ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван АлександровичВышнеградский Николай Алексеевич

Вышнеградский Иван Алексеевич

Найдено 4 определения термина Вышнеградский Иван Алексеевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич

(1831-1895) - российский государственный деятель, предприниматель, ученый и педагог, действительный тайный советник (1890), почетный член Петербургской АН (1888). С 1854 г. — магистр математических наук. В 1850—1870-х гг. в основном занимался педагогической деятельностью в Артиллерийской академии и Технологическом институте. В 1875—1878 гг. — директор Технологического института, член правления нескольких железных дорог. Член Государственного совета с 1882 г. В 1884 г. назначен членом совета Министерства народного просвещения, принимал участие в выработке Устава университетов 1884 г. В 1887 г. назначен управляющим Министерства финансов, в 1888—1892 гг. — министр финансов. Подчинил железные дороги страны государству. Усилил протекционистское направление таможенной политики. Добился некоторой устойчивости государственных доходов и расходов за счет повышения ряда налогов — прямых (государственный поземельный, с городской недвижимости, торговли и промыслов) и косвенных (увеличение питейного акциза и др.). !) ги финансово-экономические меры позволили преодолеть хронический дефицит государственного бюджета и создать запас золотой наличности (свыше 500 млн руб.), давший возможность провести денежную реформу 1890-х гг.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Вышнеградский Иван Алексеевич

1831-1895 гг.) - ученый, предприниматель, министр финансов в 1888-1892 гг. Из семьи священника. Окончил физико-математический факультет Главного пединститута в Петербурге. Магистр математических наук (1854 г.). Преподавал математику и механику во 2-м Петербургском кадетском корпусе, Михайловской артиллерийской академии. В 1858 г. был командирован военным ведомством для осмотра военных заводов в Киеве, Брянске, затем в Германии, Бельгии, Франции, Великобритании. С 1859 г. член временного артиллерийского комитета, на который возложена задача по перевооружению армии. В 1867-1878 гг. сочетал преподавание в Петербургском технологическом институте с работой инженера-механика в Главном артиллерийском управлении (оборудовал Охтинский пороховой завод, механические мастерские Петербургского арсенала). Со второй половины 1870-х гг. занялся частным предпринимательством. В 1886-1895 гг. член Государственного совета, в 1888-1892 гг. - министр финансов. Продолжил основные направления политики предшествующего министра Н.Х Бунге: усилил протекционистское направление таможенной политики, начал подготовку винной монополии, увеличил прямые и косвенные налоги, продолжил политику выкупа в государственную казну малодоходных частных железных дорог, отдавал предпочтение вводу иностранного капитала над ввозом иностранных товаров. Осуществил конверсию иностранных займов из 5%-ных в 4%-ные (1888-1890 гг.). В результате его деятельности дефицит государственного бюджета был ликвидирован. Нажил миллионное состояние, на посту министра финансов удвоил его, по некоторым данным, довел до 25 млн. руб.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Вышнеградский Иван Алексеевич

