ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫВозчик

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Найдено 10 определений термина ВОЗРОЖДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

возрождение

1Пет 1.3,23; Тит 3.5)-новое рождение, возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной, обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения (освобождения от власти тления) ожидает и все творение (Рим 8.21).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ежемесячный социал-демократический журнал, декабрь 1908 - июль 1910, Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан, Л. Мартов, А. С. Мартынов, А. Н. Потресов и другие социал-демократы - меньшевики. Статьи по вопросам рабочего, профсоюзного и кооперативного движения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Возрождение

Это слово обозначает внутренее, духовное перерождение через веру в Христа (Иоан. 3:3; Тит. 3:5; 1 Пет. 1:3,23; Иак. 1:18). В Мат. 19.28 (гр. т.) оно обозначает перерождение природы, «до времен совершения всего» (Деян. 3:21) «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», когда все будет новое (Отк. 21:5; Срав. Рим. 8:21; 2 Пет. 3:13).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Возрождение (Ренессанс)

фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ренессанс — эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран (в Италии XIV—XVI вв., в других странах — конец XV— XVI вв.), переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты: светский, антиклерикальный характер, гуманизм, обращение к наследию античности, как бы «возрождение» его. Среди представителей: провозвестники поэт Данте, художник Джотто, затем настоящее «созвездие» имен: Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Брегель, Дюрер, Рабле, Шекспир, Сервантес, Петрарка, Бокаччо, Ариосто, Эразм Роттердамский. Для В. характерен пафос утверждения идеалов гармонической раскрепощенной личности, вера в разум человека, его безграничные возможности, красоту и гармонию. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Архитекторы придавали им величественность, соразмерность человеку, ясность и строгость. Художники отображали все многообразие действительности, передавая объем, пространство, сеет, изображали красоту человеческих фигур на фоне живописного пейзажа или интерьера. В эпоху В. широко развивались философские школы, были сделаны великие географические открытия, новых успехов в раскрытии тайн мироздания достигла астрономия (Коперник), анатомия (Ве-залий). Идеи В. способствовали разрушению закостенелых средневековых феодально-религиозных представлений о человеке и обществе, отвечали потребностям зарождающегося нового общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Возрождение (Ренессанс)

период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14- 16 вв., в других странах - конец 15 - начало 17 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы возрождение его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13- 14 вв., его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянца Лоренцо Валлы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома; архитекторы придавали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература эпохи Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле, драмы Шекспира, роман Дон Кихот Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского Похвала Глупости), эссе Монтеня - в столь разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах нашли воплощение идеи Возрождения. В это же время были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ

(фр. Renaissance — Ренессанс) — особая культурно-историческая эпоха в разви-тии искусства стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в других странах конец XV — начало XVII вв.), на протяжении которой произошел переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, заложивший основы европейской культуры. Свое название — Возрождение — этот период полу-чил в связи с возрождением общественного интереса к античному искусству, обращением к нему как к пре-красному идеалу, образцу. Эпоха Возрождения характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержании культуры и искусства, провозглашением реального мира и человека высшей ценностью. Важ-ную роль в формулировке и утверждении этой ориен-тации сыграл гуманизм — культурное течение, зародившееся в XIV в. в Италии и получившее распространение в других европейских странах. Разра-ботав представление о Природе как носительнице гар-монического разумного начала и о Человеке как ее самом совершенном проявлении, гуманисты обратились к античной культуре как к высшему духовному авторитету и источнику знаний. Гуманистический характер эпохи нашел наиболее полное и яркое выражение в искусстве. Архитектурный стиль Возрождения основывался на принципах античной, главным образом, рим-ской архитектуры. Для него характерен интерес к сба-лансированности, ясности и пропорциональности архитектурных форм. На этой основе сложились новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла, различные виды утилитарных построек), складывается теория архитектуры, разрабатывается концепция идеального города. Ведущее место в искусстве Возрождения принадлежало живописи, которая наиболее адек-ватно соответствовала ренессансному принципу «подражать природе», стремлению охватить все праздничное многообразие реального мира. Формирование новой изобразительной системы, основанной на изу-чении натуры, на использовании линейной и воздуш-ной перспективы, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской живописи. Наряду с традиционной библейской, широкое распространение получила мифологическая тематика, одним из ведущих живописных жанров становится портрет.

