Римской империи". Остатки такого представления о Востоке сохранились в странах Зап. Европы и Америки до наших дней.

В. как особая отрасль знания возникло в 16-17 вв. в тех странах, к-рые вступили на путь колониальных захватов. Первыми из таких стран были Голландия, Англия и Франция. Именно в этих странах, а не в Португалии и Испании, ранее начавших заморские завоевания, впервые начало развиваться В. Португальцы и испанцы были завоевателями феод. типа, голландцы, англичане и французы - завоевателями капиталистич. типа. Нидерландская революция 2-й пол. 16 в. была первой в истории бурж. революцией; за ней последовали такие же революции в Англии и Франции. Движение этих передовых для своего времени стран за свои рубежи было началом большого историч. процесса - образования мировой системы капитализма, в к-рую втягивались на положении колоний или полуколоний страны, в своем общественно-экономич. развитии по разным причинам временно отстававшие от указанных стран Европы, но обладавшие богатыми естеств. ресурсами или выгодно расположенные на путях мировой торговли.

Превращение Востока сначала в источник первоначального накопления, в дальнейшем - в источник обогащения торговой и пром. буржуазии сделало необходимым изучение Востока, т. е. колониальных, полуколониальных и зависимых стран Азии и Африки. Знание этих стран требовалось для управления теми из них, к-рые, как, напр., Индия, страны Индокитая и Индонезия, превратились в колонии Англии, Франции и Голландии; оно нужно было для подчинения своему влиянию тех стран, к-рые, как, напр., Турция, Персия, Афганистан, отчасти Китай, превратились в полуколония Франции и Англии или попали в зависимость от них. Изучение этих стран было необходимо и непосредственно для самой эксплуатации их. Все это и определило первоначальное направление В.: оно было чисто практическим.

Практическое В. слагалось из изучения языков и стран Востока в их современном для каждой эпохи состоянии. Но это изучение имело свои специфич. черты. Языки изучались так, чтобы сделать овладение ими по возможности легким для европ. колонизаторов, а это приводило к стремлению излагать строй вост. языков, их грамматику в привычных для европейцев терминах, в духе грамматик европ. языков. Изучение стран Востока слагалось из изучения географии (физической, экономической и политической) той или иной страны, населения (его этнич. состава, образа жизни, хоз. деятельности, нравов и обычаев, верований и культа), социальных отношений, характерных для общества этой страны, и ее политич. устройства; к этому добавлялись сведения о лит-ре данной страны и о ее истории. Особенностью такого изучения были его описат. характер и комплексность. Так сложились первые области В.: языкознание и страноведение, к-рые оставались до первых десятилетий 20 в. в учебных планах спец. уч заведений гл. предметами преподавания.

Научное В. сложилось в 18-19 вв. Проникновение европейцев в страны Востока имело одним из своих последствий вывоз оттуда памятников письменности. В гл. книгохранилищах Европы - в Лейдене, Лондоне, Париже, позднее в Петербурге - образовались богатейшие фонды вост. рукописей и ксилографов. Это были памятники истории, права, философии, религии, художеств. лит-ры, сочинения по географии, астрономии, агрономии и по др. отраслям естествознания. Изучение этих материалов и привело к образованию научного В.

Основной и долгое время единств. отраслью научного В. была вост. филология. Под ней разумелись "писание памятников, издание их, критика текста, исследование происхождения данного памятника, его перевод и подробное комментирование. В дальнейшем к рукописным и ксилографич. материалам стали все в большем числе добавляться эпиграфические - надписи на камнях, металлических сосудах и т. д. Рядом с вост. филологией, вернее как часть ее, стала развиваться вост. эпиграфика. Ввиду того, что нек-рые из таких памятников и надписей были еще не расшифрованы (напр., египетская иероглифика, древнеперсидская и ассиро-вавилонская клинопись), понадобилась особая работа по расшифровке таких видов письма. В связи с этим в составе вост. филологии образовалась наука о письменности. Особенностью вост. филологии является ее комплексность - еще большая, чем в классич. филологии. В вост. филологии соединились элементы языкознания, литературоведения, истории, философии, истории религии. Такой характер этой науки сложился в известной степени под влиянием общего состояния гуманитарных наук в то время, когда складывалась вост. филология, но, с др. стороны, комплексность вызывалась и тем, что большая часть памятников для успешной работы над ними требовала прежде всего знания языка, истории данной страны, ее культуры, литературы, а кроме того, и той спец. области, к к-рой принадлежал памятник. Вост. филология в таком смысле сохраняет свое значение и в наше время, поскольку очень много памятников остается еще не изученными, а их изучение по-прежнему требует комплекса знаний. Изучение же их необходимо для восстановления полной картины истории, культуры и лит-ры мн. стран Востока - не только исчезнувших гос-в древности, но и ныне существующих и развивающихся гос-в. Перед вост. филологией еще продолжает стоять задача введения в науку огромного количества материалов. Несомненно, что развитие научного В., как и практического, было связано с задачами, стоявшими перед гос-вами Европы в эксплуатации ими своих колоний, полуколоний и зависимых стран на Востоке: для поддержания своей власти или своего влияния в этих странах требовались все большая осведомленность в жизни того или иного народа, более глубокое понимание нац. традиций, мировоззрения, социальных отношений с тем, чтобы с одним бороться, с другим уживаться, третьим пользоваться. Но наряду с этим развитие научного В. стимулировалось и общим расширением междунар., экономич., политич. и культурных связей, расширением, сопровождавшим процесс установления мирового рынка и мировой системы капитализма. В процессе развития этих связей, крайне разнородных, противоречивых, культура и наука стран Запада проникали в страны Востока, многое из культуры, искусства, литературы, философской мысли стран Востока переходило в страны Запада. Этот обмен был нужен обеим сторонам, и он служил могучим фактором развития В. Характерная для европейского 19 в. тяга к универсальности вызвала развитие всеобщей истории, к-рая без вост. материала была бы невозможна. Новый этап в истории науки о языке выразился в создании т. н. сравнительно-исторического языкознания, а оно зародилось как прямое следствие знакомства с санскритом. Первые всеобъемлющие классификации языков (и генеалогическая, и морфологическая) смогли появиться только с привлечением материала вост. языков. Изучение лит-ры вост. народов двигалось не только интересами востоковедов и общим развитием В., но и потребностями создания новой литературы европ. народов. Творчество И. В. Гете представляет, с одной стороны, итог предыдущей лит-ры эпохи европ. Просвещения, с другой - гениальный прорыв в будущее, при этом в один из очень важных моментов творческого развития нем. поэта у него далеко не случайно появился "Западно-восточный диван". "Восточными стихотворениями" В. Гюго утверждалась во Франции новая поэзия эпохи - романтическая. Обращение к "Шахнаме" и к "Махабхарате" помогло В. А. Жуковскому укрепить романтич. поэзию в России. Вез восточных поэм нельзя представить полностью облик Дж. Байрона.

