ЮМИНА Маргарита Михайловна

Найдено 1 определение
ЮМИНА Маргарита Михайловна
род. в 1948 г.) — режиссер, художественный руководитель народного театра ДК г. Куровское Московской обл. (1972–2005). М. Юмина приехала в г. Куровское в 1972 г. после окончания Московского государственного института культуры по распределению на вакантную должность режиссера драматического коллектива ДК текстильного комбината. Хотя история любительского театра текстильщиков исчисляется с 1921 г., на самом деле он, как и многие любительские объединения, функционировал периодами, в зависимости от продолжительности и интенсивности работы очередного руководства. В памяти любителей театра старшего поколения — актеров и зрителей — отложились 1950-е гг., когда театр возглавлял В.П. Бутюгин. Он собрал труппу, с которой успешно ставил А.Н. Островского — «Лес», «Волки и овцы», «Не все коту масленица», «Бесприданница» и др., а также пьесы советских авторов, в частности «В поисках радости» В. Розова. В 1960-х гг. в Куровском был знаменит спектакль, поставленный В.А. Ионовым и В.П. Змеевым по пьесе Аграненко «Живет на свете женщина». Главную роль в нем исполняла знатная прядильщица, кавалер ордена Ленина В.Т. Клюшкина. Спектакль шел в ДК текстильного комбината (открыт в 1936 г.) два сезона. Ю. в отличие от предшественников связала с г. Куровское всю жизнь. Здесь она создала свой театр, здесь вышла замуж за преподавателя истории В.Е. Булыгина, актера-любителя, родила сына и дочь. Дети в свое время тоже прошли через театр. Сейчас они самостоятельные люди, врачи с высшим образованием. За годы работы в театре — с 1972 по 2005 г. — Ю. поставила более 70 спектаклей, композиций, массовых представлений. Она испытала все трудности, связанные со становлением начинающего специалиста, вживанием в социальную среду небольшого провинциального города. Ей нужно было заново формировать труппу, увлечь молодых любителей интересной работой, вместе с тем привлечь публику (играли в зале на 400 мест), найти общий язык с администрацией ДК, предприятия и города. В первые годы работы была сделана ставка на добротные пьесы советских драматургов. Поставлены «Пять вечеров» Володина, «Случай с метранпажем» Вампилова, «Свадьба» Зощенко, «Страницы жизни» Розова, «Город на заре» Арбузова. В результате местные власти ходатайствовали перед ВЦСПС о присвоении коллективу звания «народный театр», что произошло в 1981 г. Продолжая работать в большом зале ДК на широкую публику («Нельская башня» Дюма, «Про Федота стрельца…» Филатова), Ю. параллельно начала осваивать малый (лекционный) зал на 180 мест. Она стремилась к независимому от мероприятий ДК и других коллективов репетиционному режиму работы. А главное —ее тянуло к камерному пространству, к более тесному, не разделенному рампой контакту с публикой, к выделению своего зрителя из общей массы посетителей Дома культуры. В репертуаре появились неброские, проникнутые лирической интонацией спектакли — «Летним вечером» А. Шагинян, «Пора тополиного пуха» А. Сергеева. Новую грань открыла встреча с талантливым музыкантом В. Уфимцевым, композитором и руководителем ансамбля русских народных инструментов. Два руководителя и два коллектива, объединившись, сочинили спектакль «Наш друг — Роберт Бернс» (1984). Актеры запели, а музыканты, находившиеся на сцене, невольно воспринимались как участники действия. Толчком и исходным материалом для спектакля послужила поэтическая кантата Роберта Бернса «Веселые нищие». Получилась песенная опера «с музыкальной драматургией, пусть предельно простой, незатейливой, но ясной, с музыкальными образами, разнообразными сольными формами (песня, баллада, монолог), простейшими ансамблями и хорами» (2). Спектакль сыграли 27 раз, не только в Куровском, но и на «престижных» сценах Москвы: в Государственном институте искусствознания, в Доме дружбы народов. В 1986 г. вместе с Уфимцевым и его ансамблем Ю. подготовила композицию «Жизнь. Поэзия. Театр» по Ф. Гарсия Лорке. Одноактная пьеса «Любовь дона Перлимплина», составлявшая центр композиции, была одной из лучших ее постановок. Разумеется, заметные постановки придают театру авторитет, необходимый общественный вес. Но невозможно к ним свести содержание, смысл и значение деятельности Ю. Используя сценическую игру и другие формы игрового и неигрового общения, Ю. создавала вокруг себя культурное