Вышнеградский, Иван Алексеевич - ученый и государственный деятель (1830 - 1895). Окончил курс в тверской духовной семинарии, затем в главном педагогическом институте. Преподавал математику в военно-учебных заведениях; после защиты диссертации: ""О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями"", получил степень магистра математических наук. Изучив технику артиллерийского дела, сделался преподавателем механики в артиллерийской академии и был назначен членом временного артиллерийского комитета; ввел изучение теории сопротивления материалов и разработал курс подъемных машин. В это же время им был составлен учебник элементарной механики, первый у нас опыт строго научного изложения оснований механики с помощью исключительно начальной математики. Во время заграничной командировки он ознакомился с постановкой практической механики в Германии, Бельгии, Франции и Англии и специально изучил в Карлсруэ построение машин. По возвращении получил кафедру механики в технологическом институте. Сочинения Вышнеградского по механике переведены большей частью на иностранные языки; особенную известность получил его труд: ""Механическая теория теплоты"", выводы которого обратили на себя внимание Парижской Академии Наук (""Comptes Rendus"", 1876). Он работал по оборудованию охтенского порохового завода и устройству механических мастерских петербургского арсенала, участвовал в трудах комиссии по вопросу о перевооружении армии, в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. и русского машинного отдела венской всемирной выставки. С 1875 по 1878 г. был директором спб. технологического института. Состоял членом правления санкт-петербургского общества водопроводов и некоторых железнодорожных компаний (Юго-Западных железных дорог, Рыбинско-Бологовской железной дороги и др.). В качестве председателя этих обществ принимал участие в трудах так называемой ""Барановской комиссии"", по исследованию железнодорожного дела в России. После работ по пересмотру устава реальных училищ и по устройству всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве, Вышнеградский был назначен в 1884 г. членом совета министра народного просвещения, составил проект нормального промышленного образования и участвовал в выработке университетского устава 1884 г. В 1886 г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, в 1887 г. - управляющим министерством финансов, вместо Н.Х. Бунге , а в следующем году утвержден в должности министра финансов. В 1892 г. Вышнеградский был уволен, согласно прошению, по болезни, от должности. Управление Вышнеградским министерством финансов совпало с экономическим ростом страны, и это определило всю его финансовую политику. Если при Бунге капиталистическое хозяйство России только приспособлялось к новым пореформенным условиям государственной жизни, а сам министр находился еще под некоторым влиянием прогрессивных течений 60-х и 70-х годов, то с середины 80-х годов началась эра капиталистического ажиотажа, и Вышнеградский явился типичным выразителем новых требований укрепившегося в России капиталистического хозяйства. Россия все более и более занимала место в кругу других крупных капиталистических стран; соответственно этому возрастал милитаризм, а вместе с ним и государственный бюджет. Бунге не мог справиться с дефицитами; уничтожение их стало главнейшей задачей нового министра. Экономические условия в начале его управления благоприятствовали этому. Первые шаги Вышнеградского направились по пути, проложенному его предшественником - в сторону повышения таможенного дохода. Уже в 1887 г. для уничтожения затруднений по сведению росписи 1888 г. были повышены пошлины на чугун (до 25 копеек), увеличено обложение железа, стали, чугунных, железных и стальных изделий, машин, паровозов, судов и руды. Обложены пошлиной растения, живые и сухие; повышены пошлины на хлопок (с 45 копеек до 1 рубля), бумажную вату и пряжу, сельскохозяйственные машины и орудия, пряности, лекарства, золотые, серебряные и платиновые изделия, столярные, токарные изделия, кружева, пуговицы, стеклярус и в особенности на каменный уголь. Покровительством русской промышленности было вызвано повышение пошлин на хмель и хмельный экстракт, аммиак и аммиачные соли, швейные и вязальные нитки и плиточный чай. Преимущественно с целью увеличения таможенного дохода шло повышение пошлин и в следующие годы. В 1889 г. подняты были пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал: в 1891 г. - на бумажную пряжу. Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля (до 4/5 ценности металл.) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс повышены были на 4%. Кульминационного пункта политика протекционизма в связи с фискализмом достигла в таможенном тарифе 1891 г. По этому тарифу были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% понижены и округлены, для 63% повышены пошлины (Соболев , 698). Новые условия экономической жизни и необходимость упорядочения государственных финансов настоятельно требовали урегулирования денежного обращения и государственного кредита. Для введения, вместо бумажной, металлической валюты правительству нужно было скопить в своих руках достаточный золотой запас, металлический разменный фонд. Уже в 1887 г. Вышнеградский подал записку о мерах к упрочению вексельного курса и упорядочению денежного обращения. Достижение этих целей он считал возможным при условиях: 1) допущения свободного размена кредитных билетов на монету, для чего необходимо было усиление разменного фонда, и 2) разрешения заключения сделок на металлическую валюту. Соображения Вышнеградского встретили целый ряд возражений в комиссии Государственного совета под председательством Тернера . Между тем недопущение сделок на металлическую валюту, при абсолютном уменьшении числа кредитных билетов и недостаточной растяжимости бумажно-денежной системы, вызывало многочисленные затруднения в торгово-промышленном обороте. Урожай 1888 г. увеличил вывоз хлеба; благодаря этому сильно возрос спрос на кредитные билеты, и так как количество их в кассах государственного банка уменьшалось, то в том же году было произведено 2 выпуска кредитных билетов на 30 миллионов рублей. В 1891 г. понадобилось произвести еще 3 выпуска на 75 миллионов рублей. Ввиду несогласия Государственного совета с соображениями Вышнеградского о допущении сделок на металлическую валюту, главное внимание Вышнеградского было обращено на увеличение запасов золота. Министерство старалось воспользоваться значительным предложением заграничных тратт, как следствием превышения вывоза над ввозом, и всячески приобретало их, а затем пересылало своим заграничным корреспондентам, получая взамен их золото. Производившиеся выпуски кредитных билетов обеспечивались золотом, но это мало гарантировало их ценность, так как общий металлический фонд составлял не более 1/4 части всей суммы денежного обращения. При таких условиях металлическое обращение не могло быть восстановлено, и вексельный курс сильно колебался. В 1888 г. курс кредитного рубля упал ниже, чем когда-либо прежде - на 50,1% ниже паритета; затем, повышаясь, дошел в 1889 г. до 65,9 копеек золотом и в 1890 г. - до 75 копеек золотом. Такие колебания были невыгодны главному экспортеру - классу землевладельцев. По мнению Вышнеградского, могло дойти до того, что ""отпуск нашего хлеба станет совершенно невозможным"" (см. Юбилейное издание министерства финансов, 1902, стр. 106). При таких условиях Вышнеградский считал необходимым какой бы то ни было ценой удержать курс рубля на известном предельном уровне - 1 рубль 60 копеек кредитных за 1 золотой рубль, или 62,5 копеек золотом за 1 кредитный рубль. Для фиксации этого курса было решено, кроме приобретения заграничных тратт, повышения всех пошлин на 20% и временных выпусков кредитных билетов, скупить и некоторое количество кредитных билетов. Министерство занялось спекуляцией и этим еще более способствовало развитию ажиотажа, биржевой игры и безудержного господства биржи, характеризующего всю эпоху управления Вышнеградского. Правительству удалось скопить значительный металлический фонд (с 1 января 1887 г. по 30 августа 1892 г. было приобретено золота на сумму свыше 309 миллионов рублей), но, несмотря на все принятые меры, курс обнаруживал по-прежнему значительные колебания: в 1890 г. - 72,6, в 1891 г. - 66,8, в 1892 г. - 63,1 копейки. Те же классовые интересы крупных землевладельцев, которые не допускали осуществления повышения курсовой стоимости рубля до паритета, диктовали и другие меры министра финансов. Для развития благосостояния крестьян не было проведено ни одной меры, но землевладельцам делались всевозможные льготы. Деятельность крестьянского банка была распространена на привислинские губернии (1888); продажа заложенных крестьянских земельных участков с торгов была облегчена; принимались всевозможные меры к исправному взносу платежей, следующих банку. В то же время обществу взаимного поземельного кредита, в котором были, главным образом, заложены частные имения, была разрешена конверсия 5%-ных закладных листов в 41/2%-ные металлические, с правительственной гарантией; дворянскому банку разрешен выпуск 5%-ных закладных листов на 80 миллионов рублей, и этим предоставлена возможность выдавать ссуды наличными деньгами. В 1889 г. дворянам-заемщикам дворянского банка были понижены размеры платимых ими по ссудам процентов до 41/2%; в 1890 г. общество взаимного поземельного кредита было передано в управление государственного дворянского земельного банка. Тот же характер носила и податная политика Вышнеградского. Прямые налоги остались, за ничтожными исключениями, без всякого изменения. Был введен дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий (1889); увеличен добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887). В 1887 г. обложены акции железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3%. И если доход от прямых налогов в управление Вышнеградского давал увеличение, то это происходило не в силу введения новых налогов или более целесообразного их распределения. Система прямого обложения оставалась нетронутой во всей своей технической и экономической отсталости, но хозяйственная жизнь развивалась, и доход от прямого обложения механически увеличивался. Со всей своей силой податные реформы нового министра обрушились на широкие массы населения. Необходимость увеличения государственных доходов и улучшения государственных финансов и в то же время стремление к покровительству торгово-промышленному классу диктовали Вышнеградскому усиление косвенного обложения. