Всадники

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Всадники
в ряде античных государств (Афинах, Риме, Фессалии и др.), наряду с аристократией, привилегированное сословие с высоким имущественным цензом; к всадникам принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др.

Источник: Исторический словарь

Всадники
1) в Древней Греции зажиточная часть населения, обладающая всеми гражданскими правами, но не принадлежащая к родовой аристократии; 2) в Древнем Риме второе после сенаторов сословие, зажиточная прослойка общества, позже денежная аристократия.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Всадники
в данном значении сословие римлян, второе после сенаторов. В императорскую эпоху всадники занимали высокие и доходные посты в императорской администрации. При императоре Константине Великом (306 - 337 гг.) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов, после чего сословие всадников перестало существовать.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Всадники
античное понятие, обозначавшее 1) в Афинах, по законодательству Солона — граждан второй имущественной группы (незнатного происхождения), не принадлежавших к аристократии, но обладавших состоятельностью; 2) в Древнем Риме первоначально сражавшуюся верхом патрицианскую знать, затем превратившуюся во второе после сенаторов сословие; ее обычными занятиями были крупная торговля и откуп налогов с провинций; при императоре Константине Великом (306–337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов, после чего это сословие перестало существовать.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Всадники
(греч. hippeis, от hippos — конь) — в ряде античных городов-государств (Афины, Рим, Фессалия и др.) наряду с аристократией — привилегированное сословие с высоким имущественным цензом; к всадникам принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др. В Риме первоначально в царскую эпоху (до 510 г. до н. э.) и в раннереспубликанский период — сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии в III в. до н. э. всадники превратились во второе после сенаторов сословие с имущественным цензом 400 тыс. сестерциев, развившееся позднее в римскую денежную аристократию.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ВСАДНИКИ
в Др. Афинах и Др. Риме вторая после зем. знати сословная группа рабовладельцев. 1) В Афинах В. как сословная группа оформились реформами Солона (594/593 до н.э.). К В. относили лиц с имуществ. цензом в 300 медимнов. В войско В. явл. на конях, в полном вооруж. Они могли занимать все выборные должности. Положение и права В. в Афинах не изменялись до конца существов. афинск. госуд. В 5 и 4 вв. до н.э. афинские В. зачастую поддерживали антидемократич. оппозицию. 2) В Др. Риме как привилегир. группа воинов упомин. с древнейших времен. По реформе Сервия Туллия В., выделен. в 18 центурий, составляли часть высш. цензов. класса (имуществ. ценз = 100 тыс. ассов). До кон. 4 в. до н.э. рим. В. были воен. группой. На содерж. коня они получ. пособие от госуд. (ок. 10 тыс. ассов). С 3 в. до н.э. с развитием торговли и ростовщич. в ряды В. стали вступать (по цензу) владельцы крупных рабовлад. мастерских, ростовщики. В. составл. компании публиканов. Во время гражд. войн (49 — 45 гг. до н.э.) ряд видных В. (Помпоний Аттик и др.) поддерживал установл. воен. диктатуры. Август объявил звание В. наследств., установив ценз в 400 тыс. сестерций. С 1 в. н.э. из В. комплектов. командный состав армии и ряд должностей по управл. провинциями (префект Египта, прокуратуры и т.д.). Сословие В. просуществ. до 4 в. н.э.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Всадники
(греч. hippeutes, лат. eques)

   вторая после земледельческой знати сословная группа рабовладельцев. В Афинах в. были выделены в отдельное сословие Солоном; они владели имущественным цензом в 300 медимнов, служили в коннице, могли занимать все выборные должности.

   В Риме в. были выделены Сервием Туллием в 18 центурий с имущественным цензом 100 тыс. ассов. До IV в. до н.э. в. служили в коннице, с III в. до н.э. к сословию в. относились богатые владельцы мастерских - ростовщики, торговцы и крупные землевладельцы; со II в. до н.э. вели борьбу с нобилитетом за сферу влияния и политический престиж. Император Август объявил звание в. наследственным, установив для них ценз в 400 тыс. сестерциев. Из в. комплектовался командный состав в войсках, высшие правительственные должности по управлению провинциями (префекты, прокураторы и др.).