Эпоха Возрождения охватывает несколько столетий и хронологически делится на 4 этапа: 1) проторенессанс — XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто); 2) Раннее Возрождение — XV в. (кватроченто); Высокое Возрож-дение — 80-е гг. XV в. — 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее Возрождение — до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция, а его основоположниками принято считать художников Джот-то, Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Бру-нелески. Каждый из них посвоему и все вместе одновременно они заложили основы нового искусства. Традиции, заложенные этими художниками, послужи-ли основанием для формирования и широкого утвер-ждения ренессансных принципов в архитектуре, скульптуре, живописи, теории искусства на этапе Раннего Возрождения. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. сумело наиболее полно и совершенно выразить идеи и принципы свое-го времени. Этот этап наивысшего подъема получил название Высокого Возрождения и связан с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Боттичелли. Произведения, созданные этими художниками, отличаются совершенством и зрелостью. Благодаря им сложился идеально возвышенный стиль, синтезирующий в себе представления о гармонической природе мироздания, значительности человека. С 1520-х гг. в Венеции начинается последний, самый сложный и драматический этап — Позднее Возрождение, завершившийся к 1590 г. На этом этапе создали свои выдающиеся произведения художественной культуры Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто.

Искусство Возрождения получило также широкое развитие вне Италии — в большинстве европейских стран. В наибольшей степени это затронуло Нидер-ланды, Францию, Германию, где в XV–XVI вв. был от-мечен подъем искусства, особенно живописи. Этот период получил название Северного Возрождения. В распространении искусства Возрождения особенно ве-лика в XV веке была роль живописи Нидерландов, оказавшая влияние на другие европейские школы. В рабо-тах ведущих нидерландских живописцев того времени (Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Питер Брейгель стар-ший) сложился особый вариант живописи с обостренным интересом к бесконечному многообразию мира, его деталям, природе, миру вещей, окружающих человека. В конце XV века ренессансные традиции ярко проявились в живописи Германии, где их выдающимися представителями стали Альбрехт Дюрер, Матис Нитхард, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие. Переворот в художественной культуре, произведенный в эпоху Возрождения, имел огромное историческое значение. Никогда до этого искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе принци-пов, созданных художниками Возрождения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс), в истории европейской культуры эпоха бурного развития наук и искусств, 15 (14 в. в Италии) – 16 вв. Предпосылки культурного Возрождения – научные открытия (в астрономии – открытия Н. Коперника, Г. Галилея; географические открытия Христофора Колумба, Васко да Гамы), начало международной торговли, изобретение книгопечатания, мануфактурное производство в промышленности, возникновение протестантского течения в религии. Кроме этого, Возрождение связано с завоеванием Византии – византийские ученые бежали от турков, и в Европе появились многие произведения античной литературы, а также новые переводы уже известных произведений.

Для эпохи Возрождения характерно неприятие консервативной университетской учености и учреждение новой – гуманитарной – системы образования, ориентация на античные образцы и внимание к личности человека. Гуманисты Возрождения полагали, что возможности человека и особенно человеческого разума беспредельны.

Характеризуется развитием многих искусств – живописи (Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Ян ван Эйк, Хиеронимус Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер), скульптуры (Бенвенуто Челлини, Донателло), архитектуры (Филиппо Брунеллески) и литературы.

Литература становится частью светской культуры, выходит из-под надзора религии. Это не означает, что прекращаются преследования – в эпоху Возрождения по-прежнему на кострах инквизиции горят ученые, философы, поэты, многие эмигрируют в другие страны, убегая от преследований. Литература Возрождения опирается, с одной стороны, на античные образцы, с другой – на народные традиции. Возникают первые нац. литературы, языком литературы становится не латынь, а родной язык автора. В странах Европы создается литературный язык как наддиалектная, но вместе с тем понятная жителям данной страны система. Изобретение книгопечатания делает книгу не элитарной, как в эпоху Средневековья, а доступной большому количеству людей, и язык литературы также должен быть понятным. Начало этому движению положил Данте Алигьери в Италии, сделав свой родной флорентийский диалект литературным итальянским языком.

Возрождение делится на три периода – раннее (14 – нач. 15 в. в Италии, 15 в. в других странах), Высокое (15 – нач. 16 в. в Италии, 16 в. в других странах) и позднее (16 в. в Италии, 16–17 вв. в других странах).

В период раннего Возрождения развивается лирика, в творчестве Данте Алигьери, Ф. Петрарки и др. Лирические стихи Данте и Петрарки – это сонеты, посвященные женщине, в которую влюблен поэт (продолжение этот жанр получил в позднем Возрождении в сонетах Шекспира). В лирических стихах раннего и Высокого Возрождения поэт впервые обретает личностные черты – он воспевает свой родной край, свою возлюбленную, в стихах открывается внутренний мир их создателя, описываются его чувства.

