Юшкевич Семен Соломонович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЮШКЕВИЧ Семен Соломонович
(1868-1927) Прозаик, драматург. Окончил мед. ф-т Сорбонны (1902). Печатался с 1897, сотрудничал в газ. "Одесский листок". В 1918-20 ред. газ. в Одессе. В 1920 эмигрировал в Румынию, затем жил в Германии и во Франции. Сотрудничал в ж. "Воля России", "Современные записки", "Звено" и др. эмигрантских периодических изд-ях. Автобиогр. повести о жизни местечкового еврейства «Распад» и «Ита Гайне» (обе 1902), пьесы «Голод» (1905), «Комедия брака» (1910), «Человек воздуха» (1915), роман на темы рев-ции «Эпизоды» (1923) и др. произв.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Юшкевич Семен Соломонович

Юшкевич (Семен Соломонович) - талантливый писатель. Родился в 1868 году, в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал в печати рассказом "Портной", в "Русском Богатстве" 1897 года. В 1895 году написал рассказ "Распад", но ни одна редакция не решалась его печатать. Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 году в "Восходе", создал Ю. известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в "Мире Божьем", "Журнале для всех", "Образовании", сборниках "Знания" и других. Некоторые произведения Ю. переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом "Знание" изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе "Распад" Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы - кошмар Юшкевича. В "Ите Гайне", "Евреях", "Наших сестрах" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией. Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность - враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы "Голод", "Город", рассказы "Наши сестры", "Новый пророк") местами совершенно испорчены манерностью, которая, в погоне за какой-то особенной правдой жизни, отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с "жаргона", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича "Король", имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича - только та наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни. А. Горнфельд.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЮШКЕВИЧ Семен Соломонович
25.12.1868 [1869 - ?]), Одесса - 12,11.1927, Париж) прозаик, драматург. Из семьи еврея-торговца.
Окончил 5 классов гимназии в Одессе, служил в аптеках. В Париже учился на медицинском факультете университета (сдал экзамены в 1902).
Печататься начал в «Одесском листке». Литературный дебют Ю, - рассказ «Портной» (1897) - положительно оценил В.Короленко. Известность Ю, принесла автобиографическая повесть «Распад» (М., 1902) - о крушении патриархального уклада жизни местечкового еврейства. Сотрудничая в сборниках «Знание», Ю. зарекомендовал себя как бытописатель жизни в «черте оседлости». В 1903-8 в издательстве «Знание» вышло собрание сочинений Ю. в 5-ти томах, в 1914-18 - полное собрание сочинений (т, 1-15).
Наряду с прозой Ю. писал в 1900-6 пьесы: «Чужая», «Голод», «Деньги», «Король». Пьесу «В городе» (1905) поставил В.Мейерхольд, другие постановки успеха не имели, а спектакль Художественного театра «Miserere» (1909) вызвал протесты еврейской общественности. По отзыву К.Чуковского, Ю. - «певец горя человеческого... Он обнаружил большое знание еврейского быта», но в некоторых рассказах «банален... и равнодушен в изображении персонажей». В.Ходосевич также писал о произведениях Ю. раннего периода («Хаимка и Иоська», «Распад», «Кабатчик Гейман», «Невинные», «Евреи» и др.), что «все это в сущности вариации одной главной темы о невероятных человеческих страданиях, темы о людях, замученных нищетой, голодом, побоями, злобой, развратом, непосильным трудом». В пьесе «Мендель Спивак» (1907-18) Ю. впервые обрисовал представителя еврейского пролетариата.
После 1907 в прозе и драматургии Ю. появляется еврейская буржуазия, осваиваются сатира и гротеск («Комедия Брака», 1911; «Бес», «Человек воздуха», «Повесть о господине Санькине», 1916). В 1908 издана 1-я часть романа «Леон Дрей», законченного в эмиграции.