   Nicolet С. L´ordre equestre a l´epoque republicaine (312 - 43 av. J.C.). Paris, 1966.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Всадники
1. (Греч, hippeis), в Афинах, по законодательству Солона, вторая имуществ. группа. Для включения в разряд В. необходимо было доказать наличие минимального годового дохода в 300 медимнов зерна. В. не принадлежали к старинной родовой аристократии, но были состоятельными горожанами незнатного происхождения. Во время войны В. служили в коннице и должны были выставить коня и вооружение.
        2. (лат. equites), первоначально, в царскую эпоху и в раннереспубликанский период, сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета в 3 в. до н. э., В. превратились во второе после сенаторов сословие с имуществ. цензом 400 тыс. сестерциев, развившееся позднее в рим. денежную аристократию. Внутри сословия В. существовала резкая социальная дифференциация. Обычными занятиями В. были крупная торговля и откуп налогов с пров. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. В позднереспубликанское время В. вместе с сенаторами были правящим классом. Хотя политич. влияние В. было менее значительным, чем сенаторов, в их руках за счет торговых и финансовых операций сосредоточивались огромные капиталы, добывавшиеся, как правило, путем ограбления населения пров. при откупах. Особое значение В. приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи. В императорскую эпоху В. занимали высокие и доходные посты в императорской администрации (например, должности преторианского префекта и префекта Египта). Первым императором из сословия В. был Макрин (217 — 218). При императоре Константине Великом (306 — 337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов, после чего сословие В. перестало существовать.

Источник: Словарь античности. 1989

ВСАДНИКИ
в Др. Афинах и Др. Риме вторая после зем. знати сословная группа рабовладельцев. В Афинах В. (ippeis) как сословная группа оформились реформами Солона (594/593 до н. э.). К В. относили лиц с имуществ. цензом в 300 медимнов. В войско В. являлись на конях, в полном вооружении. Они могли занимать все выборные должности. Положение и права В. в Афинах не изменялись до конца существования независимого афинского гос-ва. В 5 и 4 вв. до н. э. афинские В. зачастую поддерживали антидемократич. оппозицию.

В Древнем Риме В. (equites) как привилегированная группа воинов упоминаются с древнейших времен. По реформе Сервия Туллия В., выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового класса (имуществ. ценз = 100 тыс. ассов). До кон. 4 в. до н. э. римские В. были воен. группой. На содержание коня они получали пособие от гос-ва ("aes equestre", ок. 10 тыс. ассов). С 3 в. до н. э. с развитием торговли и ростовщичества в ряды В. стали вступать (по цензу) владельцы крупных рабовладельч. мастерских, ростовщики. В. превратились в особую прослойку рим. рабовладельцев, материальной базой к-рых было владение крупными ден. средствами и движимым имуществом; В. составляли компании публиканов. Полное оформление римских В. в качестве сословной группы завершилось к кон. 20-х гг. 2 в. до н. э. С этого времени В. начали вести борьбу с нобилитетом за влияние и руководство политич. жизнью. К сер. 1 в. до н. э. идеологом В. становится Цицерон, призывавший к примирению между В. и нобилитетом для укрепления республики. Во время гражд. войн (49-45 гг. до н. э.) ряд видных В. (Помпоний Аттик и др.) поддерживал установление воен. диктатуры. Август объявил звание В. наследственным, установив ценз в 400 тыс. сестерций. С 1 в. н. э. из В. комплектовался командный состав армии и ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокуратуры и т. д.). Сословие В. просуществовало до 4 в. н. э. В зап.-европ. и рус. дорево-люц. историографии рим. всадничество часто расценивалось как антич. буржуазия (Т. Моммзен, Г. Ферреро, М. И. Ростовцев, Р. Ю. Виппер, Д. М. Петрушевский н др.). Такая трактовка рим. всадничества отвергается историками-марксистами, рассматривающими В. как прослойку рабовладельч. класса.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей. 3 изд., ч. 1, СПБ, 1897; Нетушил И. В.. Очерк рим. гос. древностей, т. 1, в. 1-3, X., 1894- 902; Машкин Н. A., Рим. политич. партии в кон. 2 и в нач. 1 в. до н. э., "ВДИ", 1947, No 3; Mommsen Th., R?misches Staatsrecht, Bd 3, Lpz., 1887; Martin A., Les cavaliers ath?niens., P., 1887.

