Юон, Константин Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЮОН Константин Федорович
(1875—1958), советский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947). Член КПСС с 1951. Автор ряда картин на военно-историческую тему. В годы Вел. Отеч. войны создал полотно «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» (1942) и др. Государственная премия СССР (1943).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЮОН Константин Федорович
(1875—1958) — российский и советский деятель культуры, живописец, театральный декоратор, педагог, действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1950), лауреат Сталинской премии (1943). В 1898—1900 гг. работал в мастерской В. А. Серова при Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1900—1917 гг. преподавал в собственной студии в Москве. Член объединения «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников. В 1912—1913 гг. в Париже оформил постановку оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Его раннее творчество сложилось под влиянием импрессионизма — сочными цветовыми решениями отражал своеобразие провинциального быта и красоту русской природы («К Троице. Март», 1903 и др.). В советское время выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства: «Купола и ласточки» (1921), «Первые колхозницы. В лучах солнца» (1928), «Штурм Кремля в 1917 году» (1947), «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1949), «Утро индустриальной Москвы» (1949). Участвовал в оформлении пьесы («Егор Булычов и другие» М. Горького (1934) и оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского (1940). Продолжал преподавательскую деятельность в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (профессор 1952—55) и др. учебных заведениях. В 1948—1950 гг. — директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. С 1957 г. — 1-й секретарь правления Союза художников СССР.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Юон, Константин Федорович

(род. 1875) — известный живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1893—98), последний год работая в классе Д. Серова (см.). Одновременно Ю. выставлялся на ученических выставках и совершил, несколько поездок за границу. В 1900 совместно с художником Дудиным открыл в Москве художественную школу, из которой вышел ряд крупных художников (в том числе Якулов, Ватагин, бр. Веснины). С 1900 Ю. принимает участие в выставках "Мира искусства", "36", а затем "Союза русских художников" (до 1920). Член парижского Осеннего салона (с 1906); неоднократно выставлялся за границей.


Творчество Ю. характерно для искусства времени расцвета пром. капитализма в России. С реакцией против академической "литературщины" и сложности сюжетного повествования передвижнического бытовизма поднялся интерес к самому предмету изображения, что вместе с новыми формальными положениями, провозглашенными французским импрессионизмом, создало условия для расцвета пейзажа в русской живописи. Крепнувший рус. капитализм, приобретавший европейское значение, искал национальных форм для своего выражения в искусстве. Выразителями этих стремлений были многие крупные мастера "русского пейзажа", в том-числе Ю. В свои пейзажи Ю. охотно вводит людей и вещи, подчеркивающие национальный, русский характер природы. Сказалось влияние К. Коровина и Серова, уже вплотную подошедших к проблеме пленэра. В его творчестве, с другой стороны, он использует темы и приемы, впервые затронутые Рябушкиным. Не ограничиваясь показом бесконечной дали, которая с первого взгляда охватывается пассивным зрителем, художник в разных планах ставит ряд объемных предметов, служащих вехами, скользя по которым глаз с наибольшей убедительностью воспринимает иллюзорную глубину изображаемого пространства ("Мартовское солнце", 1916). Такую же роль играют и объемные формы архитектуры — неизбежного мотива в картинах Ю. Сюжет Ю. всегда бесфабулен. В очень эмоциональных пейзажах Ю. основное чувство не получает разрешения в действии центрального лица, а обращено на все элементы картины в равной степени. Постепенно это действенное начало локализуется в "оживляющих" пейзаж фигурах (примером чему может служить "Пляска свах"), что впоследствии привело к объединению разрозненных фигур в единоустремленную толпу. Это облегчило переход Ю. к чисто внешне понимаемой революционной тематике и обусловило возможность вступления его в 1925 в АХPP. Образцом работ последнего периода может служить "Парад Красной армии" (1923). С 1912 Ю. работает в театре. Им оформлены спектакли: "Борис Годунов" в театре Дягилева (Париж), "Ревизор" в Художественном театре, ряд спектаклей в театре Незлобина и Зимина, а после революции — "Аракчеевщина" в московском Малом театре и др. В области декоративного искусства Ю. много работал и в Моссельпроме. Особняком стоят его "космические" картины (цикл "Co-творение мира", печатавшийся в журнале "Весы", 1910, и др.). С 1926 Ю. — заслуженный деятель искусства. Большое количество работ Юона находится в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Ленинграде.


Ю. написана "Автобиография" (Москва, 1926).



Лит.: Койранский А., Юон (серия "Русские художники), П., 1918; Федоров-Давыдов А., Русское искусство промышленного капитализма, Москва, 1929.


Е. Кронман.






Юон, Константин Федорович


Род. 1875, ум. 1958. Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей, тематических полотен, жанровых и исторических композиций. Выпускник Московского училища живописи, ваяния, зодчества (1898). Ученик В. А. Серова, А. М. Корина, Л. О. Пастернака. Член Союза русских художников. Среди работ — "К Троице" (1903), "Сельский праздник" (1910), "Мартовское солнце" (1915), "Купола и ласточки" (1921), "День благовещенья" (1922), "Перед вступлением в Кремль. Троицкие ворота" (1926), "Проводы рабочих отрядов на фронт" (1927), "Конец зимы. Полдень" (1929), "Начало весны" (1935), "Утро индустриальной Москвы", (1949) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1950).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008