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 91/4 копейки с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20 - 50%. В 1888 г. были введены два новых акциза - нефтяной (40 копеек с пуда со всех осветительных масел и 30 копеек с пуда с легких) и спичечный; при вывозе за границу оба акциза должны были слагаться. Введен дополнительный акциз (40 копеек с пуда) с рафинированного сахара и особый дополнительный сбор за право рафинировать сахар (1890 - 1891 года). Простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 копеек; цена актовой бумаги увеличена на 25%. Гербовый сбор с процентных бумаг увеличен (1888); действие гербового устава распространено на товарные складочные свидетельства (1889). Судебные пошлины получили характер гербового сбора: свыше 25 рублей они должны были уплачиваться наличными деньгами, до 25 рублей - особыми гербовыми марками (1890). В том же году был издан закон о взимании пошлин с наследств, открывающихся после иностранных подданных; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; сбор с заграничных паспортов увеличен вдвое. Действие вычетов при увеличении содержания лицам, состоящим на государственной службе, распространено и на новый контингент служащих. В 1891 г. пробирная пошлина повышена с золотых изделий с 15 копеек до 30 копеек, с серебряных с 1 копейки до 2 копеек. Ввиду сильного повышения цен на спирт заводчиками спиртоочистительных заводов в 1887 - 1888 годах проектировалось введение казенной продажи питей в Пермской губернии и в Западной Сибири. Это было осуществлено лишь в Пермской губернии; в Сибири заводчики понизили цены, и введение казенной продажи питей было отложено. С 1889 г. министру финансов предоставлено было открывать казенную продажу питей без разрешительных приговоров сельских обществ. Наряду с усилением косвенного обложения в самых разнообразных его видах, шли всевозможные льготы заводчикам и фабрикантам. В качестве льготы для сахарозаводчиков в 1889 г. было установлено три срока для взимания акциза. Вообще свеклосахарное производство заняло привилегированное положение; заводчики стали получать поощрительную премию при вывозе сахара за границу. То же поощрение имело место и по отношению к винокуренным заводчикам; всем заводам было предоставлено безакцизное отчисление в размере 2% выкурки за первый миллион градусов, 1% - за 1 - 3 миллиона, 1/2% за 3 - 12 миллионов; затем введено дополнительное отчисление в 4% за первые 1/2 миллиона. В тесной связи с покровительством торгово-промышленному классу и с стремлением к увеличению вывоза, как к средству улучшения государственных финансов путем создания благоприятного торгового баланса, находится и железнодорожная политика Вышнеградского. Она может быть сведена к трем основным группам мероприятий: к упорядочению тарифов и использованию их в целях поощрения вывоза и затруднения ввоза, к развитию контроля над железнодорожными обществами и к облегчению лежавшего на казне бремени путем выкупа в казну целого ряда частных железных дорог. Действительный правительственный надзор и руководительство железнодорожными тарифами начинается с 1889 г., когда были изданы временные правила о железнодорожных тарифах и учреждениях по тарифным делам. В этом же году было произведено понижение хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная скидка; в 1890 г. пересмотрены ввозные тарифы. Тарифы на перевозку угля, перевозимого от портов внутрь страны, повышены, на уголь донецкий, польский и уральский значительно понижены; понижены также тарифы на перевозку нефти, керосина и рогатого скота. Сильное разнообразие тарифов и их сложность делали чрезвычайно затруднительной перевозку товаров, в особенности, если грузам приходилось следовать по нескольким дорогам, находящимся в руках разных железнодорожных обществ. Министерство финансов занялось упрощением тарифов и приданием им большого однообразия. Усиленное железнодорожное грюндерство и зависимость торговли и промышленности от железных дорог создали необычайную эксплуатацию со стороны железнодорожных обществ. Отправители товаров с трудом разбирались в сложных и разнообразных тарифах и от постоянных переборов терпели большие убытки. Железнодорожным обществам ввиду этого было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства; установлено предварительное предъявление новых тарифов в министерство и опубликование тарифов во всеобщее сведение. Устраняя эксплуатацию со стороны железнодорожных грюндеров путем упорядочения тарифов, министерство финансов в то же время еще более способствовало тому же грюндерству другими сторонами своей железнодорожной политики. Огромная задолженность железнодорожных обществ, большей частью гарантированных правительством, ложилась тяжелым бременем на казну и отягощала государственный бюджет; на очередь поэтому был поставлен выкуп частных дорог казной, но при выполнении его к интересам государства тотчас же примешались частные интересы капиталистов. Владельцы железнодорожных акций и облигаций, всевозможные спекулянты имели влиятельных лиц в среде правительства, и выкуп не столько совершался в пользу государства, сколько приносил выгоды владельцам дорог и акционерам. Долги общества казне обыкновенно слагались, и переход в казну невыгодных и убыточных дорог избавлял общества от неизбежных крахов. Всего было выкуплено правительством при Вышнеградском до 4760 веток железных дорог (Ряжско-Моршанская, Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбовско-Козловская, Курско-Харьково-Азовская, Либаво-Роменская и др.). И в то же время правительство разрешало новые концессии: в 1887 - 1891 годах было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и ветвей (всего 460 веток), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 веток. Железнодорожной спекуляции и грюндерству много способствовало и разрешение выпусков новых 4%-ных облигаций целому ряду железных дорог (Курско-Азовской, Козлово-Воронежской, Ростовской, Орловско-Брянской, Фастовской и др.). В области государственного кредита Вышнеградскому досталось тяжелое наследство: большое разнообразие форм государственных займов, заключенных притом по чрезвычайно высокой цене - 6 - 8%. Уменьшение расходов по государственному долгу должно было начаться с его унификации и консолидации. В 1887 г. был выпущен внешний 4%-ный заем на 100 миллионов рублей, погашаемый ежегодно тиражами в течение 80 лет. Объявленная подписка по цене 84% дала 83 миллиона рублей. Вследствие дальнейшей нужды в средствах на железнодорожное строительство в 1891 г. был заключен новый 3%-ный золотой заем. Русский государственный кредит стоял тогда очень низко. Несмотря на все старания синдиката русских и иностранных банкиров и русского правительства, подписка шла туго, и на размещение займа потребовалось почти два года. Вместо объявленной суммы в 125 миллионов рублей, подписка дала не более 95 миллионов рублей золотом. В 1890 г. состоялся первый выпуск внутреннего 41/2% консолид. железнодорожного займа на сумму 75 миллионов рублей кред. нариц. В 1887 г. выпущены билеты государственного казначейства с уплатой 379/100% вместо 432/100%; это уменьшило сумму билетов государственного казначейства на 18 миллионов рублей. В том же году была совершена пересрочка банковых билетов 1 выпуска и выпуска 1863 г. Это дало казне сбережение в 8 миллионов рублей, но переложило бремя государственного долга на будущие поколения. Для сокращения государственных расходов необходимо было сократить платежи по системе государственного кредита. Вышнеградский выбрал путь конверсионных операций. В 1888 г. была совершена конверсия так называемого военного займа 1877 г. При посредстве синдиката парижских банкиров был выпущен 4%-ный заем на 125 миллионов рублей для обмена 5%-ных облигаций этого займа. В 1890 г. был выпущен 2-й 4%-ный золотой заем в 90 миллионов рублей для выкупа англо-голландских 5%-ных займов 1864 и 1866 годов и 5%-ного займа 1855 г.; в том же году состоялся третий выпуск 4%-ного золотого займа в 75 миллионов рублей золотом для выкупа 5%-ного займа 1862 г. Наконец, четвертой конверсией можно считать выпуск в 1890 г. 4%-ного золотого займа 4-го выпуска в 10 миллионов рублей для выкупа 5%-ных облигаций Харьково-Кременчугской железной дороги. В 1891 г. за счет свободной золотой наличности государственного казначейства были выкуплены 1 голландский заем, 41/2%-ные метал. займы 1850 и 1860 годов на 29,5 миллионов рублей золотом. Наряду с конверсией государственных займов, произведены были конверсии железнодорожных займов. В 1889 г. состоялись: выпуск 4%-ных консолидир. облигаций 2-го выпуска, и выпуск 4%-ных консолид. облигаций 2-й серии на 310,4 миллионов рублей для конверсии остальных 5%-ных консолид. облигаций (1, 3, 4 и 7 выпусков). Когда были закончены конверсии наиболее обременительных внешних 5%-ных займов, Вышнеградский приступил в 1891 г. к конверсии внутренних займов. Для этой цели прежде всего был совершен выкуп 51/2%-ных выкупных свидетельств путем выпуска 2-го 4%-ного внутреннего займа на 70 миллионов рублей; затем выкуплены банковые билеты 3, 4 и 5 выпусков на 184 миллиона рублей посредством выпуска 3-го 4%-ного внутреннего займа на 104 миллиона рублей, и, наконец, конвертированы облигации 1-го восточного займа 1877 г. путем выпуска 4-го 4%-ного внутреннего займа на 190 миллионов рублей. Кредитные операции Вышнеградского отличались широким размахом; если не все конверсии были удачны, то это объясняется обширностью, сложностью и новизной для России этого дела. Платежи по государственному долгу были сокращены, процент понижен, разнообразие форм государственного долга в значительной степени уменьшено. Но как и все в управлении Вышнеградского, часть кредитных его операций была связана с защитой интересов господствующего дворянского землевладельческого класса. Таковы были: конверсия закладных листов общества взаимного поземельного кредита, причем новые закладные листы были освобождены от уплаты купонного налога; затем 3-й выигрышный заем 1889 г., распространению которого среди широких кругов публики правительство всячески помогало путем кредитования покупателей по низкому %. Этот же заем вызвал не только обычный биржевой ажиотаж, но какую-то лихорадочную погоню за наживой в самых широких слоях публики (ср. Мигулин ""Русский государственный кредит"", II, 443 - 444). Такой же лихорадочной погоней за наживой была вся финансовая и податная политика Вышнеградского. Она служила двум целям - абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму. Народные массы не принимались во внимание; ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму. И результаты этой политики не замедлили сказаться. Государственный долг, хотя и упорядоченный, достиг к концу 1892 г. 5874,1 миллионов рублей. Усиленный протекционизм не привел к цели: он не уменьшил ввоза целого ряда продуктов, но заставил широкие массы населения еще больше переплачивать на необходимых предметах потребления. Таможенный доход увеличился с 98,3 миллионов рублей в 1887 г. до 122,6 миллионов рублей в 1891 г. и занял место в государственном бюджете наряду с доходом от косвенного обложения. Увеличение косвенного обложения усилило налоговое бремя и довело платежные силы населения до чрезвычайной напряженности. Когда в 1891 и 1892 годах наступили неурожаи, недоборы в поступлениях с крестьян и целый ряд других фактов, в хозяйственной жизни России обнаружили непрочность роста государственных доходов. - См. ""Министерство финансов 1802 - 1902 годов"" (юбилейное издание, СПб., 1902, ч. II); М. Соболев ""Таможенная политика России во второй половине XIX в."" (Томск, 1911); В. Витчевский ""Торговая, таможенная и промышленная политика Р."" (СПб., 1909); С.Ю. Витте ""Конспект лекций"" (СПб., 1912); М. Кашкаров ""Главнейшие результаты государственного денежного хозяйства за 1885 - 1894 года"" (СПб., 1895); П. Мигулин ""Русский государственный кредит"", II (Харьков, 1899); П. Шванебах ""Денежное преобразование и народное хозяйство"" (СПб., 1901). С. Загорский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Вышнеградский, Иван Алексеевич