A. Г. Бокщанин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВСАДНИКИ
   • Equ?tes,
         в различные времена имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. 1-й период. С Ромула до Гракхов equites были частью римского войска, так что имели чисто военное значение и постоянно сменялись, потому что тот, кто выходил в отставку по окончании срока службы переставал быть eques. Ромул образовал этот разряд войска следующим образом: он велел выбрать по 100 equites из каждой из коренных 3-х триб — рамнов, тициев и люцеров, так что на каждую из 30 курий приходилось по 10 equites. Каждые 100 человек составляли центурию и назывались по имени той трибы, которой они были представителями, каждые 30 человек составляли турму, и каждые 10 человек имели своего декуриона. Общим начальником их был Tribunus Celerum (см. Трибуны конницы). Тулл Гостилий, по обычной традиции, к 300 ромуловых В. прибавил 300 В., в числе 10 турм, из тогдашних жителей Альбы, которые и должны были переселиться в Рим (Liv. 1, 30), но не изменил числа центурий. Это известие можно отнести с гораздо большей вероятностью к допущению центурии люцеров к центуриям рамнов и тициев. Тарквиний Приск удвоил число equites по той же традиции, так что при нем было уже 1200 В. (400 рамнов, именно 200 priores, 200 posteriores и т. д.). Liv. 1, 36. Cic. r. р. 2, 20. Но вероятно, что Тарквиний Приск удвоил лишь число 300 celeres, так что с тех пор было 200 рамнов, 100 priores, 100 posteriores и т. д. Из этих 1200 (вернее, вероятно, 600) equites Сервий Туллий составил, надо думать, 6 центурий (см. Sex suffragia) и прибавил к ним 12 центурий новых или плебейских В., в числе 2400 (вернее, 1200) человек, всего, следовательно, не 3600, а 1800, каковое число долго сохранялось. Со времен Сервия Туллия, для того, кто желал поступить во В., требовался известный ценз, вероятно в 10 раз превышавший минимальный ценз 1-го класса. Все же состоявшие в 18 центуриях и признанные сначала со стороны консулов, потом со стороны цензоров и внесенные в список получали от государства equus publicus, т. е. деньги на покупку боевого коня, называемые aes equestre, в сумме 10 000 ассов (секстантарных), и вдобавок на содержание коня, aes hordearium, в размере 2000 ассов, см. Aes, Медь. Эти суммы относятся, однако, не к древнейшим и первоначальным временам, а к тому времени, когда денежные оклады были нормированы по секстантарному размеру. Все время, пока В. имел equus, он имел право голосования в 18 центуриях и мог удерживать за собой коня и по истечении срока службы, даже в том случае, когда поступал в сенат; так было до тех пор, пока одним плебисцистом, упоминаемым у Цицерона (r. р. 4, 2), не было определено, что В., поступая в сенат, должен возвратить equus publicus и не имеет уже после этого права голоса во всаднических центуриях. Кроме 1800 equites 18 центурий были еще с первых времен Республики, 409 г. до Р. X., equites equo publico, не принадлежавшие к центуриям. Но это учреждение Валерия Попликолы, кажется, пало после того, как вошли в силу equites equo privato. Именно с 403 г. до Р. X. образовалось новое всадничество вследствие того, что во время осады Вейев многие молодые люди, обладавшие всадническим цензом, заявили желание поступить во В. и нести службу на собственных конях. Сенат принял просьбу и с тех пор рядом с В. в собственном смысле, equo publico, существовала особая кавалерия из богатой молодежи, не владевшей ни equus publicus, ни всадническим достоинством, ни правом голоса в 18 центуриях. 2-й период. В., как постоянное сословие римского народа (ordo equester), занимавшее среднее место между сенатом и народом, возникли в 123 г. до Р. X. вследствие lex iudiciaria Гая Семпрония Гракха. Этим законом было установлено, что все имеющие всаднический ценз (400 000 сестерциев = 1 000 000 секстантарных ассов) и известный возраст, имеют право на судейские места. Переписанные в lex граждане заняли судебные должности и назывались iudices. Но скоро всех граждан, обладающих 400 000 сестерциев и призванных или могущих быть призванными к должности судьи, начали называть В., хотя это был титул, не имеющий сам по себе никакого значения. Государственные откупщики, publicani, как самые богатые люди, образовали ядро этого нового сословия (см. Publicani, Публиканы), и между ними и партией сената возникла оживленная борьба, продолжавшаяся до Августа. С его единовластием исчез дух каст, и хотя Август признал в достоинстве В. всех граждан, владеющих 400 000 сестерциев, и утвердил наследственность этого звания, но сословие В. утратило всякое значение и быстрыми шагами пошло к упадку. Оно потеряло и судебные должности, и государственные откупы; золотое кольцо — знак всаднического достоинства — перешло к другим гражданам (см. Annulus, Аннул), исчезло, наконец, и самое имя eques. так что equites назывались только еще те, которые имели equus publicus и состояли в древних всаднических турмах. С целью поднять сословие Август выделил часть его, имеющую сенаторский ценз, и дал ей имя equites illustres и другие отличия; но остальная часть В. пострадала от этого еще более. В военной службе они и без того уже давно не пользовались никаким значением, и с тех пор как Сципион во 2-ю Пуническую войну набрал много конных вспомогательных войск, значение это начало падать окончательно и римские В. совсем исчезли из римского войска. Так называемые equites были капиталисты, государственные откупщики или же занимали в то же время офицерские места. Особенно со времен Августа equites equo publico призывались к высшему роду службы. Из их среды императоры выбирали своих amici, comites, советников, высших чиновников, наместников, всякого рода praefecti и т. д. Император также жаловал титул eques equo publico (причем equus publicus более уже не давали) в награду заслуженным офицерам. Шесть всаднических турм (так разделены были они по примеру старинного деления на Ramnes, Tities и Luceres — priores и posteriores), состоящие под начальством seviri и princeps iuventutis, не имели никакого значения, как корпорация. Иногда, однако, они собирались, для совершения, напр., древних sacra и для recognitio, которую искони производил цензор при цензе каждые пять лет; recognitio состояла в том, что В. подходили поодиночке к цензору, который их подвергал испытанию и одобрял (словами traduc equum) или же отвергал (словами vende equum). Август установил ежегодную recognitio и поставил ее в связь со старинной transvectio. Это торжество, справлявшееся в июльские иды, состояло в том, что В. в парадном одеянии совершали торжественно проезд от храма Марса или Чести (Honos) через форум в Капитолий. Корпус В. собирался также и в дни рождения императоров, при выборе патрона и в других незначительных случаях. Знаки всаднического достоинства были:
       1. trabea (см. Трабея),
       2. angustus clavus на тунике (см. Tunica, Туника - в ст. Vestimenta, Одежда;
       3. annulus aureus (см. Annulus, Аннул), 4) особое место в театре, со времени lex Roscia theatralis, на так называемое quatuordecim sedes. 3-й период. Когда Константин перенес резиденции в Византию, всаднические турмы дали начало городской всаднической корпорации, стоящей по рангу между сенатом и цехами. Они пользовались еще кое-какими привилегиями к были в милости у некоторых императоров. Наконец это учреждение совершенно исчезло. ср.: Zumpt, ?ber die r?m. Ritter und den Ritterstand in Rom (1840). Marquardt, histor. equitum Roman, 1, IV (1840).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.40 мб