Для раннего Возрождения и последующих его этапов также важен жанр новеллы, особенно комической (напр., «Декамерон» Дж. Боккаччо).

Для раннего Возрождения характерно тщательное изучение античной литературы и философии. Переводами занимались Ф. Петрарка, Л. Валла и др. Поклонение античным образцам доходило до слепого подражания, копирования мельчайших деталей той эпохи, вплоть до того, что М. Фичино, заново основав Академию, молился на бюст Платона.

В Высоком Возрождении расцветают поэма и политические трактаты. Жанр поэмы возник еще у Данте – его трилогия «Божественная комедия» («Ад», «Чистилище», «Рай») описывает путешествие по загробной жизни вместе с проводником – древнеримским поэтом Вергилием. Затем появляются поэмы Л. Ариосто («Неистовый Орландо», Т. Тассо («Освобожденный Иерусалим»).

Также в Высоком Возрождении развивается жанр политических трактатов (напр., «Государь» Н. Маккиавелли). Возникает особый жанр политического трактата – утопия («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора), описывающая идеальную жизнь в несуществующем государстве. С помощью такого описания автор излагает собственные взгляды на устройство государства и пути его реформирования.

Во Франции Высокое Возрождение – это лирика П. Ронсара, роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», основанный на фольклорных, народных мотивах и одновременно выражающий множество гуманистических идей, часто в форме гротеска.

В Германии в период расцвета Возрождения пишутся сатирические трактаты – «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (крупнейшего европейского ученого и гуманиста, считавшегося главой гуманистической учености в Европе, поддерживавшего переписку практически со всеми современными ему крупными учеными и писателями), «Корабль дураков» С. Бранта, анонимные «Письма темных людей».

В Испании, где Возрождение началось несколько позже, литература использует мотивы приключений, связанных с географическими открытиями и колонизаторством. Появляются рыцарские романы (напр., «Амадис Галльский») и «конкистадорская поэма».

Для позднего Возрождения характерно ощущение кризиса гуманистических идеалов. В этот период написан трактат «Опыты» М. Монтеня, скептически описывающий преувеличения гуманистов в их вере в могущество человека. Возникает жанр сатирического плутовского романа (роман, главный герой которого – бедняк, вынужденный добывать себе хлеб и переживающий в связи с этим массу приключений). Плутовской роман выставляет в невыгодном свете общество и людей (напр., анонимный испанский роман «Жизнь Ласарильо с Тормеса»).

Вершиной позднего Возрождения является творчество У. Шекспира в Англии и М. Сервантеса в Испании. Шекспир – автор многочисленных пьес («Макбет», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и многие др.), создатель театра нового типа, реалистического, показывающего страдания человеческого духа. Главное произведение Сервантеса – роман «Дон Кихот», пародия на рыцарский и плутовской романы, последний гуманистический гимн человеку и насмешка над ним.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс), эпоха, ознаменовавшая наступление нового времени в истории культуры европейских стран (в Италии – вторая пол. 13–16 в., в др. странах – 15–16 вв.). Радость открытия чувственного богатства земного мира сочеталась в итальянском искусстве с духом пытливого аналитического изучения действительности. Средства реалистического изображения человека и окружающего его пространства были теоретически обоснованы ренессансными мастерами и подкреплены научным изучением проблем анатомии, перспективы, пропорций, светотеневой моделировки. Это позволило передавать объемы фигур и предметов в трехмерном измерении. Античное искусство было для итальянских мастеров не только классическим наследием, образцом, но и стимулом к изучению природы, к раскрытию гармонических закономерностей бытия. Изобразительное искусство и архитектура достигли особенно мощного подъема и классической завершенности в Италии.

В ренессансной культуре различают периоды: Проторенессанс (вторая пол. 13–14 в.); Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (кон. 15 – первая треть 16 в.); Позднее Возрождение (сер. и вторая пол. 16 в.). Первые предвестия ренессансного искусства появляются в творчестве скульпторов Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописцев Пьетро Каваллини и Чимабуэ. Опираясь на позднеримскую и поздневизантийскую традиции, они сделали первые шаги к реалистической убедительности и телесной осязаемости изображений. Флорентинец Джотто ди Бондоне в своих росписях капеллы дель Арена в Падуе достиг не только ясности объемно-пространственного и ритмического построения сцен, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластической цельности образов, драматической яркости чувств. Развитие новых принципов искусства было прервано возвратом к готическим традициям в сер. и второй пол. 14 в.; однако и в это время интерес к реальному миру проявился в живописи художников Сиены (братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини), включавших пейзажные, интерьерные, бытовые детали и портретные лица в композиции на сюжеты Священной истории.