Вышнеградский Иван Алексеевич

— ученый и государственный деятель; из духовного звания, родился 20 декабря в 1831 г. Окончив в 1851 г. физико-математическое отделениe бывшего Главного педагогического института, В. был определен на службу учителем математики во 2-й петербургский кадетский корпус. В 1854 г. В. защитил в С.-Петербургском университете диссертацию — "О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями" — на степень магистра математики. В 1858 г. В. принял на себя преподавание в Михайловской артиллерийской академии механики, которой с этих пор посвятил свою научную деятельность. При отсутствии хороших пособий к изучению этого тогда еще не надлежаще поставленного предмета, В. пришлось выработать тип учебника механики, изданного в 1860 г. под загл.: "Элементарная механика. Учебное руководство для военно-учебных заведений" (СПб.). Артиллерийская академия вскоре отправила его на 1½ года за границу для приготовления к званию проф. практической механики. В. направился в Карлсруэ, где под руководством знаменитого профессора и директора тамошнего Политехникума Редтенбахера занимался изучением построения машин. В 1862 г. В., возвратившись из заграничной командировки, приступил к чтению курсов практической механики в Михайловской артиллерийской академии и тогда же был утвержден в звании профессора этого предмета. С этого же года начинается и деятельность В. в Петербургском практическом технологическом институте, в котором В. начал читать лекции механической тeopии теплоты и теорию устройства паровых двигателей и был назначен также членом учебного комитета. Между прочим, по предложению В., была вновь заведена кафедра технологии металлов и дерева и в 1871 г. при Институте выстроена механическая лаборатория для научных исследований по сопротивлению строительных материалов и для опытов по теплоте и гидравлике. В 1875 г. В. назначен быль директором Института, сохранив за собою и профессуру. Это был первый пример избрания в директора лица, принадлежавшего к учебному персоналу Института. При нем пpиeм учащихся на первый курс был ограничен 125; с 1875—76 учебного года на первых двух курсах введены еженедельные репетиции по главным предметам; введена срочность графических работ; выработаны правила по учебной части, программы предметов преподавания вновь пересмотрены и изменены согласно указаниям опыта и выяснившимся потребностям; стипендии с 240 руб. увеличены до 360 руб., и т. п. При В. же учебный комитет Института начал издавать с 1877 г. "Известия Технологического института".

Из научных работ Вышнеградского теоретическое исследование "О регуляторах прямого и непрямого действия" ("Изв. СПб. практ. техн. инст.", 1877—1878) положило прочное основание изучению действия этих приборов в применении их к регулированию хода машин-двигателей. Исследованием этим вполне освещен общий характер весьма сложного движения регулятора и машины при нарушенном равновесии между движущей силой и сопротивлением. В практическом отношении peзyльтaты исследования выразились в установлении общих условий, необходимых для правильного действия регуляторов. Общий метод и главные результаты исследования В. о регуляторах были помещены, в извлечении академика Треска (Тrеsca), в 1876 г. в "Comptes Rendus" Парижской академии наук и обратили на себя должное внимание специалистов. Напечатанный В. "Курс подъемных машин" (СПб., с атласом черт., 1872) обладает весьма серьезными достоинствами. В нем устанавливаются с надлежащею полнотою и строгостью все необходимые для расчета этих механизмов теоретические и практические сведения и заключаются некоторые самостоятельные исследования автора в этой области прикладной механики (между прочим, о цепях). Заслуживает упоминания также, по своей полноте и замечательной ясности изложения, курс "Механической тeopии теплоты", читанный В. в продолжениe многих лет в Технологическом институте. Курс этот, к сожалению, не был напечатан, а имеется в виде литографированных записок (1883—1884). Заслуги Вышнеградского в деле насаждения технического образования в России несомненны. Правильной постановке этого дела он содействовал не только как профессор, талантливым чтением лекций и изданием учебников, не только как администратор, находясь в качестве директора во главе управления Технологическим институтом, но и вообще всеми имевшимися в его распоряжении средствами, между прочим, и прямо обаянием своей даровитой и энергической личности. Лекции В., по отзывам его бывших слушателей в Технологическом институте и Артиллерийской академии, отличались ясным, простым, но вместе с тем увлекательным изложением. Несмотря на то, что чтение таких разнообразных и серьезных курсов должно было поглощать немало и силы и времени, В. находил, однако, возможным применять свои обширные технические познания и к практическим целям. Он принимал, между прочим, деятельное участие, состоя инженером-механиком (1867—78) главного артиллерийского управления, в постройках орудийного завода и Охтенского порохового завода, причем им устроены машины для подъема орудий, пресс для призматического пороха, турбины, канатно-проволочная передача силы и друг.

Кроме упомянутых выше трудов В. назовем: "Публичные популярные лекции о машинах" (СПб., 1859); "Несколько замечаний о пороховых прессах" и "Вычисление наибольшего давления, испытываемого пороховою лепешкою в прессе Буше" ("Артиллерийский Журнал", 1860, № 4); "О прочности цепей" (там же, 1863, № 10); "Основные законы механической теории теплоты" (1873) — три публичные лекции, читанные при русском техническом обществе, в аудитории Музея прикладных знаний; "Лекции о паровых машинах, читанные в Технологическом институте" (1874); "О законе Максвеля" ("Изв. практ. Техн. инст.", 1880—81). Под руководством В. изданы также: "Основания механики и ее приложений к машинам, общепонятно изложенные Карлом Гольцманном" (СПб., 1859); учебник механики для военно-учебных заведений "Элементарная механика" (СПб., 1860). Литографированы: "Практическая механика" — два курса лекций, читанных в Михайловской артиллерийской академии 1-му и 3-му техническим классам; затем "О водяных колесах" и "О паровых машинах" (1862 и 1864).

Научная деятельность, соединенная с преподаванием математических наук в разных учебных заведениях, равно директорство в Технологическом институте, видимо, не удовлетворяли И. А. В., и он посвятил значительную часть своего времени практической деятельности, занимая место члена правления в петербургском обществе водопроводов, в обществе Юго-Западных железных дорог и др. В качестве представителя частного железнодорожного общества он принимал участие в трудах Барановской комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, являясь защитником интересов частных железнодорожных компаний. В 1884 г. он был назначен членом совета министра народного просвещения и представил выработанный им проект нормального промышленного образования, не оставшийся без влияния на издание нового закона о промышленных училищах. Кроме того, И. А. В. принимал участие в комиссии по разработке нового университетского устава. В 1886 г. последовало назначение его членом государственного совета по департаменту государственной экономии, а 1 января 1887 г. — управляющим министерством финансов, вместо Н. X. Бунге.