Ближний Восток, к к-рому в нач. 19 в. относили и Грецию, вызвал к жизни то своеобразное явление в лит-ре и иск-ве Зап. Европы 1-й пол. 19 в., к-рое получило наименование "экзотизма". Такие и многие др. подобные явления свидетельствуют о том, что В. в 18-19 вв., т. е. в эпоху своего интенсивного развития, было тесно связано с запросами и интересами общества и культуры своего времени.

Вместе с этим на научном В. чрезвычайно отчетливо отразились общие пороки бурж. науки, прежде всего непонимание подлинного существа историч. процесса. К этому добавлялся европоцентризм, вызванный двумя обстоятельствами: господствующим положением на Востоке и недостаточным знанием истории народов Востока. Установление господства капиталистич. держав Европы во многих странах Востока рассматривалось бурж. наукой как нечто естественное. Отставание стран Востока мыслилось не как явление временное, а как нечто извечное, фатальное. Очень явственно такой взгляд проявился уже у Ф. К. Шлоссера: он полагал, что в гос-вах Востока "религия, обряды, литература, светское государственное устройство, даже искусство основано на том, чтобы все существующее оставалось неизменным, чтобы не допускалось ни дальнейшее развитие собственной культуры, ни влияние культуры иноземной". Школа Г. Винклера даже изобрела некое специфич. "древневосточное мировоззрение", якобы сложившееся в древнем Вавилоне, но оттуда перешедшее к прочим народам Востока. Суть этого "мировоззрения" состояла в том, что все происходящее на земле в жизни людей, в истории народов является лишь отражением происходящего на небе. Из этого выводили даже "особую психологию" народов Востока, будто в корне отличающуюся от психологии народов Запада. Т. о. считалось, что лишь народы Европы способны к историч. прогрессу, народы же Востока пребывают в состоянии вековечного застоя.

С конца 19 в. положение, однако, стало меняться. Это очень отчетливо проявилось, напр., в работах В. В. Бартольда. Он отказывался считать, что на Востоке все определялось религией: "под знамением религиозной идеи и на Востоке, как и в Европе, - писал он в 1911, - нередко происходили движения, в действительности вызванные сословными, экономическими и политическими интересами". Признавая, что буддизм остановил политич. и экономич. развитие Тибета и Монголии, Бартольд полагал, что это объяснялось "не столько догматами религии, сколько связанным с религией социальным явлением - развитием монастырской жизни, которому китайское правительство из политических расчетов оказало поддержку, в то же время остановив его успехи в самом Китае". История Востока, по его мнению, может быть объяснена только путем применения тех же научных методов, к-рые применяются к истории Европы, что в истории Востока, как и в истории Европы, развитие и упадок культуры объясняются гл. обр. сближением с др. культурными народами или отчуждением от них, что в этой цепи культурного взаимодействия нет промежутка между Востоком и Западом.

