Возникновение и развитие феодализма в Корее

Найдено 1 определение
Возникновение и развитие феодализма в Корее

Положение в Корее в IV—VI вв. Государства Когуре, Пэкче и Силла
Развитие феодальных отношений в Корее шло медленно и неравномерно в разных частях страны. Оно сопровождалось длительной борьбой трех государств, существовавших тогда на полуострове, — Когуре, Пэкче и Силла. Борьба трех корейских царств особенно обострилась на последнем этапе их раздельного существования — с конца VI по конец VII в. Когуре, образовавшееся в 313 г. из древнего племенного союза, занимало северную часть полуострова и прилегающие части Южной Маньчжурии; Пэкче, возникшее в 346 г., — юго-западную; Силла, образовавшаяся в 356 г., — юго-восточную. Северная часть полуострова неоднократно подпадала под власть Китая. В ней издавна жило довольно многочисленное китайское население, вышедшее из северных областей Китая. Юг полуострова, отделенный от Японии узким проливом, постоянно подвергался набегам японцев, которые в IV в. даже закрепились на южной оконечности полуострова, образовав там свое владение, названное ими Мимана. Такое положение обусловило давнее и временами весьма заметное участие Китая и Японии в событиях на полуострове.
Раньше, чем в других царствах, феодальные отношения начали развиваться в северном государстве — Когуре. В китайских источниках указывается, что земля в Когуре была собственностью правителей государства, которые предоставляли крестьянам земельные участки с обязательством уплачивать налог продуктами земледелия, а также отбывать трудовую повинность по ремонту старых и по строительству новых оросительных сооружений, дворцов и крепостей. Кроме крестьян, участки земли предоставлялись и должностным лицам государственного аппарата в качестве вознаграждения за службу. Практиковались и земельные пожалования членам знатных фамилий.
Развитие феодальных отношений в Корее, как и в Китае, не сопровождалось полным исчезновением рабства. Рабы оставались и во владении государства, и во владении отдельных лиц, но они не играли крупной производственной роли. Развитие производительных сил обеспечивалось главным образом трудом надельного крестьянства, фактически прикрепленного к земле.
Несомненно, что географическая близость к Северному Китаю, где феодальные отношения складывались уже с давних пор, сыграла серьезную роль в более быстром развитии феодальных отношений в Когуре, тем более что в этом корейском государстве было особенно много переселенцев из северных районов Китая, которые принесли с собою свою сельскохозяйственную технику и ремесла. Влияние Китая в Когуре можно усмотреть в те времена и в организации управления по китайскому образцу, и в распространении китайской образованности. В последнюю четверть IV в. в Когуре проник из Китая и буддизм. В стране начали строиться храмы и монастыри. С этим было связано развитие в Когуре архитектуры, скульптуры и живописи.
Развитие феодальных отношений наблюдалось и в юго-западном корейском государстве Пэкче. Однако на внутреннем состоянии Пэкче тяжело отразилась почти непрекращавшаяся в течение целого столетия борьба с Когуре. Эта борьба разоряла страну, мешала земледельческому труду, вынуждала население искать себе прибежище в соседнем государстве — Силле. Связи Пэкче с Южным Китаем обусловили особенное развитие в Пэкче ремесел, ибо в Южном Китае продолжали процветать те ремесла, которые развились еще в Ханьской империи. В Северном Китае им был нанесен некоторый ущерб во время вторжений кочевников. Гончары, ткачи, оружейники, плотники, судостроители, вышивальщицы из Пэкче пользовались громкой славой не только на всем Корейском полуострове, но и в Японии, предъявлявшей постоянный спрос па их изделия. Связи с Южным Китаем, где культура была в это время выше, чем в Северном Китае, привели к тому, что знать Пэкче по уровню своего просвещения превосходила правящие слои Когуре и Силльи в конце IV в. в Пэкче появился буддизм.
Силла, занимавшая юго-восточную часть полуострова, в первое время была наиболее отсталым из трех корейских государств. Эта отсталость вызывалась и внутренним состоянием страны и ее отдаленностью от Китая — передовой в те времена феодальной страны Восточной Азии. Ближе всего к Силле находилась Япония. Но Япония в то время стояла на более низкой ступени общественного развития, чем Китай и сами корейские государства.
Однако с V в. положение в Силле стало меняться. Соседнее с Силлой государство Пэкче, подвергавшееся непрерывным ударам со стороны Когуре — самого сильного тогда государства на полуострове, — ослабло. Преследуя цель предотвратить нападение Когуре, Силла оказалась вынужденной действовать вместе с Пэкче. Это ускорило утверждение в Силле феодальных отношений, развившихся в Когуре и в Пэкче. Все заметнее в это время возрастало в Силле и влияние Китая.