В это время финансовое управление подвергалось резкой критике не только в печати, но и в некоторых влиятельных сферах. Несомненно, народное хозяйство находилось не в блестящем положении: страна переживала острый земледельческий кризис вследствие небывалого падения цен на сельскохозяйственные продукты, а это сильно давило на помещичье, в значительной степени задолженное хозяйство и сильно отражалось на благосостоянии крестьян. К этому присоединялся застой в области фабричного производства и торговли. Не удивительно, поэтому, что тогдашнему финансовому управлению приходилось оканчивать бюджетный год с дефицитами, а это, в свою очередь, препятствовало упрочению ценности кредитного рубля. Несмотря на столь тяжелые условия экономической жизни, тогдашний министр Н. X. Бунге (см. это имя), исходя из верной мысли, что наше хозяйство может выйти из затруднительного положения только при условии поднятия народного благосостояния, провел немало полезных реформ в области финансового хозяйства, вследствие которых В. вступил в управление министерством финансов при много лучших условиях, чем его предшественник. Путь был проложен, и реформы вошли в жизнь; государственный банк сделался обладателем огромной кассовой наличности, через что явилась возможность прибегнуть к конверсиям. Это позволило новому министру направить свою энергию на самую слабую сторону финансового управления — на сведениe росписи без дефицита. Достижению этой цели должны были служить меры экономической и финансовой политики. Господствующею чертою экономической политики явилось стремление усилить фабричную производительность страны путем поднятия таможенного тарифа. Путь этот далеко не был новым. Начиная с 1868 г., министерство финансов несколько раз прибегало к увеличению оклада таможенных пошлин, носивших в большинстве случаев покровительственно-фискальный характер. При И. А. В. таможенные пошлины были увеличены со следующих товаров: чугуна, железа, стали не в деле и изделий из этих металлов, иностранного табака, хмеля и хмелевого экстракта, плиточного чая (1887), угля, кокса, шерсти (1889), сахара (1890) и т. д. Повышение пошлины на чугун, железо и сталь в 1887 г. было вызвано стремлением оградить, главным образом, уральские заводы; с другой стороны, возвышение пошлин, а не полное воспрещение ввоза, было следствием нежелания уничтожать переделочные заводы. Помимо частных возвышений таможенных ставок, в 1888 г., ввиду ослабления таможенной охраны улучшением курса кредитного рубля, был введен дополнительный таможенный сбор в размере 20 коп. золотом с каждого рубля причитающихся пошлин (с некоторыми исключениями). Наконец, министром финансов был выработан новый таможенный тариф, утвержденный 11 июня 1891 г. Нельзя не заметить, однако, что фабричное производство может развиваться при наличности двух условий: при обширном рынке, где население обладает достаточною покупательною силою для поддержания производства, и при отсутствии косности у производителей. Если подобных условий нет, то тягости несет лишь потребитель. Ввиду этого министерством финансов сделана была попытка помочь крупным железным производствам внесением в уставы железнодорожных и других обществ и предприятий требования об обязательном употреблении предметов, заказанных на русских фабриках и из русских материалов.

Меры к развитию благосостояния в народе оставались прежние: а) Крестьяне продолжали покупать земли при помощи крестьянского банка; его операции были распространены на Привислянские губернии (1888). Были выработаны меры к облегчению продажи с торгов земельных участков, заложенных в крестьянском земельном банке, и к исправному взносу платежей, следующих тому же банку, б) С целью облегчения землевладельцев, имения которых заложены в обществе взаимного поземельная кредита, совершена была конверсия 5%-ных закладных листов этого общества в 4½%-ные металлические, с правительственной гарантией, сроком на 56 лет, и эти бумаги навсегда освобождены от всяких налогов и сборов. В 1891 году общество взаимного поземельного кредита было взято в казенное управлениe и составляет в настоящее время особый отдел дворянского банка. в) Дворянам-заемщикам дворянского земельного банка оказаны крупные льготы (1889), заключавшиеся в понижении размера платимых по ссудам % до 4½%, с условием, притом, выдачи по 100 р. действительных на 100 р. нарицательных. Облегчение последнего рода было распространено и на лиц, ранее получивших ссуду из дворянского банка. Для облегчения заемщиков закавказского приказа общественного призрения постановлено было выдавать им ссуды из 5% (1888). Помимо указанных мер облегчения заемщиков, носивших сословный характер, было обращено внимание на облегчение условий кредита в частных кредитных учреждениях посредством конверсии их закладных листов в пятипроцентные.

Меры к улучшению хлебной торговли были вызваны жалобами на падение цен на хлеб. Сильное падение цен на зерновые продукты объясняли тем, что помещики и крестьяне увеличением предложения понижают цену, не имея возможности, за отсутствием сбережений, выждать наступления более выгодных цен. Продаже хлеба по низким ценам способствует также незнание состояния цен на хлебном рынке. На иностранных рынках стоят низкие цены благодаря злоупотреблениям (сорный хлеб) в области нашей хлебной торговли. Ввиду всего этого многим железнодорожным обществам было разрешено устройство зернохранилищ и выдача ссуд из эксплуатационных средств или же при помощи частных кредитных учреждений и даже при содействии государственного банка (1889); была введена публикация цен, стоящих на главнейших внутренних и внешних рынках на разные сорта хлеба и, наконец, введена сортировка хлеба в элеваторах (в 1888 г. в Ельце) и приступлено к выработке классификации продаваемого зерна.

Податная политика И. А. В. — За отменой подушной и оброчной подати из прямых налогов остались: а) поземельный и лесной налоги, б) налог с недвижимых имуществ, в) налог за право торговли и промыслов и г) сбор с доходов от денежных капиталов. Кроме того, крестьяне уплачивают выкупные платежи (государственные, взамен оброка). Существенных перемен в области прямых налогов за период управления министерством финансов И. А. В. не произведено; существующая система прямых налогов по-прежнему не соответствует началам равномерности и справедливости. Она неудовлетворительна и с точки зрения техники. Увеличение суммы поступлений прямых налогов находится в зависимости от постепенного увеличения оклада и распространения их; так, последовало увеличение государственного поземельного налога в 22 губерниях, увеличилась кибиточная подать до 4 руб., распространены правила поземельного податного устройства на Ферганскую область и в Туркестанском крае (1889), обложены плантации американского хлопка там же (1891) и т. д. Сумма сборов с торговли и промыслов продолжала увеличиваться в силу, главным образом, аналогичных причин: введения и увеличения размеров дополнительного раскладочного сбора с купеческих и негильдейских предприятий (1888—91); увеличения добавочного сбора с акционерных обществ и товариществ на паях (1887) и добавочного 10% сбора с выбираемых торговыми предприятиями документов в местностях, где не введен дополнительный раскладочный сбор, а также более тщательного применения положения об обложении торговли и промышленности. Сбор с доходов от денежных капиталов, введенный в 1885 году, сильно поднялся. В 1887 г. было издано узаконение об обложении акций железнодорожных предприятий, гарантированных — в размере 5% и негарантированных — в размере 3%.

