самоназвание - деткиль), народ в Российской Федерации (1,15 тыс. человек), в Якутии и Магаданской области. Язык юкагирский, относящийся к юкагиро-чуванской группе палеоазиатских языков. Верующие в основном православные.
ЮКАГИРЫ
ЮКАГИРЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Юкагиры
(самоназвание – одул, деткиль) – малочисленная народность Восточной Сибири (1,1 тыс. чел.; 1992). Говорят на юкагирском языке, относящемся к палеоазиатским языкам. Тундровые юкагиры живут в Нижнеколымском районе Якутии, таежные – в Верхнеколымском районе Якутии и Среднеканском районе Магаданской области. К началу русской колонизации (17 в.) родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы и др.) занимали территорию от р. Лены до устья р. Анадырь. Численность их сократилась в 17 – 19 в.в. вследствие эпидемий, междоусобиц и т.п.; часть юкаги ров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. Общественные отношения юкагиров сохраняли черты перехода от материнско-родового строя к патриархату. Несмотря на христианизацию юкагиров (19 в.) большое влияние среди них имели родовые шаманы. Антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской расы. См. Североазиатская раса, Байкальский тип, Россияне.
ЮКАГИРЫ
самоназв. - одул, деткиль) - одна из самых малочисл. народностей Вост. Сибири. Числ. - 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский яз. относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые Ю. живут в Нижнеколымском р-не Якут. АССР, таежные - в Верхнеколымском р-не Якут. АССР и Среднеканском р-не Магаданской обл. В 17 в., ко времени прихода русских, Ю. занимали огромную терр. от р. Лены на З. до устья р. Анадырь на В. Считаются древнейшим аборигенным нас. внутр. р-нов Сев.-Вост. Азии. В 17 в. Ю. подразделялись на роды и племена - чуванцев, ходынцев, анаулов, алазеев и др. В 17-19 вв. числ. Ю. сократилась вследствие эпидемии оспы, междоусобных столкновений, колон. политики царизма. Часть Ю. была ассимилирована якутами, эвенами, рус. старожилами Колымы и Индигирки. В прошлом осн. занятием тундровых Ю. была охота на диких оленей, таежных - охота на лосей и рыболовство. Социальный строй характеризовался чертами перехода от материнско-родовых отношений к патриархату, сохранялись пережитки матрилокального брака (см. Матрилокальность). Большое влияние среди Ю. имели родовые шаманы, хотя в 19 в. Ю. были христианизированы. За годы Сов. власти в х-ве и культуре Ю. произошли коренные изменения. Вместе с окружающим нас. Ю. входят в промысловые совхозы, занимаясь охотой, оленеводством, рыболовством и огородничеством, обучаются в школах на рус. и якут. языках. В сов. время у Ю. появились свои писатели, завоевавшие широкую известность: Т. Одулок (Спиридонов), С. Курилов. Лит.: Народы Сибири, М. - Л., 1950; Гурвич И. С., Этническая история северо-востока Сибири, М., 1966; Jochelson W., The Jukaghir and the Jukaghirized Tungus, Leiden - N. Y., 1926. И. С. Гурвич. Москва.