ЮРОДИВЫЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Юродивые
психически неполноценные лица, которых часть верующих считает «ясновидцами» и «прорицателями».

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЮРОДИВЫЕ
по определению церкви, «лица, сознательно отрешившиеся от обычного употребления разума», но обладающие даром прорицания, обличавшие несправедливость, говорившие «правду в глаза сильным мира сего». Церковные авторы рассматривают юродство как специфическую форму социального протеста. Психически неполноценные люди.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЮРОДИВЫЕ
аскеты, обладавшие, по мнению верующих, даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев, другие страдали умственными расстройствами. В народе почитались святыми. Некоторые Ю. канонизированы Русской православной церковью. Наиболее известны: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (11 в.), в Москве - Василий Блаженный (16 в.), И. Я. Корейша (19 в.) и др.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Юродивые
православные подвижники, преднамеренно и демонстративно порвавшие с общепринятым образом жизни в целях изобличения греховности земного существования и выведения сознания христиан за рамки обыденности. Эта позиция основана на христ. учении об ущербности земного мира и необходимости отрешиться от него ради стремления к Царству Божию. В Древней Руси почитание Ю. получило неизмеримо большее значение по сравнению с остальным православным миром, достигнув расцвета в XVI в. Если Греческая Церковь почитает всего шестерых Ю., то русская церковная память хранит имена и жития десятков подвижников, юродствовавших Христа ради, в частности Прокопия Устюжского (XIII–XIV вв.), Николы и Федора Новгородских (XIV в.), Василия Блаженного (XVI в.), псковского святого Николы, Ксении Петербургской. В юродстве органически сочетается нищенская униженность с духовной активностью обличения мирской действительности. В отношении последней Ю. отнюдь не смиренен и не пассивен. Вместе с тем он чужд какойлибо истеричности и презрения к окружающей жизни. Своим образом поведения он олицетворяет иномирную правду, которая в пределах мира сего, в свете царящего здесь здравого смысла, оказывается диковинной, парадоксальной, обличающей, вызывающей, подчас непристойной. В юродстве можно увидеть как религиознодуховную потребность выйти за пределы мирской нормы с ее плотскими соблазнами, так и призвание нести крест социальнонравственного служения в самодовольном, отпавшем от живого Бога мире. Внутренняя неотмирность и духовная трезвенность Ю. выражается в присущем им даре пророчества и ясновидения, общественная миссия – в подчас скандальном, этически заостренном обличении обывателей и власть имущих. Вот почему все поступки Ю. несут печать жизненносмысловой динамики, поучительной духовной символичности, а окружающие Ю. православные люди смиренно внимают их укорам, чтя в Ю. носителей православной совести.

Источник: Краткий православный словарь.

ЮРОДИВЫЕ
подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя подвиг юродства, т.е. внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова апостола Павла из первого Послания к Kоринфянам: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Kор. 1, 18), ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Kор. 1, 21), а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Kор. 1, 23), если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Kор. 3, 18).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента: попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига; подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения; служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Подвиг юродства – специфически православный. Kатолический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества. Юродивые по большей части были мирянами, но можно назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них св. Исидора, первая по времени юродивая (ум. 365), инокиня Тавенского монастыря; св. Симеон, прп. Фома. Наибольшую известность из юродивых получил св. Андрей. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV в. – четыре почитаемых русских юродивых, в XV в. – одиннадцать, в XVI в. – четырнадцать, в XVII в. – семь.
Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.
В Kиевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.
Первым юродивым в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский (ум. 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Kогда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг. Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.
То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, не случайно: Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV в. связаны, так или иначе, с Новгородом. Здесь «буйствовали» в XIV в. юродивые Николай (Kочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов, например, кочанами капусты. Kогда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, как по суху.
В Kлопском Троицком монастыре подвизался прп. Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Прп. Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по- видимому записывавшиеся иноками Kлопского монастыря. Прозорливость св. Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью. Св. Михаил предсказал болезнь посаднику, ущемлявшему иноков, и смерть князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец погладил его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, взял из его рук ширинку (носовой платок) и возложил ему на голову. У прп. Михаила, как и у многих других святых, была особая связь
с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена он шел в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.
Современник прп. Михаила Ростовского юродивый Исидор (ум. 1474) жил на болоте, днем юродствовал, а по ночам молился. Его били, над ним смеялись, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, был «от стран западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый (ум. 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.
Первым московским юродивым был блаженный Максим (ум. 1433), канонизированный на Соборе 1547 г. K сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось.
В XVI в. пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Kолпак. Помимо жития св. Василия память народная сохранила и предание о нем. По преданию, Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: Василию было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходил без одежды, а ночевал у одной боярской вдовы. Для юродства Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий кидал камни в дома добродетельных людей и целовал стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи видел изгнанных бесов, тогда как у вторых – плачущих Ангелов. Подаренное царем золото он отдал не нищим, а купцу: прозорливому взору Василия открылось, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдился. Питие, поданное царем, юродивый вылил в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.
В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличил царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Kрасной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.
Иоанн Большой Kолпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго до смерти Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.
В XVI в. обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иваном Грозным. Пскову в 1570 г. грозила участь Новгорода, и юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. После молебна царь подошел к Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол с колокольни храма Святой Троицы, и в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть. Когда царь отказался, сказав: «Я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»
Юродивые особенно сильно удивляли иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Один из них писал в 1588 г.: «Kроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».
Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость, и, таким образом, не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI вв. русские юродивые были воплощением совести народа.
Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII в. появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых. См. Чины (разряды) святости.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
402.22 кб

Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «Распря»