В эпоху Раннего Возрождения расцвет искусства проявился прежде всего в торгово-промышленной Флоренции. Архитекторы Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло создавали здания, отличавшиеся величавой гармонией форм и жизнеутверждающей силой, отвечавшей новому героическому идеалу человека. Творчески переработанная античная ордерная система, изложенная в трактате Витрувия, внесла в зодчество разумное начало и соразмерность человеку. На смену устремленным ввысь готическим соборам явились ясность структуры и четкость членения строгих архитектурных объемов и светлых просторных интерьеров. Палаццо с мощными уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрические церкви и капеллы демонстрировали разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стенами и сводами. Принципы регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки городской площади или целого города открыли новые перспективы градостроительства. Живописцы начали пристально изучать натуру, объединяя реальные мотивы с пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религиозные сцены, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой искусства стал совершенный и героически прекрасный человек во всей полноте его жизненных сил. Совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъема достигло искусство фрески. Ощущение разумной упорядоченности мира, жизнеутверждающие идеалы сочетались с яркостью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Сложившись в нач. 15 в. во Флоренции, новое искусство постепенно распространилось по всей Италии. Мазаччо, Фра Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции; Пьеро делла Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино и Бернардино Пинтуриккьо в Перудже, Джованни Беллини в Венеции создали реалистические образы широчайшего диапазона – нежно-лирические и суровые, гармонически цельные и драматичные, идеально обобщенные и остро портретные. Появляются основные жанры светской живописи, в том числе портрет и пейзаж. В картинах и фресках на религиозные и мифологические сюжеты легко узнаваемы современники художников и их собственные автопортреты, что было немыслимо для средневекового искусства. В скульптуре эпохи Раннего Возрождения наиболее известными мастерами были Лоренцо Гиберти, Донателло, Микелоццо ди Бартоломео, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо. Получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, надгробие. Выразительная пластика фигуры, изображенной в покое или движении, сложные сцены в перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.

В период Высокого Возрождения в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и консолидации нации. Духовный подъем ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, овеянных духом героических устремлений, отмеченных широтой общественного звучания и титанической мощью образов. Строго отобранные наблюдения реальности претворяются в возвышенный идеал, подчиняются строгой структуре и величественной гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения создал свои наиболее монументальные памятники в Риме; позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. Архитекторы (Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) создали классические образцы зданий, отмеченных совершенной гармонией, величественной монументальностью и ясной уравновешенностью. Возникли крупные архитектурные ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приемов, проекты «идеальных» городов. Крупнейшие художники заняли почетное место в общественной жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество «титанов» эпохи Высокого Возрождения отличалось беспримерной разносторонностью и широтой (психологически углубленные образы Леонардо да Винчи, гармоничное совершенство искусства Рафаэля, поэтическое жизнелюбие венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и титаническийразмах творчества Микеланджело).

В эпоху Позднего Возрождения, когда Италия вступила в полосу острого политического кризиса, многие мастера переживали разочарование в гуманистических идеалах; их творчество приобретало необычайно драматический характер (Микеланджело). Позднее Возрождение включает в себя, с одной стороны, классический этап в искусстве Венеции (Паоло Веронезе, Тинторетто, позднее творчество Тициана), а с другой – маньеризм, стиль, пришедший на смену Ренессансу (во Флоренции с 1620-х гг. – Андреа дель Сарто и его ученики, позднее в Риме – последователи Рафаэля). В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место напряженности, а подчас и прямому «столкновению» архитектурных элементов; вместе с тем растет интерес к пространственному развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и все больше подчиняется градостроительным замыслам, включается в ансамбль, в природную среду (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио). Ренессансные типы общественного здания, виллы, дворца, ансамбля городской площади и района получили в это время особенно богатую и сложную разработку. В живописи трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана; психологическая характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Творчество венецианских мастеров Веронезе, Тинторетто и Якопо Бассано обогатилось пониманием противоречивости мира, интересом к драматическому массовому действию, народным образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике и сложным ракурсам.

Кризис культуры Возрождения подготовил почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи. Культура 15–16 вв. в др. европейских странах обладала рядом особенностей; ее называют Северным Возрождением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений.

История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва - за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо - у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511-74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1-2, М.-Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascit?" - "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы.

Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. - т. н. гуманисты (так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека - homo (отсюда - humana studia)) отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо Валла говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио Фичино, много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135-36).

Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 - нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. Бейля (1695-97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья.

Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и Реформации. Ж. Мишле в 7-й части "Истории Франции" - "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, - это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация - явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. Буркхардт, наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1-2, 1904-06). Осн. идея работы - выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами - преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания - знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. - X. Тоде, англ. - У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и Франциск Ассизский и даже такой религ. мыслитель кон. 12 - нач. 13 вв., как Иоахим Флорский. Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19-20 вв. (П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хейзинга (Нидерланды) и др.). Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. (напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов). Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В.

Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего - о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.).

Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, No 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.).

В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8-12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15-16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, No 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12-13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Обществ. науки - на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления ("Каролингское возрождение", "Слав. В." кон. 18 - нач. 19 вв.).

Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. - бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем - первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви - гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все.

Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее - ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа - это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии - только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники.

Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности - стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм - как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме - в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", - восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности.

Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании.

Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил - пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. Агриколы). Великие географические открытия способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д.

В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания.

В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15-16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. книгопечатания). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение.

Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной.

Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем".

С. Д. Сказкин. Москва.

Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах.

В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время.

Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13-15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик - все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии - крупнейшем центре древней цивилизации - больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество Данте Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307-21), создателя итал. лит. яз., - этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14-15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350-53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14-15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов - философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. Бруни, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15-16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи - Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано - способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио - один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, - Дж. Бруно (1548-1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Кампанелла.

Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы.

Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. религиозным войнам, были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. Итальянские войны 1494-1559), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., Лефевр д´Этапль, кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее - Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом Бюде. Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов - видающегося филолога, типографа Э. Доле, преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. Деперье, сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле - создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532-64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. Монтень, скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17-18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ).

Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и Крестьянскую войну 1524-25; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон Гуттен) оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" - "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515-17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе.

В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы - гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. риторические общества, устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии.

В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. Колет. Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 - нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер.

На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв., а с другой - засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно Х. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605-15, рус. пер., т. 1-2, 1953-54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" - величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега.

Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики Дубровник (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории - Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского.

Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15-17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже).

Специфика культуры и идеологии В. - с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. - была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация - в одних странах, контрреформация - в других, - многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества.

В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17-18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии - эпоху Просвещения.

Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97-100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши А., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер А. A., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., (1924); его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.-Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1-2, Л., 1947-61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи - художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Р. A., Борьба за нац. язык во франц. гуманизме, в сб.: Из истории соц.-политич. идей..., М., 1955; Пуришев В., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Голенищев-Кутузов И. Н., Гуманистическое направление в чешской лит-ре 15-16 вв., "ВИМК", 1960, No 2; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит. и публицистике Древней Руси (XVI - XVII вв.), М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., ч. 3, М., 1960; Philippi A., Der Begriff der Renaissance..., Lpz., 1912; Borinski K., Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, "Sitzungsberichte der Bayerischen Akad. d. Wissenschaften", M?nch., 1919; Weisbach W., Renaissance als Stilbegriff, "Hist. Zeitschr.", 1919, Bd 120; Burdach K., Reformation, Renaissance, Humanismus, 2 Aufl., В., 1926; Huizinga J., Das Problem der Renaissance, "Wege der Kulturgeschichte". M?nch., 1930, No 46; Lavedan P., Histoire de l´urbanisme. Renaissance et temps modernes. P., 1941; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, (1948); Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought. Five centuries of interpretation, Boston, (1948) (имеется обширная библиография); Martin A. W., Soziologie der Renaissance, Frankf./M., 1949; Hexter J. H., The Renaissance again - and again, "The Journal of Modern History", 1951, v. 23, No 3; Haydn H. С., The Counter-Renaissance, N. Y., 1950; Sellery G. C., The Renaissancee, its nature and origins, Madison, 1950: Weisinger H., The English origins of the sociological interpretation of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1950, v. 11, No 3; Garin E., Medioevo e Rinascimento, Studi e ricerche, Bari, 1954; Durant W., The Renaissance, N. Y., 1953; Cantimori D., L´Umanesimo, il Rinascimento e la riforma dal Burckhardt al Garin, "Studi di Storia", Torino, 1959; Symonds J. A., Renaissance in Italy, v. 1-7, Toronto, 1935; Brandi K., Die Renaissance in Florenz und Rom, Lpz., 1927; Garin F., Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; его же, L´Umanesimo italiano..., Bari, 1952; Saitta G., Il pensiero italiano nell ´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51 (имеется обширная библиография); Venturi L., La peinture italienne, v. 1-

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0