Выспяньский

Найдено 1 определение
Выспяньский
, Станислав (Wyspianski, Stanislaw) 1869, Краков — 1907, Краков. Польский живописец, график, мастер прикладного искусства, поэт, драматург, сценограф. Представитель стиля модерн. Родился в семье скульптора Францишека Выспяньского. Учился в Ягеллонском университете и Школе изящных искусств в Кракове (с 1887) у Я. Матейки. Летом 1890 путешествовал по Европе (Северная Италия, Франция, Германия, Чехия, Австрия), изучал памятники готического искусства. Летние месяцы 1891—1894 проводил в Париже, занимаясь в Академии Коларосси. С 1895 постоянно жил в Кракове. Один из основателей художественного объединения "Штука" (1897). С 1902 преподавал в краковской Школе изящных искусств. Выспяньский обладал разносторонним творческим даром. Помимо живописных (обычно пастельных) и графических работ, делал эскизы росписей и витражей, занимался оформлением интерьеров. Кроме того, он известен как поэт и драматург, сценограф и режиссер. Вся эта многогранная деятельность — характерная черта мастеров рубежа XIX—XX вв. с их поиском синтетического искусства. За время пребывания в Париже он увлекся творчеством импрессионистов и произведениями художников группы "Наби" (П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени), был лично знаком с П. Гогеном. Большое впечатление на него произвели декоративные и графические работы последователей английских прерафаэлитов — У. Морриса и У. Крейна. Интересовался бывшей тогда в моде японской гравюрой. Но определяющим стал его собственный жизненный опыт, своеобразное восприятие мира. Ранние парижские работы Выспяньского выдают воздействие импрессионизма. Автопортрет (1894, Варшава, Нац. музей) построен на сочетании мерцающих голубоватых и золотистых тонов. Все изображение словно растворяется в воздушной дымке. Портреты, созданные в 1898—1899 уже в Кракове и представляющие деятелей польской культуры, исполнены совершенно в другой манере. Твердый контурный рисунок, четкий силуэт придают всей изобразительной системе свойственный модерну "аппликационный" характер. Более мягки и непосредственны детские портреты, но и здесь линия доминирует над цветом. В те же краковские годы Выспяньский начинает свою деятельность как монументалист-декоратор. Он исполняет эскизы росписей (1895—1896) и витражей (1897—1902) для Францисканского костела в Кракове, а также проекты и эскизы витражей для Вавельского собора (1899—1900). В орнаментальных и растительных мотивах, в изобилии используемых художником для этих проектов, в неуемной фантазии и декоративной остроте его образов ярко выразились особенности стиля модерн с его гибкой своенравной линией, волнующимися пластическими формами. Только незначительная часть этих работ была воплощена в материале, но то, что было исполнено, как, например, витраж Сотворение мира с изображением величественной фигуры Бога-Отца во францисканском костеле, поражает своей экспрессией. Выспяньский был также пейзажистом. Во множестве пастельных листов запечатлены простые и непритязательные мотивы польской природы. Здесь он не стилизует увиденное. Изображая подчас один и тот же вид в разное время года и суток, он создавал проникновенный образ родного края. В своем проекте оформления и декора помещения "Светлицы" в Обществе друзей изящных искусств в Кракове (1904) художник обратился к традициям народного искусства (формы мебели и деревянных панелей, цветочные узоры портьер и стен). Значительную роль сыграл Выспяньский и в польской книжной графике, стремясь и здесь создать синтетический образ, гармонию текста с оформлением книги. Труды Выспяньского в самых разных областях художественной культуры оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие национальных традиций польского искусства. В 76-ю годовщину со дня смерти мастера (1983) в Кракове был открыт музей Выспяньского.
Лит.: Станислав Выспяньский и художники его времени: Каталог выставки. М., 1958; Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2.; Оконьска А. Выспяньский. М., 1977; Blum H. Stanislaw Wyspianski. Warszawa, 1969; Zbiewska K. Orzel w korniku. Warszawa, 1980.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
484.82 кб

С. Выспяньский: художник-символист в театре. Краковская премьера спектакля «Свадьба» (16. 03. 1901)

Свистунович Дмитрий Семенович
Спектакль «Свадьба» (премьера 16.03.1901, Краковский городской театр) в режиссуре С.