Вышнеградский Николай Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вышнеградский Николай Алексеевич

Вышнеградский, Николай Алексеевич - педагог (1821 - 1872), старший брат Ивана Алексеевича Вышнеградского . Образование получил в главном педагогическом институте. Преподавал в ларинской гимназии и в старших классах училища Правоведения русскую словесность. Получил степень магистра русской словесности за диссертацию: ""О филологических исследованиях церковно-славянского наречия и преимущественно о грамматиках сего наречия"". Преподавал в предварительном курсе института философские науки, а с 1849 г. читал педагогику. Одно время состоял инспектором павловского женского института. Для проведения в жизнь своих педагогических идей Вышнеградский с 1857 г. издавал ""Русский педагогический журнал"", посвященный императрице Марии Александровне как покровительнице женского образования в России. Журнал имел большой успех; благодаря ему был поставлен на очереди вопрос о женских учебных заведениях и о необходимости сделать их открытыми и общедоступными. В 1858 г. Вышнеградский обратился с планом устройства женского образования к принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, при посредстве которого вскоре последовало открытие в Петербурге первого женского Мариинского училища, начальником которого был назначен Вышнеградский. В 1862 г. по типу этого училища утвержден устав всех женских гимназий ведомства учреждений Императрицы Марии. По почину Вышнеградского в 1860 г. при мариинском училище был открыт педагогический класс, из которого в 1863 г. образовались педагогические курсы. - Ср. ""25-летие петербургских гимназий ведомственного учреждения Императрицы Марии 1858 - 1883 годов"" (СПб., 1883); В.П. Острогорский , ""25-летие женских гимназий"" (""Вестник Европы"", 1883, № 4).

Источник: Биографический словарь. 2008

Вышнеградский, Николай Алексеевич

— старший брат Ивана Алексеевича В. (см.); образование получил также в Главном педагогическом институте, который окончил в 1844 году. С 1845 г. В. преподавал в Ларинской гимназии русскую словесность. В 1847 г. В. удостоен Петербургским университетом степени магистра русской словесности по защите диссертации: "О филологических исследованиях церковно-славянского наречия и преимущественно о грамматиках сего наречия" До преобразования учебной части Главного педагогического института в 1848 г. В., под руководством профессора А. А. Фишера, преподавал в предварительном курсе философские науки, а с 1849 г. начал читать педагогику; звание экстраординарного профессора В. получил в 1853 г.; в 1858 г. В. оставил Педагогический институт. Одно время состоял также инспектором Павловского женского института. Умер в 1872 году.


Николай В. стяжал себе почетную известность организацией в России всесословного и общедоступного женского образования. Для более удобного проведения в жизнь своих идей по этому вопросу В. с апреля 1857 г. начал издавать в С.-Петербурге "Русский педагогический журнал", посвященный императрице Mapии Александровне, как покровительнице женского образования в России. Журнал в свое время имел большой успех, и благодаря ему был поставлен на очереди вопрос о женских учебных заведениях и о необходимости сделать их открытыми и общедоступными. Но одною журнальною разработкою вопроса о женском образовании В. не ограничился и еще в 1858 г. обратился с готовым планом устройства женского образования к принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, при посредстве которого проект был 19 февраля 1858 г. представлен на Высочайшее усмотрение. Проект был утвержден, и вскоре последовало открытие в Петербурге первого женского Мариинского училища, попечителем которого был назначен принц Ольденбургский, а начальником — В. В 1862 г. по типу устава этого училища утвержден устав всех женских гимназий ведомства учреждений Императрицы Марии. За первым училищем последовало открытие еще 3-х в Петербурге, а затем в Вильне, Ковне, Гродне, Минске, Киеве, Саратове и др. городах. Также по почину В., в 1860 г. при Мариинском училище был открыт особый педагогический класс, из которого в 1863 г. образовались педагогические курсы с двумя отделениями: словесным и физико-математическим; этими курсами было положено начало широкому применению женского труда к преподаванию в женских гимназиях.


Ср. "25-летие СПб. женских гимн. вед. учр. Имп. Марии 1858—83 гг." (СПб. 1883) и В. П. Острогорского "25-летие женских гимназий" ("Вест. Европы"), 1883, № 4).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008