ВселеннаяВсемирная антиеврейская лига

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Найдено 6 определений термина ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

съезды высшего духовенства христианской церкви. Решают богословские, церковно-политические, дисциплинарные вопросы. Православная церковь признает правомочными 7 первых В. С. (IV—VIII вв.). После разделения церквей в 1054 г. римские папы возобновили с XII в. В. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Общецерковный съезд, собрание представителей высшего христианского духовенства. Собирается для обсуждения и решения важнейших вопросов вероучения, дисциплины, церковного порядка и других аспектов церковной жизни. Соборы бывают вселенские и поместные. Вселенскими называются соборы всех поместных церквей. Всего их было 7. Они собирались нерегулярно, только в случае крайней необходимости.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы православной культуры

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских соборов:

I Никейский (325 г.) — принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи

II Константинопольский (381 г.) — выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.

III Эфесский (431 г.) — осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей

IV Халкидонский (451 г.) — осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу-Отцу

V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) — осуждение различных ересей

VII (II Никейский, 787 г.) — осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста.

        После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и называет вселенскими созываемые ею соборы.

      

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

ВСЕЛЕНСКИЙ (ВСЕЛЕНСКИЕ) СОБОР(Ы)

Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.

Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было в постановлении Апостольского Собора: "Изволися Духу Святому и нам". Вселенских Соборов было семь.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 в городе Никее, при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе присутствовали свт. Николай Чудотворец, свт. Афанасий Великий - всего 318 свв. отцов.

Они осудили ересь Ария и утвердили, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец: Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры.

СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

I Никейский (325) - Сформулировал первую часть Символа веры, дав определение божественности Сына Божьего.

I Константинопольский (381) - Сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение божественности Святого Духа.

Ефесский (431) - Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери.

Халкидонский (451) - Дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице.

II Константинопольский (553) - Еще раз подтвердил учение о Св.Троице и об Иисусе Христе.

III Константинопольский (680-691) - Подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.

II Никейский (787) - Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.

Память святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается 18/31 мая.

Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви - Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали собираться после признания христианства офиц. религией Рим. империи (4 в.) и являлись в то время формальными органами власти гос-ва над церковью. Первые В. с. созывались римскими, позднее визант. императорами для установления религ. догматов и борьбы с ересями. История В. с. изучалась исключительно церк. историками, интересовавшимися гл. обр. богословскими спорами, поэтому связь В. с. с обществ.-политич. борьбой остается в ряде случаев недостаточно выясненной. В. с. раннего средневековья (признаваемые вселенскими православными и католич. церквами) создали церк. догматику и право, отражавшие превращение церкви в феод. ин-т. Последующие соборы (начиная с 1-го Латеранского, 1123) представляли собой съезды только высш. католич. духовенства и признаются вселенскими только рим.-католич. церковью. Они созывались рим. папами, решения этих соборов считаются обязательными для всех верующих католиков после утверждения папами. В 12-13 вв. эти соборы - послушное орудие в руках папства; в 15 в. началось соборное движение, пытавшееся поставить В. с. выше папы.

В. с.: 1-й Никейский, 325 (Гл. вопросы: арианство, символ веры); 1-й Константинопольский, 381 (Аполлинаризм, божественность св. духа): Эфесский, 431 (Несторианство); Халкидонский, 451 (Монофизиты); 2-й Константинопольский, 553 (Осуждение несторианских соч.); 3-й Константинопольский, 680 (Монофелиты); 2-й Никейский, 787 (Иконоборчество); 4-й Константинопольский, 869-870 (Ересь Фотия); 1-й Латеранский, 1123 (Вопрос об инвеституре); 2-й Латеранский, 1139 (Осуждение Арнольда Брешианского); 3-й Латеранский, 1179 (Порядок избрания папы римского); 4-й Латеранский, 1215 (Вальденсы и альбигойцы); 1-й Лионский, 1245 (Отлучение Фридриха II Гогенштауфена); 2-й Лионский, 1274 (Уния с православной церковью); Вьеннский, 1311-1312 (Тамплиеры); Констанцский, 1414-1418 (Великий раскол, казнь Я. Гуса, осуждение Уиклифа); Базельский, 1431-1443 (Флорентийская уния 1439); 5-й Латеранский, 1512-1517 (Церк. реформа); Тридентский, 1545-1563 (Борьба с протестантизмом, контрреформация); Ватиканский, 1869-1870 (Догмат о папской непогрешимости); 21-й В. с, или 2-й Ватиканский, - начал работу в окт. 1962 (первая его сессия закончилась 8 дек. 1962).