Укрепление внешнего положения страны позволило правителям Силлы сделать попытку устранить угрозу с юга полуострова. Японская племенная знать и из Миманы, и со своих островов пользовалась любым случаем для вмешательства в борьбу корейских государств и неоднократно устраивала набеги на Силлу. Как один из наиболее опасных набегов, в источниках отмечается вторжение вооруженных японских отрядов в 433 г. Нападение было отбито, но столкновения с Японией продолжались и впредь.
Борьба Силлы и Пэкче с Когуре с перерывами продолжалась в общем почти 100 лет — с середины V до середины VI в. Эта борьба привела к ослаблению Пэкче и Когуре. К Силле отошла часть территории, принадлежавшей Когуре в центральной части страны. Силла вновь начала борьбу против Миманы. После длительной борьбы поставленная цель была достигнута: в 562 г. японских завоевателей изгнали с полуострова.
В это время в Силле происходило интенсивное развитие феодальных отношений. Как и в других корейских государствах, феодальная земельная собственность в Силле приняла форму надельной системы. Соответственно этому менялись и формы государству иного управления. Большее, чем раньше, объединение отдельных частей страны привело к усилению централизации управления. Уже в начале VI в. страна была поделена на области, округа, уезды. Названия новых административных делений и наименования должностей были китайскими. В Силле устанавливались формы государственного устройства, близкие к тем, которые выработались в Китае.
В первой половине VI в. в Силле появился буддизм. Новая религия сразу же нашла себе покровителей среди знати и в самом правящем доме. Централизованная и иерархически построенная буддийская церковь содействовала централизации и иерархической организации аппарата управления феодальным государством. Такова была обстановка на Корейском полуострове к концу VI в.
Объединение полуострова под властью Силлы
Несмотря на неудачи в столкновениях с Силлой, Когуре все еще оставалось грозным противником для Силлы. Будучи не в состоянии бороться с Когуре один на один, правители Сил лы, кроме союза с Пэкче, обеспечили себе помощь со стороны гораздо более грозной для Когуре силы — Суйской, а затем Танской империи. Это поставило Когуре перед необходимостью вести борьбу сразу с двумя противниками.
Правители образовавшейся в Китае в конце VI в. Суйской империи стремились ослабить граничащие с империей государства и не могли не придавать значения Когуре. В 612 г. большая китайская армия вторглась в его пределы. Флот направился в устье реки Тэдонган, на берегу которой стояла столица Когуре (позднейший Пхеньян) Войска Силлы и Пэкче предприняли наступление на Когуре с юга, однако встретили сильное сопротивление. Войсками Когуре командовал талантливый полководец — Ылчи Мун Док. Поддержанные населением, войска Когуре отразили нападение. Кроме того, массовые восстания в самом Китае заставили императора Ян Гуана, стоявшего во главе похода, повернуть назад.
Смена династий в Китае на время устранила для Когуре опасность с этой стороны. Однако после утверждения на престоле династии Тан войны между Китаем и Когуре возобновились. В 645 г., при втором танском императоре Ли Ши-мине (Тайцзуне), против Когуре была снова направлена большая армия. Однако упорное сопротивление войск Когуре под командованием полководца Енгэ Сомуна заставило танские войска и на этот раз отойти и удовольствоваться занятием владений Когуре в Южной Маньчжурии. Правители Когуре поспешили выступить против Силлы, но их действиям помешали новые вторжения китайских войск. В решительную фазу борьба Когуре с Танской империей вступила в конце 50-х годов VII в. На этот раз вторжение производилось с другой стороны: армия была переправлена через Желтое морей высажена на территории Пэкче, находившегося тогда в союзе с Когуре. В 660 г. войска Пэкче были разбиты, король взят в плен и увезен в Китай, где он вскоре и умер.
Несмотря на это, Пэкче продолжало оказывать сопротивление. В этот момент в борьбу вмешалась Япония. Потеряв в 562 г. свои владения на полуострове, правители Японии стремились вернуть их. Под предлогом помощи Пэкче они направили на полуостров большие силы, заняли Миману и попытались захватить всю территорию Пэкче. Однако население Пэкче упорно сопротивлялось. В конечном итоге японские отряды потерпели поражение и только незначительная их часть успела бежать на родину (663 г.).