Такое изменение подхода к изучению Востока было вызвано двумя причинами. Первой из них была все усиливавшаяся дифференциация того комплекса, к-рый именовался В. Она вызывалась как общим прогрессом научного исследования в области обществ. наук, так и накоплением материала, уже не могущего быть предметом одной филологии даже при всей ее комплексности. Филологич. комплекс явно распадался на специальные области - историю, литературоведение, языкознание, историю философии, историю религии и т. д. В. шло на сближение с обществ. науками вообще. Этот процесс был абсолютно необходим для дальнейшего прогресса В. Само слово "востоковедение" должно было получить значение совокупности по материалу, а не по каким-то специфич. методам исследования. Второй причиной изменения положения в прежнем В. было большое развитие практич. В., усиление изучения совр. Востока. Восток изучался не по старым письменным памятникам, а по совр. документам, по текущим материалам, а это требовало специализации. Экономич. жизнь требовала экономиста, литература - литературоведа или критика, языковая практика - языковеда. На этой почве возникла обширная учебная, описательная, очеркистская литература, образовалась востоковедная публицистика. По мере развития такой лит-ры в ней стали появляться работы чисто исследовательского характера, и это были уже работы не востоковедно-филологические, а экономические, этнографические, лингвистические. Так из двух встречных потоков и сложилась специальная востоковедная лит-ра. Следует добавить, что определенную роль в образовании такой лит-ры сыграло и развитие научно-исследовательской работы в странах Востока: во многих из этих стран появились ученые, изучавшие свой материал теми же методами, которыми оперировала наука на Западе. Но ученый-китаец, работающий в области истории своей страны, никак не может быть назван "синологом", ученый-японец, дающий работу по истории япон. языка, никак не "японовед"; первый - историк-специалист по истории Китая, второй - лингвист-специалист по япон. языку. И так во всех областях. Все более развивалась специализация и среди востоковедов-европейцев.

Соответственно изменялось и значение термина "В.". Он стал обозначать не какую-то особую комплексную научную дисциплину, а совокупность отдельных дисциплин, объединенных только принадлежностью материала к.-л. одной стране Востока или к.-л. специфич. явлению для одной или нескольких стран Востока.

Развитие именно спец. исследований требуется всей совр. наукой. Сейчас стало совершенно ясно, что ни одна из областей обществоведения не может быть продвинута вперед без вост. материала. Нельзя и думать о создании полноценной теории языка без одноврем. привлечения материалов как языков Запада, так и языков Востока. То же можно сказать об историч. науке, о лит-ре. Многие теоретич. концепции в гуманитарных науках все еще остаются теми, к-рые созданы на основе одностороннего изучения явлений истории и культуры народов Запада. Эти концепции необходимо проверить материалом Востока, чтобы правильное в них было подтверждено, ошибочное исправлено, недостаточное пополнено. Таким путем могут быть созданы положения, имеющие действительно всеобъемлющий характер.

Гл. условием, обеспечивающим научную плодотворность и полноценность такой работы, является ведение ее на основе марксистской концепции историч. процесса и вообще на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Этот путь устраняет препятствия, мешавшие прежнему В. всюду достигать полноценных научных результатов. Главные из таких препятствий - ошибочное представление о каких-то особых путях истории народов Востока, чуть ли не принципиально отличных от путей истории народов Запада; глубоко порочное представление о каком-то превосходстве европ. народов, якобы единственно способных к социальному и культурному прогрессу, и связанная с этим ложная концепция об извечном отставании Востока; недооценка науки, развивавшейся и развивающейся в различных странах Востока. Обращение к марксистской теории историч. процесса позволит понять отличное как своеобразное, за различным увидеть общее; факты опережения или отставания понять как явления временные и исторически конъюнктурные; увидеть, что в одну эпоху имело место социальное и культурное отставание всего Востока или к.-н. из его частей, в другую - такое же отставание всего Запада или к.-н. из его частей. Все это в конечном итоге приведет к раскрытию постоянных, глубоких, органических связей всей жизни народов Запада и Востока. Именно такое научное В. в разных специальных областях и создается в нашей стране.

См. Арабистика, Африканистика, Византиноведение, Египтология, Индология, Иранистика, Семитология, Синология, Тюркология, Японоведение.

Лит.: Бартольд В., История изучения Востока в Европе и в России, 2 изд., Л., 1925; Конрад Н. И., Об изучении восточных языков в наших высших учебных заведениях, "Вопросы языкознания", 1952, No 1; его же, О путях развития советского востоковедения, там же, 1956, No 5; Задачи журнала "Советское востоковедение", "СВ", 1955, No 1; О перспективах развития советского востоковедения. (Изложение доклада директора Института Востоковедения АН СССР Б. Г. Гафурова на Всесоюзной конференции востоковедов в Ташкенте, 2 июня 1957 г.), "СВ", 1957, No 3.

Н. И. Конрад, Москва.

Основные научные учреждения, занимающиеся изучением Азии

Основные научные учреждения, занимающиеся изучением Африки, см. в статье Африканистика.

Австралия. Мельбурнский ун-т (University of Melbourne) (осн. 1853): Отделение семитологии (Department of Semitic Studies), Афро-Азиатское об-во при ун-те (The Melbourne University´s Afro-Asian Society); Австралийский ин-т археологии (The Australian Institute of Archaeology), Мельбурн.

Австрия. Австрийская АН (?sterreichische Akademie der Wissenschaften), Вена (осн. 1847); Венский ун-т (Universit?t Wien) (осн. 1365); Индологический институт (Indologisches Institut), Вена; Венский музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum) (осн. 1891); Венский музей этнографии (Museum f?r V?lkerkunde) (осн. 1876) ("Archiv f?r V?lkerkunde"); Грацский ун-т (Universit?t Graz) (осн. 1586); Инсбрукский ун-т (Universit?t Innsbruck) (осн. 1677).