Петров Алексей Владимирович
Статья посвящена особенностям древнерусской религиозности и соотношению в ней генетически различных компонентов. Автор доказывает, что древнейшую основу междоусобных столкновений самоуправляющихся районов Новгорода XI-XV вв.
Читать PDF
95.13 кб

Иконография святых в двух видах духовной аскезы: преподобные и юродивые

Туминская Ольга Анатольевна
Статья посвящена изучению иконографии святых, находившихся одновременно в чине преподобных и юродивых. На иконах преподобные юродивые представлены как монахи.
Читать PDF
287.13 кб

Юродивые Новгорода в Священном пространстве своего города

Туминская Ольга Анатольевна
Сакральное пространство прочитывается в любом средневековом городе, ибо каждый из них возводился по законам теоморфности.
Читать PDF
79.33 кб

А. М. Панченко юродивые на Руси

Панченко А.М. Юродивые на Руси // Панченко А.М. Русская история и культура : Работы разных лет. СПб., 1999. С. 392-407. Автор реферата С.А.Гудимова
Читать PDF
659.56 кб

Юродивые и "юродствующие" в романе Ф. М. Достоевского "бесы"

Кабакова Е.Г.
Читать PDF
105.98 кб

Юродство и юродивые в произведениях Ф. М. Достоевского

Макаричев Ф. В.
The author has set himself to studying the problem of idiocy in F.M.Dostoyevsky's works and working out a more precise definition of the concept «God's fool» as Dostoyevsky saw it.
Читать PDF
0.00 байт

Юродивые в романах Ф. М. Достоевского

Гурова Елена Павловна
В литературоведении сложилось неоднозначное отношение к образам юродивых, выведенных в романах Достоевского.
Читать PDF
269.37 кб

«Монашествующие» и Христа ради юродивые в отечественном баптизме

Константин Прохоров
Автор сравнивает русско1украинский баптизм – прежде всего, в его позднем советском виде – с православным «монашеством в миру».
Читать PDF
583.00 кб

«Мистики» и «Юродивые» в русской философии (полемические заметки)

Замалеев Александр Фазлаевич
Статья содержит полемический обзор новейших истолкований специфики и перспектив развития русской философии.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен юродства и юродивый герой А. М. Ремизова

Нагорная Н. А.
Читать PDF
162.61 кб

Жития юродивых Христа ради в философском дискурсе

Ростова Н.
Читать PDF
403.77 кб

Типология образа «Юродивый во Христе» в русском иконописании

Туминская Ольга Анатольевна
Определяются типы иконографических изводов русского средневекового иконописания.
Читать PDF
212.48 кб

Юродивый Николка в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и блаженный Тимофей по спискам и редакциям

Бутрина Валентина Филипповна
Читать PDF
274.51 кб

Юродивый и блаженные в рассказах-очерках Г. И. Успенского

Гурова Елена Павловна
В статье рассматриваются генезис и особенности художественного воплощения образов юродивого, блаженных в рассказах-очерках Г.И. Успенского.
Читать PDF
0.00 байт

«Мифа ради юродивый»: к проблеме личностной и творческой стратегии В. В. Розанова

Криволапова Елена Михайловна
В статье анализируется понятие «юродство» в свете социокультурных тенденций начала XX в. Устанавливается правомерность взгляда на В. В. Розанова как юродивого «своего времени».

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Юродивые (блаженные)

    в православии аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания и принявшие на себя подвиг юродства, т. е. внешнего, кажущегося безумия. Например, Василий Блаженный и др.
  • Иоанн, св., блажен. юродивый московск

    "водоносец, большой колпак"; † 3 июля 1569 г. {Половцов}
  • Феодор, новгородский юродивый

    — новгородский юродивый XIV в.; родился в Новгороде и в юных летах был обучен чтению книг. Он рано начал любить благочестие — в среду и пятницу строго постился и постоянно посещал храм Божий. По прим
  • Фома, Христа ради юродивый

    сольвычегодский, жив. в нач. XVI стол. {Половцов}
  • Георгий, юродивый новгородский

    память 3 ноября. {Половцов}
  • Георгий, юродивый шенкурск

    чудотворец, † 23 апр. 1392 г. {Половцов}
  • Никола-юродивый

    † 8 марта 1629 г. (по синодику новгородского Софийского собора № 1550 в библиотеке СПб. дух. акад.). {Половцов}
  • Михаил, Христа ради юродивый

    сольвычегодский, когда жил, неизв. (стр. 15 кн. Верюжского "Вологодские святые"). {Половцов}
  • Иоанн, юродивый московский

    — блаженный, юродивый московский, род. в Вологде, умер 3 июля 1589 г. в Москве. В молодости он был водоносом при одной соловарне. Затем, приняв на себе подвиг юродства, жил в в Ростове одновременно с пре
  • Иоанн, св., юродивый

    чудотвор. устюжский; представ. 29 мая 1494 г.; празднование памяти его 29 мая установлено Московск. собор. 1547 г. {Половцов}
  • Иоанн, юродивый устюжский

    — святой, юродивый устюжский; род. близ города Устюга; по смерти матери, бывшей игуменьей Орловского женского м-ря, стал юродствовать в г. Устюге. Умер 29 мая 1494 г. На его родине построена церковь во и
  • Парфений Юродивый

    Парфений Юродивый - писатель XVI века, живший и писавший в городе Суздале. С именем его известны два произведения: ""Канон св. Архангелу Михаилу"", помещенный первоначально в ""Следованной Псалтири"" ср
  • Василий, юродивый сольвычегодский

    (по рукописн. святц. память 3 июля). {Половцов}