Юпитер

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЮПИТЕР
   • Iup?ter,
         см. ????, Зевс, 9 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЮПИТЕР
римский бог, соответствовавший греческому 3евсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем Римского государства; его святилище находилось в Капитолии, ему посвящались игры.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ЮПИТЕР
в римской мифологии царь богов, властитель и покровитель мира, бог неба, громовержец, податель плодородия, изобилия, победы, исцеления, охранитель правопорядка. В Древнем Риме храм Ю. на Капитолийском холме был центром религиозной жизни. Соответствует Зевсу в древнегреческой мифологии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Юпитер
верховное божество римлян, бог неба, света, грозы. В государственном культе именовался Optimus Maximus (Лучший Величайший). Юпитер Долихен был первоначально местным божеством (Ваалом из Долихе) в Коммагене - области в северо-восточной Сирии. Римские солдаты сирийского происхождения распространили его оттуда по всей империи в качестве бога неба и войны.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ЮПИТЕР
в рим. миф. бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отожд. с греч. Зевсом. Ю. — дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий («свет»), ему были посвящены дни полнолуний — иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня. Функции Ю. были разнообразны, т.к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровит. замледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда — виналии, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Юпитер
в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали трапезу. Он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победитель-полководец в одежде и с инсигниями Юпитера (символами его власти), с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога), на колеснице, в сопровождении солдат и граждан, отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву. Ему посвящались Великие, позже Римские игры. В период империи Юпитер - покровитель императоров, что способствовало распространению его культа в провинциях и войске.

Источник: Исторический словарь

ЮПИТЕР
лат. Juppiter, Jupiter) - в др.-рим. мифологии и религии верховное божество. Первоначально являлся богом света, в т. ч. ночного, исходящего от Луны, поэтому его священными днями считались в рим. календаре иды, обозначающие полнолуние. Ю. почитался также как бог грома и молнии, отсюда объектами поклонения становились предметы, пораженные молнией, и метеориты, упавшие на землю. По мере выдвижения Рима на первое место среди италийских общин Ю. приобрел функции покровителя Рим. гос-ва, дарующего войску стойкость перед лицом неприятеля и победу над врагом; в нем видели гаранта межгос. договоров и торжеств. клятв. Центром почитания Ю. в качестве "всеблагого и величайшего" (Juppiter Optimus Maximus) с 6 в. до н. э. стал храм на Капитолийском холме, к-рый до эпохи империи оставался местом совершения важнейших гос. церемоний. В рим. художеств. лит-ре уже с 3 в. до н. э. произошло сближение Ю. с греч. богом Зевсом, на Ю. были перенесены мифы о Зевсе. Планета Ю. получила назв. в рим. время.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Юпитер
в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы. Имя (в переводе с латинского языка Juppiter, Jobis — «помогать») употреблялось с эпитетами «молниеносный», «дождливый», «гремящий». Юпитер — царь богов. Функции Юпитера были разнообразны: он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда, ему перед посевом устраивали трапезу; считался гарантом верности клятве, хранителем границ, защитником свободы. Юпитер был также богом войны н победы, что связало с иим обычай триумфа, когда победоносный полководец в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. Ему были посвящены Великие, позднее Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе Совет из богов и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Имя употреблялось с эпитетами «наилучший», «величайший». Юпитер стал богом Римского государства. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и войске. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог, как душа или разум мира. Отождествлялся с греческим богом Зевсом.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Юпитер
(лат. Iuppiter), др. италийский бог, верховное божество римлян (греч. Зевс), супруг Юноны; первоначально бог неба и света, поэтому ему посвящены дни полнолуния — иды. В качестве бога грозы Ю. почитался на вершинах гор. Он посылал дождь, гром (Ю. Tonans — гремящий) молнии (Ю. Fulgur — молнийный, блещущий). В рим. государств, культе Ю. именовался Ю. Optimus Maximus (Ю. Лучший Величайший). Его храм стоял на Капитолии, где Ю. вместе с Юноной и Минервой входил в Капитолийскую троицу (три главнейших рим. божества на Капитолии). Как Ю. Victor даровал победу. На Альбанской горе находился храм Ю. Latiaris, бога союза латинских племен. Перед посевом приносили жертвы Ю. Dapalis, Ю. Феретрию (Feretrius) посвящали захвач. оружие побежд. полководца (Spolia opima). Важнейшие акты государств, жизни (жертвоприношения, отправление полководца на войну — поскольку при этом приносилась присяга, — присяга новых консулов, первое заседание сената в новом административном году) происходили в капитолийском храме Ю. Триумфальное шествие победившего полководца завершалось на Капитолии, где победитель в одеянии Ю. передавал свой лавровый венок в храм Ю. В искусстве Ю., как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне и с орлом. Его атрибутами были молния и скипетр. В поздние эпохи античности Ю. идентифицировался с множеством других божеств (Ю. Амон, Ю. Сарапис). Ю. Dolichenus был первоначально местным божеством (Ваалом) из Doliche в Коммагене, затем как бог неба и войны был распространен сирийскими солдатами по всей Римской империи. Ему посвящено множество статуй. В послеантичном искусстве имена Ю. и Зевс употребляются почти без различия.