Албания. Гос. ун-т в Тиране (Universiteti Shtetеror i Tiranеs) (осн. 1957).

Афганистан. Историческое об-во Афганистана, Кабул (осн. 1942) (журналы "Ариана" на фарси, "Афганистан" на англ. и франц. яз.); Афганская академия ("Пашто толына"), Кабул (осн. 1937) (журн. "Кабул" на пушту); Кабульский ун-т (осн. 1931): Факультет права и политич. наук.

Бельгия. Королевская академия наук, лит-ры и искусств Бельгии, Брюссель; Королевская фламандская академия словесности и изящных искусств (Koninklijke Vlaamse Academie voor Wetenschappen, Letteren en Schone Kunsten van Belgiе), Брюссель; Университетский ин-т заморских территорий (Institut Universitaire des Territoires d´Outremer), Антверпен; Свободный ун-т Брюсселя (Universit? Libre de Bruxelles) (осн. 1834): Ин-т восточной и славянской филологии и истории (L´Institut de Philologie et d´Histoire Orientale et Slave), Факультет философии и словесности (Facult? de Philosophie et Lettres); Бельгийский ин-т высших исследований (Institut des Hautes ?tudes de Belgique), Брюссель (осн. 1922): Подсекция археологии и вост. языков (Sub-section Archeology et Langues Orientales); Королевское бельгийское об-во антропологии и предыстории (Soci?t? Royale Belge d´anthropologie et de pr?histoire), Брюссель (осн. 1882) ("Bulletin de la soci?t? Royale Belge d´anthropologie et de pr?histoire"); Нац. центр по изучению современного мусульманского мира Centre d´?tude des Probl?mes du Monde Musulman Contemporain), Брюссель ("Bull?tin d´informations"); Гос. ун-т Гента (Rijksuniversiteit Gent) (осн. 1817): Высший ин-т истории иск-ва и археологии (Hoger Instituut voor Kunstgeschiedenis en Oudheidkunde) (осн. 1920); Ин-т вост., восточноевроп. и африканских языков и истории; Католический ун-т Лувена (Universit? Catholique de Louvain) (оси. 1425); Ин-т востоковедения (Institut Orientaliste) (осн. 1936) ("Le Mus?on", "Biblioth?que du Mus?on").

Бирма. Ун-т Мандалая (осн. 1958); Рангунский ун-т (осн. 1920); Бирманское исследовательское об-во при Рангунском ун-те; Гос. историч. комиссия Бирмы, Рангун; Бирманское об-во переводов, Рангун.

Болгария. Болгарская АН, София (осн. 1911): Ин-т истории, осн. 1947; Софийский гос. ун-т (осн. 1888): Философско-историч. факультет (осн. 1888).

Великобритания. Бирмингемский ун-т (Birmingham University) (осн. 1900): Отдел древней истории и археологии (Birmingham University, Department of Ancient History and Archaeology); Даремский ун-т (Durham University) (осн. 1832): Университетский колледж, Школа изучения Востока (The Durham College in the University of Durham. School of Oriental Studies); Ассоциация британских востоковедов (The Association of British Orientalists), Кембридж; Кембриджский ун-т (University of Cambridge) (осн. в нач. 13 в.): Ин-т вост. исследований (University of Cambridge, Institute of Oriental Studies); Ун-т Ливерпула (University of Liverpool) (осн. 1903); Школа археологии и изучения Востока (The University of Liverpool, School of Archaeology and Oriental Studies); Лидс-ский ун-т (University of Leeds) (осн. 1904): Факультет семитских языков и лит-ры (Department of Semitic Languages and Literatures); Британская академия (The British Academy), Лондон (осн. 1901); Королевское азиатское об-во Великобритании и Ирландии (The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland), Лондон (осн. 1823) ("Journal"); Королевское общество изучения Центр. Азии (Royal Central Asian Society), Лондон (осн. 1901) ("Journal"); Центр по исследованию Центр. Азии (Central Asian Research Centre), Лондон; Исламский культурный центр (Islamic Cultural Centre), Лондон (осн. 1944) ("The Islamic Quarterly"); Об-во изучения текстов языка пали (Pali Text Society), Лондон; Королевское географическое об-во (Royal Geographical Society), Лондон (осн. 1830) ("Geographical Journal"); Лондонский ун-т (University of London) (осн. 1836): Школа вост. и африканских исследований (School of Oriental and African Studies) (осн. 1916) ("The Bulletin"), Институт археологии (Institute of Archaeology) (осн. 1936); Лондонская школа экономики (London School of Economics); Индийский ин-т культуры (The Indian Institute of Culture), Лондон; Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum); Лондон (осн. 1852); Британский музей (The British Museum), Лондон (осн. 1753): Отдел вост. древностей (Department of Oriental Antiquities, British Museum), Отдел западноазиатских древностей (Department of Western Asiatic Antiquities), Отдел вост. рукописей (Department of Oriental Printed Books and Manuscripts, British Museum); Манчестерский ун-т (University of Manchester) (осн. 1903): Египетское и вост. об-во (Egyptian and Oriental Society of the Manchester University); Оксфордский ун-т (University of Oxford) (осн. в 12 в.): Индийский ин-т (Indian Institute of Oxford University), Университетский колледж (University College); "Музей Ашмола" (Ashmolean Museum), Оксфорд; Университетский колледж Суонси (University College of Swansea) (осн. 1920); Королевское об-во Эдинбурга (Royal Society of Edinbourg); Эдинбургский ун-т (University of Edinbourg) (осн. 1583): Отдел санскрита (Department of Sanskrit), Отдел урду (Department of Urdu), Отдел археологии (Department of Prehistoric Archaeology), Новый колледж (New College).