Все же для борьбы одновременно против Танской империи, против Силлы и японской знати у Пэкче не хватало сил. В 663 г. Пэкче прекратило свое существование как государство. Его земли на некоторое время отошли к Танской империи.
Затем Танская империя и Силла обратились против Когуре. Это государство было сильно ослаблено затянувшейся борьбой. Еще больше его силу подорвали усобицы между представителями знати, в которые был вовлечен и королевский дом. И знать, и сам король склонялись к тому, чтобы признать власть ганской империи, лишь бы не попасть в руки Силлы. В результате правители Когуре прекратили сопротивление. С 668 г. Когуре перестало существовать, и почти вся его территория стала провинцией Танской империи.
Но против власти китайских феодалов в Когуре начало подниматься местное население. Неуклонно обострявшаяся борьба в 70-х годах VII в. привела к большому восстанию, которым поспешила воспользоваться Силла, пославшая на помощь восставшим свои войска. В 676 г. они овладели столицей Когуре, которая являлась резиденцией танского наместника. Борьба продолжалась еще некоторое время. В результате танским войскам пришлось оставить все захваченные ими территории к югу от реки Тэдонган. Еще до этого войска Силлы заставили танские отряды уйти и из Пэкче. В результате весь полуостров, за исключением лишь северной его окраины, отошел под власть Силлы. Корейские хроники особо отмечают роль в этих событиях Ким Ю Сина — полководца и фактического правителя Силлы.
Расцвет Силлы в VII—VIII вв. Корейская культура
Объединение большей части полуострова в одно государство привело ко многим важным последствиям. Одним из них было окончательное утверждение феодальных отношений. Это обстоятельство способствовало подъему экономической жизни в стране. Покинутые населением земли стали вновь обрабатываться. Употреблялись более совершенные земледельческие орудия. Развились ремесла, в частности те, которые были призваны удовлетворять выросшие потребности двора знати и чиновничества: производство дорогих тканей, украшений, предметов домашнего обихода. Стала развиваться не только внутренняя, но и внешняя торговля, прежде всего с Китаем и Японией. Из Китая в Корею проникали даже арабские купцы. Арабские источники этого времени упоминают о Силле, как о богатой стране.
Среди городов Силлы первое место занимала столица государства — Кенчжу (позднее — город Кымсон) в нынешней провинции Северный Кенсандо. Судя по сохранившимся описаниям, это был большой город, разделенный прямыми перекрещивающимися улицами на кварталы, которых в период наибольшего расцвета города — в VIII в. — насчитывалось 1 360. В центре города находился «Лунный замок» — так назывался главный дворец, окруженный большим числом меньших дворцов, павильонов и беседок. На территории дворцового района находилась славившаяся во всей Восточной Азии и созданная еще в начале VII в. «Башня для наблюдения звезд» — древнейшая в Восточной Азии астрономическая обсерватория. Как это вообще характерно для городов-крепостей в Корее, столица была расположена в котловине, окруженной горами, по которым вилась внушительная каменная стена с башнями-фортами.
От той эпохи сохранилось много предметов. Среди них — золотые украшения для головных уборов, серьги, кольца, застежки; зеркала из полированного металла с литым узором на обратной стороне; медные курильницы и чаши; всевозможные керамические изделия, разные украшения из яшмы; оружие — мечи, ножи, копья, и, наконец, ткани — шелк и парча. Об искусстве литья в Корее свидетельствуют колокола, отливавшиеся для буддийских храмов. На всю Восточную Азию славился колокол в одном из храмов корейской столицы, отлитый в середине VII в. Диаметр его равнялся 7 и 1/2 корейским футам (более 2 м).
Замечательные образцы рельефной скульптуры сохранились на стенах пещерного храма Соккуль-ам на горе Тхохамсан, неподалеку от столицы Силлы. По своей конструкции и скульптурному оформлению этот храм очень близок к знаменитому пещерному храму Аджанте в Индии. Особенно выделяется большая, около 21/2 м в высоту, статуя Будды, сидящего на лотосе. Сохранилось имя художника Сор Го, писавшего свои картины настолько реалистично, что, как образно говорит предание, птицы принимали сосны на его картине за подлинные.
Необходимо отметить и распространение образованности. В столице и других крупных городах страны были созданы школы, в которых изучались китайская письменность, китайские кодексы, историческая литература и поэзия. В конце VII в. появилась первая система корейской письменности — так называемое письмо иду. Знаками этого письма служили китайские иероглифы, но они применялись как буквы слогового, т. е. фонетического, алфавита.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958