Изд. постановлений В. с: Acta conciliorum oecumenicorum, ed. E. Schwartz, Stras.-В., 1914, neue Aufl., t. 1-3, В.-Lpz., 1933-36; Collectio maxima conciliorum generalium et provincialium, ed. J. Hardouin, t. 1-12, P., 1715-40; Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum, Collectio Lacensis, publ. a M. Laach., t. 1-7, Freiburg, 1870-90; Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, ed. J. D. Mansi, t. 1-31, Pirenze - Venezia, 1759-98. нов. изд., t. 1-60, P., 1899-1927.

Лит. см. при ст. Христианство, Католицизм, Папство.

H. H. Розенталъ. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Вселенские соборы

съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви. На в.с. обсуждались и принимались решения по важнейшим вопросам церк. жизни, разрабатывались догматика, культ, особенно большое внимание уделялось борьбе с ересями. 1-й вселенский собор состоялся в Никее в 325 г.; на нем был принят единый для всех христиан символ веры, осуждено как ересь арианство. В эпоху античности состоялись еще три в.с. (Константинопольский в 381 г., Эфесский в 431 г., Халкидонский в 451 г.).

Рим. папы не присутствовали на этих соборах, посылая на них вместо себя своих легатов.

В Раннем Средневековье состоялось три В.С, которые признаются таковыми как католич., так и православной церковью. II Константинопольский собор (553) осудил «три главы» — трех теологов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского) за их симпатии к несторианству. Как ересь было осуждено и учение Оригена. На III Константинопольском соборе (680— 681) ересью было объявлено монофизитство. II Никейский собор (787) осудил иконоборчество. На IV Константинопольском соборе (869—870) был осужден низложенный константинопольский патриарх Фотий, выступавший за равноправие светской и духовной властей.

Католич. церковь признает вселенским и V Константинопольский собор (879—880), отменивший осуждение Фотия. Православная церковь не признает вселенский характер этого собора. В дальнейшем соборы с участием представителей всех церквей не проводились, но католич. церковь считает вселенскими ряд соборов, состоявшихся в средние века. Соборы XII в. (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179 гг.) принимали решения по вопросам внутрицерк. жизни (напр., установление строгого целибата для высшего духовенства и монашества II Латеранским собором), положения церкви в миру и отношений со светскими властями (напр., постановления о Божьем перемирии, об анафеме для нарушивших право церквей на убежище, о запрете контактов христиан с евреями), борьбы с ересями.

Из соборов XIII в. (IV Латеранский — 1215 г., I Лионский — 1245 г., II Лионский — 1274 г.) наиболее важные решения были приняты IV Латеранским собором, самым крупным из соборов Средневековья. Собор постановил беспощадно преследовать еретиков (катаров, вальденсов и др.), осудил учение Иоахима Флорского о Троице, принял догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии, установил обязательную ежегодную исповедь, принял решение об уставах новых монашеских орденов и т.д. II Лионский собор распустил или лишил права нищенствовать все остальные нищенствующие монашеские ордены, кроме францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов. Суровые меры против еретиков принял и Вьеннский собор (1311—1312). Все эти католич. в.с. проходили под полным контролем рим. пап, которые их созывали, определяли порядок работы, утверждали принятые решения.

Констанцский собор (1414—1417) положил конец «Великому расколу» в католич. церкви, принял решение о том, что высшим органом в церкви является вселенский собор и папы обязаны подчиняться его решениям. Одним из своих канонов собор постановил, что следующий вселенский собор будет созван через 5 лет, следующий — через 7, а затем каждые десять лет. Однако это постановление не было исполнено, папам удалось отбить посягательства соборного движения на свою монархич. власть в церкви. Констанцский собор осудил как еретиков Джона Виклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского.

Базельско-Флорентийский собор (1431—1449), заседавший с перерывами в Ферраре, Риме и Лозанне, известен заключением (с участием визант. делегации во главе с императором Иоанном VIII) т.наз. «Флорентийской унии», отвергнутой затем православными церквами. На соборе была предпринята неудачная попытка сторонников соборного движения низложить папу Евгения IV и избрать нового — большинство собора последовало за Евгением IV.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Bredero АЛ. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Найдено схем по теме ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — 0

Найдено научныех статей по теме ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — 0

Найдено книг по теме ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — 0

Найдено презентаций по теме ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — 0

Найдено рефератов по теме ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — 0