Всадники гляденовской культуры

Мельничук А. Ф., Коренюк С. Н., Перескоков Л. М.
Анализируются бронзовые и медные культовые изображения всадников гляденовской культуры (И в. до н. э. V в. н. э ). Рассматриваются вопросы происхождения иконографии этих образов.
Читать PDF
4.46 мб

Всадники-тарентинцы в эллинистических армиях

Нефедкин Александр Константинович
Читать PDF
4.96 мб

Всадники в кружевах: золото-серебряная отделка в мундирных и амуничных вещах XVIII в

Шапиро Б.Л.
В статье исследуются типы декоративной отделки русского мундира один из наиболее малоизученных вопросов в истории униформы XVIII столетия.
Читать PDF
1.42 мб

Музыка и балет в пьесе А. Шаховского "Аристофан, или представление комедии “Всадники”"

Максимова Александра Евгеньевна
«Историческая комедия» А. А. Шаховского «Аристофан, или Представление комедии “Всадники”» (1825) связана с длительной литературной полемикой, обсуждается она и сегодня. Комедия содержала музыку К. А. Кавоса и балетные сцены Ш.
Читать PDF
956.45 кб

Роман Патрика Уайта «Всадники на колеснице» (the riders in the chariot, 1963): модифицированная инте

Петухов Сергей Владимирович
Научная статья посвящена анализу романа «Всадники на колеснице», в основу которого положена религиозно-мистическая аллюзия о божественной колеснице, являющейся четырем австралийским аутсайдерам.
Читать PDF
1.36 мб