Акцизы. Поступления акцизных сборов с питей сильно поднялись за указанный период времени под влиянием двух факторов: увеличения размера акциза и двух обильных урожаев. В 1887 г. был увеличен акциз на 1/4 коп. (9¼ коп. с градуса, что равняется 9 руб. 25 коп. с ведра безводного спирта). Хотя с этого времени дальнейшего поднятия акциза не было, но зато постепенно распространялось на окраинах действие общих правил и уставов о питейных сборах. Повышен патентный сбор в некоторых губерниях и, наконец, ограничен перекур, шедший в пользу заводчиков. Министр финансов обратил внимание на развитие фруктового и виноградного производств, спиртоочистительного промысла и на облегчение заводчиков по приему и рассрочке залогов (1888). Как и раньше, были принимаемы меры к поощрению вывоза за границу спирта, с выдачею за это премий. Принимались меры к развитию торговли виноградным вином; льготные условия этого рода торговли были распространены на губернии: Таврическую, Бессарабскую и Землю Войска Донского (1888). Делались опыты казенной продажи вина. Впервые она была введена в Пермской губ. (1887) с целью парализовать стачки винных заводов. Министру финансов было предоставлено право учреждать казенную продажу вина и спирта в Сибири, в тех местностях, где это будет найдено удобным (1888), и затем там последовало открытие казенных ведерных лавок (1889). Вскоре после того был разрешен казенный склад для хранения спирта в Москве. В 1887 г. был возбужден вопрос о сельскохозяйственном винокурении (намеченный еще предшественником И. А. Вышнеградского). По выслушании мнений компетентных лиц, разработанный министерством проект о мерах поощрения сельскохозяйственного винокурения был представлен в государственный совет и удостоился Высочайшего утверждения в 1890 г. Впрочем, как кажется, этот закон далеко не оказал такого крупного практического влияния на развитие благосостояния землевладельцев, какого от него ожидали. — Несколько раз в финансовых сферах поднимался вопрос о табачной монополии; но осуществление такой меры, связанной с устройством контроля над плантациями табака, представлялось опасным, так как она могла отразиться самым гибельным образом на положении табачного производства. Не прибегая к введению монополии, министр финансов предпочел извлечь доход из возвышения стоимости табачных бандеролей с туземного табака на 20—50% (1887) и большего обложения привозного, на 1/3 против существовавшего. Распространено, с некоторыми отступлениями, действие сбора с табака на Туркестанский край и Семиреченскую область. В связи с этим увеличилось поступление акциза с табака. Приняты меры к облегчению табаководства и торговли листовым табаком (1890). — Свеклосахарное производство в ряду других заняло привилегированное положение: сахарозаводчики первые стали получать поощрительную премию за вывозимый за границу сахар. Правительство старалось этим путем укрепить за собою внешние рынки, как европейские, так и азиатские; впрочем, премия была отменена в 1892 г. Дополнительный акциз на рафинадные и свекловично-сахарные заводы (1890) привел к увеличению суммы акциза с сахара. Помимо старых акцизных сборов, в управление И. А. В. введены два новые акциза на предметы всеобщего потребления: на спички (1887) и на осветительные масла (1887), с легких — 40 к. и тяжелых — 30 коп. с пуда. В 1887 г. последовало возвышение размера простого гербового сбора с 60 коп. на 80 коп. и цен актовой гербовой бумаги. В 1888 г. распространено взимание крепостных пошлин на Курляндскую губернию. Введены некоторые изменения в правилах о нарушениях устава о гербовом сборе и о порядке производства дел по этим нарушениям (1887). Указан порядок оплаты гербовым сбором договоров о найме квартир, свидетельств на провоз вина, табака, сахара и других документов, вырезанных из корешков книг, а также квитанций ссудных касс (1888); увеличен гербовый сбор с процентных бумаг русских и иностранных (1888); распространено действие гербового устава на товарные складные свидетельства (1889) и т. д. В 1889 году вышел закон о взимании пошлин с наследств, открывающихся в России после иностранных подданных, с подчинением их действию общих правил по этому предмету. Согласно указаниям опыта, сделаны облегчения для наследников по закону (1888) путем рассрочки в уплате причитающихся пошлин с наследству на 5 лет — с недвижимых имуществ и на один год — с движимых. В области правительственных регалий поднята такса за пересылку иногородних пepиoдических изданий (1887). Хотя горная подать и была понижена (1887), но затем вскоре (1888) состоялось обложение мелких приисков, пользовавшихся льготою от обложения, а в 1891 г. была увеличена пробирная пошлина с изделий из золота (30 коп. с золотника) и серебра (3 коп. с золот.). В 1888 г. специальный текущий счет обложен взамен существовавшего пропорционального гербового сбора особым сбором, соответственно времени и сумме позаимствований по специальным текущим счетам. В 1889 г., в видах предупреждения фальсификации, было предложено фирмам, торгующим чаем, производить выпуск чая в продажу за казенною бандеролью. Хотя в этом случае, главным образом, охранялись интересы потребителей, но вместе с тем незаметно вводился новый налог.

Наибольшую деятельность И. А. В. проявил в железнодорожном деле. Ненормальное положение, занимаемое нашими железными дорогами, давно привлекало к себе внимание общества, печати и правительства. Начало упорядочению железнодорожного дела было положено назначением так назыв. Барановской комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, результатом работ которой был общий устав российских железных дорог (1885). Но лишь в 1887 г. были подчинены правительственному руководству и надзору действия железнодорожных обществ по установлению тарифов на перевозку пассажиров и грузов, с целью ограждения от ущерба казенного интереса и потребностей населения, равно как нужд торговли и промышленности, а в 1888 г. права, отсюда вытекающие, переданы министру финансов. Министерство финансов поставило себе следующие задачи: упрощение тарифа и придание ему большего единообразия; уравнение тарифными ставками положения конкурентов-производителей из разных мест, чтобы одни не имели преимуществ перед другими; улучшение финансового положения железных дорог для облегчения государственного казначейства, ежегодно приплачивавшего огромные суммы по гарантированным облигациям. Осуществление указанных принципов было возложено на вновь учрежденный в составе министерства финансов особый департамент железнодорожных дел и на тарифные учреждения. Пересмотрены самые важные тарифы — хлебные, и затем подвергнуты разработке ввозные тарифы от портовых и пограничных районов (1890) и перемолочные тарифы (1889); разработаны тарифы на перевозку по российским жел. дор. переселенцев и их имуществ (частные дороги делали 75% скидку, а казенные взимали 0,3 коп. с человека и версты), а также ввозные тарифы российских железных дорог в международном сообщении. Железнодорожным обществам было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства. Утверждены правила для съездов представителей железных дорог по тарифным вопросам; в случаях предполагаемого изменения ставок требуется предварительное предъявление тарифов в министерство под угрозою в противном случае издания такого тарифа, какой министерство финансов найдет соответствующим частным и государственным интересам. Взамен произвольно установляемых железными дорогами плат назначено определенное вознаграждение за услуги, оказываемые частным лицам железными дорогами и железнодорожными агентами. Другая сторона железнодорожной политики — собственно финансовая — касается вопросов о выдаче ссуд и авансов железнодорожным обществам, о возврате старых ссуд и об установлении контроля над операциями железнодорожных обществ. Вопросы о ссудах И. А. В. разрешал с некоторою осторожностью, а когда общества ходатайствовали об увеличении облигационных капиталов для железнодорожных сооружений и т. п. целей, министерство выговаривало себе право получать из реализованных займов обратно часть ранее выданных правительством ссуд. Таким образом, соглашением с главным обществом российских железных дорог относительно расчетов по эксплуатации Николаевской железной дороги ему было предоставлено право увеличить облигационный капитал на 15 млн. руб. и уплатить эту сумму правительству. Затем на подобных основаниях были разрешены выпуски 4% облигации обществам дорог: Курско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Брянской и Фастовской (1888 г.), Курско-Харьковско-Азовской (1890), Лозово-Севастопольской (1891), Орловско-Витебской и др. Благодаря подобным разрешениям займов за рассматриваемый период увеличились поступления от возврата ссуд правительству железными дорогами. Действие начатой еще с 1884 года системы контроля над оборотами железных дорог продолжалось и при И. А. В. Такой надзор, помимо ранее установленного, был введен в 1887 г. над 9 железнодорожными обществами. По закону 1890 г. совершаемые железнодорожными обществами займы подлежат предварительному утверждению министра финансов. В 1890 г. железным дорогам предложено было суммы, следующие на покрытие заграничных платежей по их займам, вносить на текущий счет в государственный банк, чтобы этим путем прекратить злоупотребления при покупке железнодорожными обществами заграничных тратт. При бывшем министре финансов выкуплены следующие линии, большею частью малодоходные: Ряжско-Моршанская (1887); Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбово-Козловская, Курско-Харьково-Азовская (1890) и Либаво-Роменская (1891). Министерство финансов благоприятствовало слиянию железнодорожных обществ. На этом основании были слиты Уральско-Горно-заводская и Екатеринбурго-Тюменская железные дороги, под названием Уральской; Тамбово-Козловская линия с Тамбово-Саратовской, с переименованием в Козлово-Саратовскую (1891); общество Рязянско-Козловской железной дороги обратилось в общество Рязанско-Уральской железной дороги (1892).

