ЮМ

Найдено 1 определение
ЮМ
1. (Hume), Аллан Октавиан (6.VI.1829 - 31.VII.1912) - деятель инд. нац. движения. Крупный чиновник англ. колон. администрации в Индии. Орнитолог. Служил в колон. аппарате Индии с 1849. В 1882 вышел в отставку. Принял активное участие в создании Индийского национального конгресса (ИНК), в первые годы существования ИНК был одним из его руководителей. Стремился удержать деятельность ИНК в рамках лояльной оппозиции колониальному режиму. В 1894 вернулся в Англию, но продолжал сохранять связи с ИНК, считался его почетным секретарем.

Л. И. Юревич. Москва. 2. (Hume), Дэвид (26.IV.1711 - 25.VIII.1776) - англ. философ, историк, экономист; один из крупнейших представителей англ. Просвещения. По происхождению шотландец. Род. в Эдинбурге в семье небогатого сквайра. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1734-37 жил во Франции. В 1752-57 занимал должность библиотекаря в Эдинбургском об-ве юристов. В 1763-66 - на дипломатической службе в Париже; сблизился с кружком франц. энциклопедистов. В 1767-68 Ю. - пом. гос. секретаря. В 1769, выйдя в отставку, стал секретарем созданного в Эдинбурге Философского общества, объединявшего видных деятелей шотландской культуры и науки (экономист А. Смит, философ А. Фергюсон и др.).

Уже в первом, наиболее крупном произведении Ю. - "Трактате о человеческой природе" ("A treatise of human nature...", v. 1-2, L., 1738-40) - были сформулированы его осн. филос. идеи. Определяющая черта философии Ю. - скептицизм и агностицизм субъективно-идеалистич. толка. Отрицая познаваемость мира, Ю. считал невозможным доказать существование причинности в природе, хотя и признавал причинность в области психич. процессов. Именно внутр., психологич. миром человека он ограничивал сферу опытного знания.

Большую популярность у современников принесли Ю. его "Эссе" на морально-филос. и экономич. темы, впервые опубл. в 40-50-х гг. 18 в. (последнее, 10-е авторизов. издание ("Essays moral, political and literary") вышло посмертно в 1777). В экономич. очерках Ю. выступает как критик меркантилизма и поборник свободной торговли, к-рая, по его мнению, является важным двигателем экономич. благосостояния гос-ва. Экономич. очерки Ю. "...были прославлением быстро развивавшегося тогда в Англии капиталистического общества..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 250). В области социально-политич. воззрений Ю. - идеолог клас. компромисса буржуазии и зем. аристократии, убежденный сторонник конституц. монархии, способной обеспечить интересы этих классов.

Большую роль в развитии идей европ. Просвещения сыграла юмовская критика религии. Отказавшись от взгляда на религию как на результат деятельности обманщиков, Ю. сумел вскрыть нек-рые объективные, гл. обр. психологические, корни религ. представлений (страх и т. п.), а также наметил нек-рые ист. этапы развития религ. сознания. Вместе с тем эти наблюдения, а также разоблачения реакц. роли религии и церкви в жизни общества и фактич. отрицание существования бога сочетаются у Ю. с признанием за религией (в некоей абстрактной "естеств." форме) права на существование в качестве средства стабилизации существующих обществ. порядков.

Осн. историч. произведение Ю. "История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688" ("The history of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688", v. 1-8, L., 1754-78) - одно из первых систематич. изложений политич. истории Англии. Ю. интересуют прежде всего проблемы внеш. политики, деятельность государей и министров, войны и дипломатия. Нек-рое внимание он уделяет также вопросам культуры, истории нравов и обычаев, полностью игнорируя проблемы экономики. Движущей силой ист. процесса выступают у Ю. развитие идей и морали, а также деятельность отд. личностей. В духе ист. представлений просветителей Ю. рассматривает всю эпоху ср. веков как период варварства и произвола. Умеренный тори, он с симпатией рисует эпоху Тюдоров и особенно Стюартов (последние, по его мнению, лишь продолжали традиц. политику в духе тюдоровского абсолютизма и поэтому якобы не могут считаться виновниками революции). Не видя ни социально-экономич., ни политич. причин революции, Ю. вслед за Кларендоном сводит их к религ. фанатизму ("богословской ненависти") масс. Реставрацию Ю. считает благом, т. к. она якобы положила конец "периоду смуты и хаоса". В оценке переворота 1688-89 (т. н. Славная революция), установившего, по его мнению, лучшую в мире конституцию, Ю. вполне солидарен с вигами, хотя в др. случаях склонен преувеличивать степень их политич. радикализма. Материалы "Истории Англии" были использованы К. Марксом в "Хронологич. выписках" (см. Архив Маркса и Энгельса, т. VII, 1940).

Соч.: The philosophical works, v. 1-4, L., 1890; Essays moral, political and literary, L., 1904; The letters, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters, Oxf., 1954; В рус. пер. - Соч., т. 1-2, M., 1965.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 20, 21, 23, 25, ч. 1-2, 26, ч. 1-2, 29, 32-34 (см. Указат. имен); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); Косминский Е. A., Историография средних веков, М., 1963, с. 240-43; Нарский И. С., Философия Давида Юма, М., 1967; его же, Давид Юм, М., 1973 (лит.); Bongie L., David Hume, prophet of the counterrevolution, Oxf., 1965; Leroy A. L., La critique et la religion chez David Hume, P., 1953; Mossner E. C., The life of David Hume, Oxf., (1970).

K. Н. Татаринова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976