Венгрия. Венгерская академия наук (Magyar Tudom?nyos Akad?mia), Будапешт (осн. 1825): Ин-т археологии, Ин-т этнографии, Ин-т языкознания, Отделение языка и литературы, Комитет востоковедения; Музей истории искусств, Будапешт; Будапештский ун-т (Tudom?nyegyetem Budapest); Институт тюркологии (Egyetemi T?r?k int?zet).

Демократическая Республика Вьетнам. Государственный комитет по делам науки (Uy ban Khoa hoc nha nu´o´c), Ханой: Ин-т истории (Vi?n lich su´), Ин-т экономики (Vi?n Kinh t?), Ин-т лит-ры (Vi?n van hoc).

Германская Демократическая Республика. Германская академия наук в Берлине (Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin) (осн. 1700): Научно-исследовательский ин-т востоковедения (Institut f?r Orientforschung der Deutschen Akademie der Wissenschaften); Ун-т им. Гумбольдта (Humboldt Universit?t), Берлин (осн. 1809): Восточно-Азиатский ин-т (Humboldt Universit?t, Ostasiatisches Institut), Ин-т индологии (Institut f?r Indienkunde), Институт иранских и кавказских языков (Institut f?r iranische und kaukasische Sprachen); Ун-т им. Мартина Лютера (Martin Luther Universit?t), Галле (осн. 1694): Вост. семинар (Orientalisches Seminar), Семинар общего языкознания и индологии (Seminar f?r allgemeine Sprachwissenschaft und Indologie), Археологич. семинар (Archeologisches Seminar); Ун-т им. Фридриха Шиллера (Friedrich Schiller Universit?t), Иена (осн. 1558): Ин-т общего языкознания (Institut f?r allgemeine Sprachwissenschaft), Индо-Германский семинар (Indogermanisches Seminar); Ун-т им. Карла Маркса (Karl-Marx Universit?t), Лейпциг (осн. 1409): Восточно-азиатский ин-т (Ostasiatisches Institut), Ин-т индологии (Indisches Institut), Ин-т востоковедения (Orientalisches Institut).

Греция. Афинская академия (Akademia Athenon), Афины (осн. 1926); Народный ун-т (Athinisin Ethnikon kai Kapodistriakon Panepistimion), Афины (осн. 1837); Французская школа археологии (?cole Fran?aise d´arch?ologie), Афины (осн. 1846); Ун-т в Салониках (Aristotelion Panepistimion Thessalonikis) (осн. 1925).

Дания. Королевская датская академия наук (Det Kongelige Danske Videnskabernes Selskab), Копенгаген (осн. 1742); Королевская академия изящных искусств (Det Kongelige Akademi for de Skonne Kunster), Копенгаген (осн. 1754); Копенгагенский ун-т (K?benhavns Universitet) (осн. 1479): Ин-т Центр. Азии (Universitets centralasiatiske Institut); Национальный музей (Nationalmuseet), Копенгаген (осн. 1807); Ун-т в Орхусе (Erhus Universitet) (осн. 1928): Ин-т доисторической археологии (Aarhus Universitet, Institut prehistorisk Archeology); Датское востоковедное общество (Danisch Oriental Society), Копенгаген.

Западный Берлин. Свободный ун-т (Freie Universit?t) (осн. 1948): Ин-т религии, Секция исламоведения (Freie Universit?t. Religionswissenshaftliches Institut. Islamkundliche Sektion), Индо-германский семинар, Индо-иранское отделение (Indo-germanisches Seminar. Indo-Iranische Abteilung), Восточный институт (Freie Universit?t. Orient-Institut), Институт переднеазиатских древностей (Freie Universit?t. Institut f?r Vorderasiatische Altertumskunde), Восточно-азиатский семинар (Freie Universit?t. Ostasiatisches Seminar), Германский археологический институт (Deutsches Arch?ologisches Institut).

Израиль. Еврейский ун-т, Иерусалим (осн. 1918): Ин-т востоковедения; Ун-т Тель-Авива (осн. 1953); Востоковедное общество Израиля (осн. 1949).