«Всадник без головы» эпохи Великого переселения народов из Центрального Алтая

Матренин С.С., Тишкин А.А., Шмидт А.В.
Имеющая на сегодняшний день источниковая база для изучения истории Алтая в эпоху Великого переселения народов представлена результатами раскопок нескольких десятков курганов булан-кобинской археологической культуры.
Читать PDF
352.12 кб

Мадарский Всадник, митраизм, тэнгрианство и героический эпос народов Внутренней Азии

Абаев Николай Вячеславович
В статье рассматривается вопрос о влиянии митраизма на символику Мадарского Всадника в Болгарии, о его значении в формировании тэнгрианства в национальной дохристианской религии протоболгар, а также в тибетской религии Бон и тэнгр
Читать PDF
330.75 кб

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВСАДНИК

Пивоваров Юрий Сергеевич
Читать PDF
251.34 кб

Шаталов А. Синий всадник

Галинская И.Л.
Читать PDF
93.48 кб

Интертекстуальные аспекты повести А. П. Чехова «Огни» («Огни» и «Медный всадник» А. С. Пушкина)

Литовченко М. В.
Читать PDF
307.64 кб

«ВСЯКИХ ЧИНОВ ЛЮДЯМ НОСИТЬ ПЛАТЬЕ НЕМЕЦКОЕ И ЕЗДИТЬ НА НЕМЕЦКИХ СЕДЛАХ»: РУССКИЙ ВСАДНИК В ПЕТРОВСКИ

Шапиро Бэлла Львовна
В статье исследуется эволюция материальной культуры русского всадника, инициированная реформами Петра I. За отправную точку взят указ от 1701 г., запрещавший использование русских одежд и русских седел.
Читать PDF
90.22 кб

Осмысление проблемы синтеза искусств в публикациях альманаха «Синий всадник»

Карманова Юлия Сергеевна
В статье говорится об истории создания альманаха «Синий всадник», его основных идеях, которые объединили ряд художников в одноименную творческую группу. Рассматривается проблема синтеза искусств.
Читать PDF
386.62 кб

«Бедный всадник» в окружении «Медных людей». Рецепция творчества Пушкина и Достоевского в романе А.

Андрианова Мария Дмитриевна
Статья посвящена рассмотрению специфики интертекстуальности романа «Пушкинский дом».
Читать PDF
215.07 кб

Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы

Сокурова Ольга Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

О восточнохристианском архетипе поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Крейцер Александр Викторович

Похожие термины:

  • EQUITES, ВСАДНИКИ

    equester ordo. В последние годы Республики —сословие с минимальными имущественными ограничениями, следующее сразу за классом сенаторов. Часть из них играла большую роль в развитии экономики страны. Ре
  • Мужественные всадники

    "Мужественные всадники" (Rough Riders), широко распространенное назв. Первого полка амер. кавалерийских волонтеров, завербованных полковником Леонардом Вудом и подполковником Теодором Руз-вельтом для
  • Призрачные всадники

    Закрывающие солнце облака, гонимые ветром, иногда напоминали силуэты всадников, перегоняемого стада и т. п. Увидеть Призрачных всадников считалось плохим предзнаменованием.
  • Болотный всадник

    Ковбой, который ездит вдоль края болот с целью найти попавших в трясину коров и вытащить их оттуда. Во время выпаса у болот коровы часто ищут в них спасения от назойливых мух и слепней.
  • Фракийский всадник

    мифический фракийский герой, изображался на рельефах эпохи эллинизма и особенно Римской империи. В зависимости от имевшихся атрибутов Ф. в. имел различные функции.
  • Всадник испанский

    австрийское заграждение против конницы, состоящее из шпрингштеков, вставленных крест-накрест в отверстия четырехугольного бруса.
  • МАДАРСКИЙ ВСАДНИК

    см. в ст. Мадара.
  • СИНИЙ ВСАДНИК

    объединение художников-экспрессионистов в Мюнхене 1911 — 1914 гг.: Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Маке. Разрабатывали живописно-декоративные и колористические проблемы, тяготели к абстрактным компо
  • MAGISTER EQUITUM, МАГИСТР ВСАДНИКОВ

    1) помощник диктатора в Республике; оба поста были отменены Принципатом (см. Princeps); (2) П.И.: командующий кавалерией в комитате (comitatus, см.), который мог отдавать приказы военачальникам на границе. Как в