С целью улучшения денежного обращения издан был закон 1 января 1881 г., в силу которого предшественниками И. А. В. были переданы государственному банку, в погашение излишне выпущенных в обращение 417 млн. кредитных рублей, 167 млн. рублей наличными деньгами, из которых уничтожено 87 м. р., а в погашение остальных с 1884 г. были передаваемы ренты кредитные и в золотой валюте. Из них золотая рента (1887) была выкуплена, и банку передано 40 млн. руб. золотом, под обеспечение которых было выпущено 63 млн. кредитных руб. 8 июля 1888 г. состоялось разрешение выпускать кредитные билеты под обеспечение золота, принадлежащего государственному казначейству или государственному банку. В силу этого разрешения, в 1888 г. было выпущено30 млн. руб. кредитных билетов; этот выпуск был погашен в конце года. В 1891—92 г. было вновь выпущено 125 млн. руб., под такое же обеспечение. Хотя сделанные выпуски обеспечиваются золотом, но это мало гарантирует их ценность, так как общий металлический фонд составляет всего 1/4 часть всей суммы денежного обращения страны. При таком условии трудно надеяться на восстановление металлического обращения и даже на упрочение ценности кредитного рубля, что вполне подтверждается резкими колебаниями нашего вексельного курса. В области банковой политики министерство финансов решило покончить ненормальные отношения, установившиеся между правительством и центральным банком поземельного кредита, по поводу выдачи последнему авансов из казны на пополнение его курсовых потерь. С 1878—1887 г. банком было понесено курсовых потерь до 4 млн. руб. и министру финансов ничего не оставалось делать, как прекратить ежегодную доплату по курсовым потерям, и этим избавить государственное казначейство от дальнейших потерь. Государственный банк действовал по-прежнему; несмотря на устарелость его форм, никаких перемен в его устройстве не последовало, и он остается таким же малоподвижным учреждением, как и прежде. В 1889 г. министру финансов предоставлено право воспрещать частным банковым учреждениям те или другие операции. Правилами 1888 г. облегчен порядок открытия отделений обществ для заклада движимых имуществ в разных городах. В 1889 г. состоялся закон о введении в России почтово-сберегательных касс. Кредитные операции государственного казначейства во время управления В. заключались в следующем: 1) были выпускаемы билеты государственного казначейства (1887) с уплатою 3,79% взамен 4,32%. В общем, сумма билетов государственного казначейства была уменьшена на 18 млн. руб. 2) в 1887 г. была сделана пересрочка остававшихся в обращении банковых билетов 1-го выпуска и дополнительного выпуска 1863 г., срок погашения которых наступал в конце XIX и начале XX века. Благодаря вышеупомянутой пересрочке, было достигнуто временное сокращение в бюджете на 8 млн. руб., но вместе с тем был продолжен срок займа, и, следовательно, тягость его перешла на будущие поколения. 3) В 1887 г. был выпущен погашаемый тиражами в течение 80 лет 4% заем в 100 млн. руб., реализованный по 84; в 1889 г. — выигрышный заем дворянского земельного банка на 80 млн. руб., по курсу 215; в 1891 г. 3% золотой заем в 125 млн. руб. Последние два займа, внутренний и внешний, оказались не вполне удачными. Дворянский выигрышный заем, выпускная цена которого была определена применительно к курсу 2-го выигрышного займа, вызвал спекуляцию, ошибочно принятую за действительную потребность публики, и не нашел соответствующего сбыта, вследствие чего до настоящего времени значительная часть его лежит в портфелях частных банков и оказывает на них угнетающее влияние; что же касается до 3% металлического займа в 125 млн. рублей, то он не встретил того сочувствия на французском рынке, которого ожидали. 4) Ни в одном из крупных европейских государств учетно-ссудный процент не достигает таких значительных размеров, как у нас. Такая высота %, находящаяся в зависимости от недостатка капиталов, плохой организации русских кредитных учреждений и других причин, оказывает вредное влияние на ход народного хозяйства. Ввиду быстрого роста капиталов в последнее десятилетие превышающих потребность промышленности, правительства западно-европейских государств прибегли к понижению платимых %. Более благоприятное положение внутреннего и международного денежного рынка дало возможность И. А. Вышнеградскому приступить и у нас к конверсии 5% внешних займов. При конверсиях имелись в виду две цели: финансовая — понижением платимого по внешним займам % уменьшить платежи, тяжело ложащиеся на бюджет, и экономическая — понизив процент в стране, приучить публику к меньшим % и таким путем создать более дешевый кредит. На основании Высочайшего повеления 8 ноября 1888 г. были сделаны следующие конверсионные займы: а) 4% заем 1-го выпуска 1889 г. в 125 млн. руб. (для досрочного выкупа 5% внешнего займа 1877 года, а равно для предоставления государственному казначейству необходимых средств для расчета с государственным банком); б) 2-й 4% золотой заем 1890 г. в 90 млн. руб. (для выкупа англо-голландских займов 1864 и 1866 г. и 5% займа 1855 г.); в) 3-й 4% золотой заем 1890 г. в 75 млн. руб. (для выкупа 7-го 5% займа 1862 г.) и г) 4-й заем в 10 млн. руб. (для выкупа облигаций Харьково-Кременчугской жел. дор.); всего на 300 млн. руб. Одновременно с этим шла конверсия железнодорожных облигаций и выпущены I, II, III серии займов на 565 млн. мет. руб. Держателям конвертируемых бумаг (иностранцам по преимуществу) предоставляются значительные выгоды благодаря тому, что % уплачиваются по четвертям года; заключены займы, главным образом, сроком на 81 г.; отчисляется на погашение 0,084281% с нарицательной суммы долга, с присовокуплением 2% на все погашенные облигации; новые облигации освобождаются навсегда от уплаты русских налогов. После конверсии внешних 5% займов И. А. В. воспользовался общим повышением 5% бумаг и сделал несколько конверсий 5% внутренних займов. А именно были сделаны: 2-й выпуск 4% внутреннего займа на 70 млн. руб. кредитных нарицательных, для досрочного погашения 5½% свидетельств (ренты) государственного банка по выкупу крестьянских наделов; 3-й и 4-й внутренние 4% займы 1891 г., для выкупа 5% банковых билетов и 5% облигаций 1-го вост. займа 1877 г., всего на 384 млн. руб. Конверсии удивили русское общество своею смелостью, неожиданностью и громадными суммами. Вскоре, однако, многими было доказано и показано, что они далеко не так выгодны с финансовой точки зрения, как первоначально предполагалось: сумма задолженности увеличилась, платеж % соответственно реализованной сумме составляет 4,65% и даже выше, уплачена крупная комиссия банкирам, правительство ограничило свое право обложения процентных бумаг и, наконец, тяжесть долга в значительной степени переложена на будущие поколения, благодаря длинному сроку (81 год), на который выпущены конверсионные займы.