Индия. Ун-т Агры (Agra University) (осн. 1927); Агра-колледж (Agra College) (осн. 1823); Мусульманский университет в Алигархе (Aligarh Muslim University) (осн. 1921); Индийская академия (Hindustani Academy), Аллахабад; Аллахабадский ун-т (University of Allahabad) (осн. 1887); Исследовательский ин-т им. Ганганатха Джха (Ganganatha Jha Research Institute): Халса-колледж (Khalsa College); Университет Аннамалаи (Annamalai University) (осн. 1928), Амритсар; Ун-т Бароды (осн. 1949): Институт востоковедения (University of Baroda, Oriental Institute); Бенаресский индусский ун-т (Banaras Hindu University) (осн. 1916); Колледж индологии (College of Indology), Колледж изучения востока и теологии (College of Oriental Learning and Theology); Индийское общество наук (Bharatiya Jnana Pith), Бомбей; Исследовательский ин-т востоковедения Камы (Cama Oriental Research Institute), Бомбей; Азиатское общество Бомбея (Asiatic Society of Bombay) (осн. 1804); Индийский статистический институт, Бомбейское отделение (Indian Statistical Institute. Bombay Branch); Бомбейский ун-т (Bombay University) (осн. 1857); Ин-т общественных наук Таты (Tata Institute of Social Sciences); Исследовательский ин-т по изучению ислама и урду (Islam and Urdu Research Institute), Бомбей; Индийское общество антропологии (The Antropological Society of India); Ун-т Андхры (Andhra University), Вальтер (осн. 1926); Исследовательский ин-т Джайна (Jain Research Institute), Видарбха; Ун-т в Гаухати (University of Gauhati) (осн. 1948); Делийский ун-т (Delhi University) (осн. 1922); Делийская школа экономики (Delhi School of Economics); Литературная академия (Sahitya Academy, Дели; Ин-т исследования ислама (Institute of Islamic Research), Дели; Индийская школа международных отношений (Indian School of International Studies); Международная академия индийской культуры (International Academy of Indian Culture); Ун-т Раджпутаны (University of Rajputana), Джайпур; Правительственный колледж памяти Ганди (Government Gandhi Memorial College), Джамму; Дибругархский колледж им. X. С. Кави (Dibrugarh H. S. Kavi College); Калькуттский ун-т (Calcutta University) (осн. 1857); Джадавпурский ун-т (Jadavpur University), Калькутта (осн. 1955); Индийский статистический ин-т (Indian Statistical Institute), Калькутта (осн. 1931) ("The Indian Journal of Statistics"); Санскритский колледж (Sanskrit College), Калькутта; Ин-т азиатско-африканских отношений (Institute of Asian African Relations); Азиатское общество (Asiatic Society), Калькутта (осн. 1784) ("Journal"); Ун-т Лакхнау (Lucknow University) (осн. 1921); Исследовательский институт им. Каппусвами Шастри (Kuppuswami Sastri Research Institute), Мадрас (осн. 1944), ("Journal of Oriental Research"); Мадрасский ун-т (University of Madras) (осн. 1857); Санскритская академия в Мадрасе (The Madras Sanskrit Academy); Академия тамильской культуры (Academy of Tamil Culture); Исследовательский ин-т востоковедения (Oriental Research Institute), Майсур; Нагпурский ун-т (University of Nagpur) (осн. 1923); Правительственный колледж (Government College), Найни-Тал; Бихарский ун-т (Bihar University), Патна (осн. 1952); Исследовательский ин-т им. К. П. Джаясвала (К. P. Jayaswal Research Institute), Патна; Пенджабский ун-т (Punjab University) (осн. 1947); Ун-т Пуны (University of Poona), (осн. 1949); Колледж Декана для аспирантов и исследовательский ин-т (Deccan College Post-Graduate and Research Institute), Пуна (осн. 1939); Ин-т Гокхале по изучению политики и экономики (Gokhaie Institute of Politics and Economics), Пуна; Исследовательский ин-т востоковедения Бхандаркара (Bhandarkar Oriental Research Institute), Пуна (осн. 1917); Ун-т Саугара (University of Saugar) (осн. 1946); Восточный колледж (Oriental College), Сринагар; Литературная академия Кералы (Kerala Sahitya Academy), Тривандрам; Ун-т Кералы (University of Kerala), Тривандрам (осн. 1937); Османский ун-т (Osmania University), Хайдарабад (осн. 1918); (Колледж Низама (Nizam College), Хайдарабад; Ин-т изучения вед им. Вишвешварананда (Vishveshvaranand Vedic Research Institute), Хошиарпур (осн. 1903) ("Vishva Jyoti", "Vishva Sahitya"); Ун-т Вишвабхарати (Visva-Bharati Hindi Bhavana), Шантиникетон (осн. 1921).

Индонезия. Ун-т Паджаджаран (Universitet Padjadjaran), Бандунг (осн. 1956); Ученый совет Индонезии (Madjelis Ilmu Pengetahuan Indonesia, Джакарта (осн. 1956); Индонезийский ун-т (Universitet Indonesia), Джакарта (осн. 1950); Научно-исследовательский ин-т по изучению языка и культуры (Lembaga Penjelidikan Bahasa dan Kebudajaan), Джакарта; Научно-исследовательский ин-т истории Индонезии (Lembaga Ilmiah Indonesia Untuk Ponjelidikan Sedjarah), Джакарта; Археологическая служба (Dinas Purbakala), Джакарта; Ассоциация ученых по индонезийской литературе (Ikatan Sardjana Sastra Indonesia), Джакарта; Ун-т Гаджа Мада (Universitas Gadjah Mada), Джокьякарта (осн. 1949); Ун-т Эрланга (Universitas Airlangga), Сурабая (осн. 1954).