Источник: Словарь античности. 1989

Юпитер
римское божество, называвшееся у греков Зевсом, было главным из их многочисленных богов и поэтому часто сравнивается с западноазиатским божеством Ваалом или Белом. Он считался преимущественно богом ветра, дождя и молнии, «собирающий облака Зевс»; кроме этого, ему давали и другие имена, или в зависимости от места, где ему поклонялись, как, например, олимпийский, капитолийский, или же по различным действиям, которые приписывались ему (дающий дождь, громовержец и т.д.). Антиох Епифан хотел принудить евреев поклоняться олимпийскому Зевсу или Юпитеру (2 Макк. 6:2); с этой целью жертвенник ему был поставлен на жертвеннике всесожжения, на что имеется указание у пророка Даниила (9:27) о мерзости запустения, стоящей на святом месте. Спутником Юпитера и его слугою римляне считали вестника богов, Меркурия (у греков он назывался Гермесом), божество красноречия, учености и искусств. Павел с Варнавой были в Листре, то жители Ликаона, пораженные чудом с хромым, стали кричать, что боги сошли к ним, при этом Павла они приняли за Меркурия (Ермий то же, что и Гермес), потому что он начальствовал в слове, а Варнаву за Юпитера (Зевса (Деян. 14: 12). С большим трудом удалось апостолам удержать народ от принесения им жертв. В основе почитания Юпитера в Ликаонии лежит древнее народное предание. Однажды Юпитер и Меркурий, путешествуя в человеческом образе по Ликаонии, просили о ночлеге, но везде встречали отказ, пока, наконец, не попали в небольшую хижину, где старая счастливая чета, Филимон и Бавкида, радушно приняли их. Когда старики увидели в чаше вино вместо воды, то очень испугались, поклонились богам и хотели принести им в жертву своего единственного гуся. «Пусть он живет», сказал Юпитер, «вы же посмотрите, как я накажу безбожную область и вознагражу вас». Он возвел их на гору. Оттуда они увидели вашу страну под водой; осталась только их хижина, превращенная в храм. (Овидий VIII).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Юпитер
лат. Jupiter)
   в римской мифологии божество неба, отождествляемое с греческим Зевсом. Кроме того, Ю. являлся олицетворением света - Ю. Светотворным (J. Lucetius), властелином погоды и дождя, а также в качестве Ю. Победителя (J. Victor) приносил римлянам победу. Поэтому триумфы в Риме были религиозным и политическим актом в честь Ю.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   римский бог неба, дневного света, грома и молнии, царь богов, отождествляемый с греческим Зевсом. Ю. покровительствовал земледелию, охранял границы, надзирал за соблюдением клятв и договоров, был богом войны и победы. Одержав победу, полководец во время триумфа отправлялся в сопровождении воинов и граждан в храм Ю., где приносил благодарственную жертву из взятой на войне добычи и клал к ногам статуи Ю. свой лавровый венок. Как царь богов, Ю. был покровителем Римского государства и императорской власти, его главным храмом был храм Ю. Капитолийского. К Ю. были отнесены многочисленные греческие мифы о Зевсе. Изображения Ю. были сходны с изображениями Зевса, иногда им придавали облик правящего императора.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Первоначально - италийский бог неба, дождя и грома; позже отождествлялся с властителем Олимпа Зевсом. Храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме был центром государственного культа, который, как считалось, установили еще этрусские цари. Культ Юпитера был тесно связан с культом Юноны и Минервы. В храме служили пятнадцать жрецов-фламинов и начальствующий над ними жрец - диал (жрец Юпитера). К алтарю храма полководцы во время триумфальных шествий подносили военную добычу. Сохранились также развалины храмов Юпитера-Основателя, Юпитера-Громовержца и Юпитера-Мстителя.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
83.03 кб

Чекисты на войне. Махачкала: изд. «Юпитер», 2005. 240 с. ; сулейманов С. И. Верный страж государстве

Бутаев Магомед Джалалутдинович
Читать PDF
0.00 байт

Сильные духом, славные делами. Рец. На кн. : назовем поименно: Книга памяти. - махачкала: «Юпитер»,

Бутаев Магомед Джалалутдинович
Читать PDF
607.63 кб

МИСТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНАХ В. Я. БРЮСОВА «АЛТАРЬ ПОБЕДЫ» И «ЮПИТЕР ПОВЕРЖЕННЫЙ»

Золина Дарья Валерьевна
В статье исследуются мистериальные мотивы в «античных» романах В. Я. Брюсова «Алтарь Победы» и «Юпитер поверженный». Выявлены основные мистериальные мотивы «нисхождения» и «восхождения», раскрывающие духовный путь героя.
Читать PDF
434.20 кб

Об особенностях резонансных свойств спутника Юпитера Ио

Сухарев Владимир Александрович
Мы продолжаем публикацию серии научных работ, посвящённых открытому нами в рамках «космической волновой электромагнитной резонансной концепции» главному закону Природы.

Похожие термины:

  • ЮПИТЕР или ЗЕВС

    Деян 14:12) — главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, вет
  • Колонна Юпитера

    (колонна Юпитера со змееногим гигантом). У германцев и других народов (например, жителей Паннонии) эпохи Римской империи — монумент в виде колонны или столба, увенчанный изображением сидящего или
  • СПУТНИКИ ЮПИТЕРА

    Итальянский ученый Галилео Галилей является одним из гигантов науки. В историю науки он вошел как мученик, его жизнь и смерть — вечный укор его мучителям. Но и, конечно, остались его открытия. Одно