Таковы главнейшие меры экономической и финансовой политики, принятые в управление И. А. В. Они имели в виду, главным образом, финансовую цель — сведение бюджета без дефицита. Достижение этой цели способствовали политические обстоятельства и два больших урожая. К тому же формальный порядок бюджета подвергся значительным улучшениям: так, в 1889 году были отменены льготные сроки смет министерств и главных управлений, и на будущее время постановлено все без исключения государственные доходы, как окладные, так и неокладные, поступающие с 1 января по 31 декабря, зачислять в сметы того года, в котором суммы поступят. Затем в 1890 г. состоялось другое важное постановление о прекращении отпуска авансовых кредитов в счет сметы будущих лет и, таким образом, явилась возможность большего упорядочения бюджета. Как видно из предыдущего, были употреблены всевозможные приемы для усиления поступлений от железнодорожных обществ и от налогов и, наконец, обращены на тот же предмет некоторые специальные капиталы. Отсюда до последнего неурожайного года явилась возможность заключения смет без дефицита; но в то же время сумма долгов увеличилась на 180 млн. кред. и 125 млн. мет. руб. и возросли железнодорожные займы. Таким образом, явилось увеличение податной тягости народа. Сумма падающих на народное хозяйство налогов в действительности больше, чем можно заключать по росписи, потому что в смету доходов до сих пор не введены местные сборы. На чрезвычайное напряжение податных сил народонаселения указывают многие признаки, особенно недоборы в поступлениях с крестьян. Увеличение суммы сборов нельзя считать, таким образом, признаком развития народного благосостояния. Неудовлетворительная система налогов осталась без перемен. Болезнь, постигшая В. весной 1892 г., заставила его оставить пост министра финансов 30 августа того же года.

{Брокгауз}



Вышнеградский, Иван Алексеевич (дополнение к статье)

— министр финансов; умер в 1895 г.

{Брокгауз}



Вышнеградский, Иван Алексеевич

(20 дек. 1831 — 25 марта 1895) — рус. ученый, основоположник теории автоматич. регулирования, почетный чл. Петербург. АН (с 1883). Род. в г. Вышнем Волочке Тверской губ. в семье священника. В 1851 окончил Главный педагогич. ин-т в Петербурге по физико-математич. факультету. После окончания ин-та преподавал во 2-м Петербург. кадетском корпусе. В это время систематич. изучал математику и аналитич. механику под руководством М. В. Остроградского. В 1854 защитил в Петербург. ун-те магистерскую дисс. "О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями" и стал преподавать математику в Михайловском арт. училище (с 1855 — академия). С 1858 читал в той же академии лекции по прикладной механике. В 1862 был утвержден проф. механики Петербург. технологич. ин-та, а в 1865 — проф. практич. механики Михайловской арт. академии. С 1859 состоял членом Временного арт. комитета. В 1867—78 работал инженером-механиком в Главном арт. управлении. С 1875—дир. Петербург. технологич. ин-та. С 1888 принимал участие в работах Министерства народного просвещения по пересмотру устава и программы реальных училищ, по пересмотру университетского устава, составлению проекта развития профессионального и женского образования в России и т. д.

В. создал научную школу в области конструирования машин. Большой его заслугой является введение преподавания в России теоретич. основ машиностроения. В Петербург. технологич. ин-те и Михайловской арт. академии В. читал, помимо прикладной механики, также курсы термодинамики, теории упругости, грузоподъемных машин, токарных станков, паровых машин и др. В. ввел для студентов курсовое и дипломное проектирование. В 1860 В. опубл. руководство "Элементарная механика", в течение многих лет считавшееся лучшим в России.

Существенное влияние на направление научных интересов В. оказала Крымская война, обнаружившая технич. отсталость России. В. принадлежит крупная роль в проводившихся с 1863 преобразованиях русской артиллерии и реконструкции заводов арт. ведомства, к-рая велась во многих случаях по его проектам и с непосредственным его участием.

В. сконструировал целый ряд интересных машин и механизмов: автоматич. пресс для изготовления призматич. пороха, подъемные машины, пресс для испытания металлов и других материалов, механич. перегружатель грузов (для речного порта), регулятор рудничного насоса, прибор для экспериментального исследования катаракта (тормоз регулятора), гидравлич. колесо, проволочно-канатную передачу механич. энергии на расстояние (Охтенский пороховой з-д) и т. д.

Научные заслуги В. наиболее значительны в области теории регулирования. Работа, В. "О регуляторах прямого действия" (1877) была первой теоретич. работой, позволившей рационально рассчитывать регуляторы этого типа. Установленное В. условие устойчивости системы регулирования известно в мировой технич. литературе как критерий Вышнеградского. Впервые введенные в практику В. метод графич. разделения плоскости параметров системы регулирования на области устойчивости, а также метод исследования качества переходного процесса лежат в основе совр. теории регулирования. Работа В. "О регуляторах непрямого действия" (1878) также оказала определенное влияние на последующие работы по регулированию. В. известен и как популяризатор научных знаний. Его лекции о машинах и механич. теории теплоты могут служить образцом научно-популярной литературы. В. — один из создателей II отдела (отдела механики) Рус. технич. об-ва (1866). Он был также одним из устроителей русских пром. выставок. В 1871 В. организовал т. н. "Пентагональное общество" (научный кружок, в к-рый, кроме В., входили Н. П. Петров, В. Л. Кирпичев, А. П. Бородин, П. В. Котурницкий), оказавшее влияние на развитие прикладной механики в России. Со второй половины 70-х гг. В. постепенно отходил от научной и педагогич. деятельности и стал принимать активное участие в частных капиталистич. компаниях, войдя в правление Петербург. об-ва водопроводов, Юго-Западных ж. д. и других об-в. С 1887 — управляющий министерством финансов России, а с 1888 по 1892 — министр финансов; на этом посту В. проявил себя как реакционер, способствовавший укреплению власти помещиков и капиталистов.

Соч.: Об общей теории регуляторов, в кн.: Максвелл Д. К., Вышнеградский И. А., Стодола А., Теория автоматического регулирования (Сб. статей), М.—Л., 1949; О регуляторах прямого действия, там же; О регуляторах непрямого действия, "Известия Санкт-Петербургского Практического технологического института", 1878, [т. 2]; Курс подъемных машин. Лекции..., ч. 1—2, СПб, 1872; О движении системы материальных точек, определяемой полными линейными дифференциальными уравнениями (магистерская дисс.), СПб, 1854; Лекции о паровых машинах, читанные в Технологическом институте, СПб, 1878; Несколько замечаний о пороховых прессах, "Артиллерийский журнал", 1860, № 4; Вычисление наибольшего давления, испытываемого пороховой лепешкой в прессе Буше, там же; О прочности цепей, там же, 1863, № 10; Публичные популярные лекции о машинах, СПб, 1859; Элементарная механика, вып. 1, СПб, 1860; Механическая теория теплоты, СПб, 1873; Sur la théorie générale des régulateurs, "Comptes rendus hebdomadaires des séances de l´Académie des sciences", P., 1876, t. 83; Über direktwirkende Regulatoren, "Der Clvilingenieur", В., 1877, Bd 23; Mémoire sur la théorie générale des regulateurs, "Revue unirerselle des mines", P., 1878, № 4, 1879, № 5.

Лит.: Андронов А. А., И. А. Вышиеградский и его роль в создании теории автоматического регулирования, в кн.: Вопросы истории отечественной науки, М.—Л., 1949; Кирпичев В. Л., И. А. Вышнеградский как профессор и ученый, "Вестник общества технологов", 1895, № 6; Бородин А. П., И. А. Вышнеградский, "Инженер", 1895, № 4; Министерство финансов, 1802—1902, ч. 2, СПб, 1902; Кутателадзе С. С. и Цукерман Р. В., Очерк развития теории теплоты в работах русских ученых XVIII и XIX столетий, М.—Л., 1949.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Вышнеградский Иван Алексеевич — 0

Найдено научныех статей по теме Вышнеградский Иван Алексеевич — 0

Найдено книг по теме Вышнеградский Иван Алексеевич — 0

Найдено презентаций по теме Вышнеградский Иван Алексеевич — 0

Найдено рефератов по теме Вышнеградский Иван Алексеевич — 0