Ирак. Иракская академия наук, Багдад; Багдадский ун-т (осн. 1958); Иракский музей, Багдад (осн. 1923).

Иран. Тебризский ун-т (осн. 1947); Тегеранский ун-т (осн. 1935); Археологический музей, Тегеран (осн. 1936).

Испания. Ун-т Барселоны (Universldad de Barcelona) (осн. 1450); Ун-т Гранады (Universidad de Granada) (осн. 1526): Школа арабистики (Escuela de Estudios Arabes, Universidad de Granada); Ун-т Мадрида (Universidad de Madrid) (осн. 1508); Отделение санскрита (Seminario de Sanscrito); Ин-т испано-арабской культуры (Ministerio de Asuntos Exteriores Instituto Hispano-arabe de cultura), Мадрид; Ун-т Сарагосы (Universidad de Zaragoza) (осн. 1542).

Италия. Болонский ун-т (Universit? degli Studi di Bologna) (осн. в 11 в.); Миланский ун-т (Universit? degli Studi di Milano) (осн. 1925): Ин-т археологии (Istituto di Archeologia Universit? degli Studi di Milano), Институт географии (Universit? degli Studi di Milano. Istituto di geografia); Ломбардский институт Академии наук и литературы (Istituto Lombardo, Accademia di Scienze e Lettere), Милан; Ун-т Неаполя (Universit? degli Studi di Napoli) (осн. 1224): Ин-т востоковедения (Istituto Universitario Orientale), Неаполь (осн. 1732); Палермский ун-т (Universit? degli Studi di Palermo) (осн. 1777); Национальная академия деи Линчей (Accademia Nazionale dei Lincei), Рим (осн. 1603): Библиотека, Восточный отдел (La Sezione Orientale (Fondazione Caetani) della Biblioteca dell´ Accadimia Nazionale dei Lincei); Итальянский ин-т изучения Среднего и Дальнего Востока (Istituto per il Medio ed Estremo Oriente), Рим; Итальянский исторический ин-т медиевистики (Istituto Storico Italiano per il Medio Evo), Рим; Римский ун-т (Universit? degli Studi di Roma) (осн. 1303): Ин-т вост. исследований (Universit? di Roma, Istituto di Studi orientali); Ин-т востоковедения (Istituto per L´oriente), Рим; Ун-т Турина (Universit? degli studi di Torino) (осн. 1405); Флорентийский ун-т (Universit? degli Studi di Firenze) (осн. 1321).

Канада. Ун-т Британской Колумбии (The University of British Columbia), Ванкувер (осн. 1908); Мак-Гилла ун-т (McGill University), Монреаль (осн. 1821); Ун-т Монреаля (осн. 1876): Ин-т географии (Universit? de Montreal, Institut de G?ographie), Ин-т изучения средневековья (Institut d´Etudes M?di?vales. L´Universit? de Montreal); Ун-т Торонто (University of Toronto) (осн. 1827): Отделение Восточной Азии (Department of East Asiatic Studies, University of Toronto), Университетский колледж. Отделение Ближнего Востока (University College, Department of Near Eastern Studies).

Китай. Академия наук, Пекин (осн. 1949): 1-й и 2-й ин-ты истории, 3-й ин-т истории, Ин-т экономики, Ин-т научной информации, Ин-т литературы, Ин-т языков национальных меньшинств, Ин-т языкознания, Ин-т философии, Ин-т археологии; Народный ун-т, Пекин (осн. 1950); Пекинский ун-т, Ун-т им. Сун Ят-сена, Гуанчжоу; Нанькайский ун-т, Тянь-цзинь; Уханьский ун-т; Чунпинский ун-т; Чэндуский ун-т; Ун-т Фудань, Шанхай.

Корейская Народно-Демократическая Республика. Академия наук КНДР, Пхеньян (осн. 1952): Ин-т истории, Ин-т экономики, Ин-т языкознания; Ун-т им. Ким Ир Сена, Пхеньян (осн. 1946).

Малайская Федерация. Малайский ун-т, Куала-Лумпур (осн. 1959).

Монгольская Народная Республика. Академия наук, Улан-Батор (осн. 1961); Монгольский гос. ун-т им. X. Чойбалсана, Улан-Батор (осн. 1942).

Нидерланды. Общество востоковедов Нидерландов (О osters Genootschap in Nederland), Амстердам; Королевская нидерландская академия наук (Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen), Амстердам (осн. 1808); Амстердамский ун-т (Universiteit van Amsterdam) (осн. 1632): Отделение социологии и истории Юго-Восточной Азии (Sociologisch-Historisch Seminarium voor Zuidoost Azie); Голландский королевский тропический ин-т (Koninklijk Instituut voor de Tropen), Амстердам; Королевский ин-т языкознания, страноведения и этнографии (Koninklij Instituut voor Taal-, Land- en Volkenkun-de), Гаага; Лейденский государственный университет (Rijks-universiteit te Leiden) (осн. 1575): Факультет словесности (Faculteit de letteren en Wijsbegeerte); Нидерландский ин-т археологии и филологии Ближнего Востока (Nederlandsch Archaeologisch-Philologisch Instituut voor net Nabije Oosten), Лейден; Нидерландский ин-т Ближнего Востока (Ne-derlands Instituut voor het Nabije Oosten), Лейден; Музей страноведения и народного иск-ва (Museum voor Land- en Volkenkunde), Роттердам (осн. 1883); Утрехтский ун-т (Rijks-universiteit te Utrecht) (осн. 1636).