пространство, «поле», которое разрабатывала с одержимостью и верой в гуманитарную значимость своего дела. Эту веру не смогли поколебать социальные и экономические потрясения 1990-х гг., резкая смена приоритетов и ценностей большинства населения г. Куровское. Создавалось впечатление, что чем больше окружающий мир вынужденно или по доброй воле сосредоточивался на материальных аспектах жизни, на радостях свободного потребления, в т. ч. и все более доступной массовой художественной продукции, тем строже подходила Ю. к отбору литературного материала, тем сильнее сказывалась ее приверженность к традиционным формам культурной коммуникации. Ю. продолжала работать, когда ей как режиссеру перестали платить зарплату, когда брошенный текстильным комбинатом ДК пришел в запустение, не ремонтировался и не отапливался. Ю. пошла в школы. Разработала и проводила с учащимися младших классов циклы игровых программ: «Круглый год» — по русскому земледельческому календарю, потом «Времена года», затем «Праздники народов мира». Даже в самое холодное зимнее время, редко, хоть раз в месяц, проводила репетиции в ДК. Воспользовавшись его бесхозностью, заняла помещение закрытой библиотеки на третьем, самом спокойном, изолированном этаже. Актеры помогали бывшим владельцам вывозить книжные фонды, потом минимальными средствами оборудовали камерный (свой!) театр — с залом, репетиционной комнатой, фойе-гардеробом. Без этих — не относящихся к непосредственному творческому процессу — фактов нельзя понять истинного содержания жизни театра, того, что ее наполняет, что создает атмосферу. Можно, к примеру, просто констатировать — последние спектакли Ю. оформлялись классической музыкой, исполняемой вживую на рояле. Но еслине узнаешь, как этот рояль появился в театре, почему к нему, роялю, такое трепетное отношение, можешь что-то существенное упустить и в восприятии постановок. Прекрасный импортный концертный рояль погибал на периодически промокавшей и промерзавшей сцене ДК. Ю. и ее актеры решили его спасти. Театральные умельцы под руководством опытного музыканта разобрали инструмент, перенесли через все помещения ДК на третий этаж, собрали, отремонтировали, настроили. И рояль «заиграл» в новых спектаклях театра. Когда ДК взяла на свой баланс городская администрация и жизнь стала налаживаться, театр подготовил несколько постановок, жанр которых можно определить как музыкально-драматические композиции. В 1998 г. вышел спектакль под названием «Крещен Петер Гюнт. Исповедь неистового» по поэме Г. Ибсена с музыкой Э. Грига. Авторы композиции — Ю., Л. Уколова — художник, Д. Буслаков — музыкант. Рояль и игравшие на нем в четыре руки профессиональные музыканты А. Лапина и Д. Буслаков были включены в представление как действующие персонажи. В 1999 г. актеры и музыканты исполнили композицию «О Фредерике Шопене». В 2000-м театр показал инсценировку по Э. Гофману «Щелкунчик и Мышиный король» с музыкой Чайковского. Одно из последних увлечений Ю. и ее актеров — М. Пришвин. Они выезжали в усадьбу писателя под Звенигород, помогали восстанавливать и поддерживать дом и приусадебный участок. Ю. инсценировала автобиографический роман Пришвина «Кощеева цепь». Весной 2002 г. показали премьеру «Помнится мне…» по первой части романа. Представление начали в фойе с рассказа о своих поездках «к писателю», о его доме, творчестве, увлечениях, об окружающей живописной природе. Рассказ подкреплялся видеофильмом. Сам спектакль начался с сооружения на глазах у зрителей макета родительского дома писателя, где он провел детство. Постепенно, деталь за деталью вырастала игрушечная усадьба: основной дом, служебные постройки, конюшни, «рассаживались» деревья, расстилались лужайки. И все это с комментариями, пояснениями, репликами актеров. Потом исполнители — взрослые и дети — разыгрывали сцены из жизни семьи. Сам театр Ю. в последние годы превратился в семейное предприятие. Попрежнему активно участвует в его жизни муж, В.Е. Булыгин. В спектаклях играли семьями: четверо Клементьевых — муж, жена и двое детей, трое Уколовых, двое Павалишиных, двое Буслаковых. Так творческие интересы совмещались с бытовой необходимостью и воспитательным процессом. (А. Ш.) Лит.: Румянцев С., Шульпин А. Наш друг Роберт Бернс // Клуб. 1985. № 5; Румянцев С. Песенная опера // Советская музыка. 1985. № 8.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010