Норвегия. Норвежская Академия наук (Norske Videnskaps Akademi i Oslo), Осло (осн. 1857); Ун-т Осло (Universitetet i Oslo) (осн. 1811): Ин-т семитологии (Semittisk Institutt Universitetet i Oslo), Индо-Иранский ин-т (Indo-Iransk Institutt) (осн. 1920); Норвежское востоковедное об-во (Norsk Orientalsk Selskap), Осло.

Пакистан. Ун-т Дакки (University of Dacca) (осн. 1921); Бенгальская академия (Bengal Academy). Дакка; Академия Икбала (Iqbal Academy), Карачи (осн. 1951); Об-во по развитию языка урду (Urdu Development Board), Карачи (осн. 1959); Пенджабский ун-т (University of Panjab), Лахор (осн. 1882): Отделение урду, Кафедра изучения ислама, Энциклопедия ислама, Восточный колледж (осн. 1870); Институт международных дел (Pakistan Institute of International Affairs), Карачи.

Польша. Польская академия наук (Polska Akademia Nauk)., Варшава (осн. 1952): Комитет востоковедения (Zaklad Orientaiistyki Polskiej Akademii Nauk), Ин-т истории (Instytut Historii Polskiej Akademii Nauk); Польское об-во востоковедов (Polskie Towarzystwo Orientalistyczne), Варшава (осн. 1922) ("Przeglad Orientalistyczny"); Варшавский ун-т (Universytet Warszawski) (осн. 1816): Ин-т ориенталистики (Instytut Orientalistyczny, Universytet Warszawski); Ин-т международных отношений (Polski Instytut Spraw Miedzynarodowych), Варшава: Отдел стран Азии и Африки; Ин-т географии (Instytut Geograficzny w Warszawie); Краковский ун-т (Universytet Krakowski) (осн. 1364): Кафедра восточной филологии.

Португалия. Лисабонская академия наук (Academia des Ci?ncias de Lisboa) (осн. 1779); Лисабонский ун-т (Universidade da Lisboa) (осн. 1290).

Румыния. Академия Румынской Народной Республики (Academia Republicii Populare Rom?ne), Бухарест: Ин-т истории, Ин-т языкознания; Общество историч. и филологич. наук (Societatea de Stiinte Istorice si Filologice din R. P. R.), Бухарест.

Саудовская Аравия. Ун-т в Эр-Рияде (осн. 1957).

Сирия. Арабская академия, Дамаск (осн. 1919); Сирийский ун-т, Дамаск (осн. 1923).

СССР. Академия наук СССР, Москва (осн. 1724): Ин-т археологии, Ин-т географии (осн. 1930), Ин-т гос-ва и права (осн. 1936), Ин-т истории (осн. 1936) (отделение в Ленинграде), Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького (осн. 1938), Ин-т мировой экономики и междунар. отношений (осн. 1936), Ин-т народов Азии (осн. 1930) ("Народы Азии и Африки", "Азия и Африка сегодня") (отделение в Ленинграде), Ин-т философии (осн. 1936), Ин-т экономики мировой социалистич. системы (осн. в 1961), Ин-т этнографии им. H. H. Миклухо-Маклая (осн. 1937) (отделение в Ленинграде), Ин-т языкознания (осн. 1920) (отделение в Ленинграде), Библиотека АН СССР, Ленинград (осн. 1714), Фундаментальная библиотека обществ. наук (осн. 1918); Сибирское отделение АН СССР, Новосибирск: Бурятский комплексный научно-исследоват. ин-т, Улан-Удэ; Дальневосточный филиал им. В. Л. Комарова, Владивосток, Отдел истории, археологии, этнографии; Якутский филиал, АН СССР, Ин-т языка, литературы и истории, Якутск; Башкирский филиал АН СССР, Уфа, Ин-т истории, языка и лит-ры; Дагестанский филиал АН СССР, Махачкала (осн. 1950), Ин-т истории, языка и лит-ры; Казанский филиал АН СССР, Ин-т языка, литературы и истории; Всесоюзное гео-графич. об-во, Москва (осн. 1845); Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва (осн. 1862).

Азербайджанская ССР. Академия наук, Баку (осн. 1945): Ин-т архитектуры и искусства, Ин-т востоковедения, Ин-т истории, Ин-т лит-ры и языка им. Низами, республиканский рукописный фонд, Музей истории Азербайджана; Азербайджанский гос. ун-т им. С. М. Кирова, Баку (осн. 1919).

Армянская ССР. Академия наук, Ереван (осн. 1943): Сектор востоковедения отделения обществ. наук, Ин-т археологии и этнографии, Ин-т искусств, Ин-т истории, Ин-т лит-ры им. М. X. Абегяна, Ин-т языка; Н.-и. ин-т древних рукописей "Матенадаран", Ереван; Ереванский гос. ун-т (осн. 1920).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — 0