В 1918-19 Ю. работал редактором в Одессе; в Бессарабском издательстве вышел «Южный альманах» с его произведениями и под его редакцией. В 1920 эмигрировал в Румынию, затем во Францию. В 1921 выезжал в США, но вскоре возвратился в Европу, жил в Германии (Вормс), в окрестностях Парижа. Сотрудничал в журналах «Воля России», «Современные записки», «Звено». В Берлине в 1922 вышел роман Ю. «Леон Дрей»; тираж его был скуплен Союзом христианской молодежи и сожжен, негативное отношение вызвал он и в др. кругах эмиграции, главным образом, из-за одиозности героя - современного аналога Хлестакова. По словам Ходасевича, он - «ничтожество, дрянь, пустышка, выскочка ...пошляк, развязный и наглый враль, ...путем беззастенчивой лжи, безграничного себялюбия... при полном отсутствии нравственных издержек ...со сверхестественной легкостью становится центром, вокруг которого все вращалось... Хам, оценивший свои силы, переступает через все». В Берлине Ю. издал также пьесу «Похождение Леона Дрея».
Отпрыском Леона Дрея назвала критика героя юмористического рассказа «Дудька» - мелкого торгаша, который в 1917 кричал «Ура!», «Долой!», а в 1918 стремился «сделать миллион», главным образом, в своем воображении.
Книга «Эпизоды» (Берлин, 1923) - зарисовки судеб евреев-дельцов, разбогатевших в годы революции, описание реквизиций, заложничества, грабежей, бегства за границу. В предисловии к одному из изданий (М.-Л., 1926) Л-Авербах писал: «Эта книга о нашем враге и это книга, врагом написанная о находившихся по ту сторону баррикад... У них вместо разума страх, трусливый трепет... Его персонажи кажутся карикатурами». Иначе оценила «Эпизоды» эмигрантская критика. По мнению А.Бахраха, это «в глубокой сути своей книга подлинно трагическая и горькая, лишь написанная в ключе юмора».
Среди зарубежных произведений Ю. сборник «Автомобиль и другие рассказы» (1922), «Улица» (1924), «Голубиное царство» (1923), пьесы «Облака. Четыре картины», «Семья», повесть «Вышла из круга» (Париж, 1921). Спектакли по пьесам Ю. ставились в Париже, НьюЙорке, Берлине, Вене. Посмертно были изданы книги «Одинокие» (1929) и сборник рассказов «Семь дней» (1933). Действие их Ю. перенес в русскую среду, отказавшись от гротеска, рассматривая «тему случая» в жизни. Рассказы из книги «Посмертные произведения» (Париж, 1927) получили невысокую оценку Ю.Айхенвальда.М.Осоргин согласился с тем, что Ю. был не «писателем еврейского происхождения», а «русским писателем, писателем русской литературы», вводившим в нее простого еврея - живого человека. В свое творчество, писал Ст.Иванович, Ю. вложил «еврейскую душу, еврейское сердце, еврейские нервы и еврейский ум». По словам П.Милюкова, это было «служение русской литературе», писатель «дал понять и почувствовать жизнь еврейского народа».
Лит.: Зайцев Б.С.С.Юшкевич (1869-1927) // СЗ, 1927, № 31; Памяти С.С.Юшкевича // Звено, 1927, 20 февр. (№ 212); Алексеев А.Д.
Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. СПб., 1992.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Юшкевич, Семен Соломонович

— талантливый писатель. Род. в 1868 г., в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал в печати рассказом "Портной" в "Русском Бог." 1897 г. В 1895 г. написал рассказ "Распад", но ни одна редакция не решалась его печатать. Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 г. в "Восходе", создал Ю. известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в "Мире Божьем", "Журнале для всех", "Образовании", сборниках "Знания" и др. Некоторые произведения Ю. переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом "Знание" изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе "Распад" Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы — кошмар Юшкевича. В "Ите Гайне", "Евреях", "Наших сестрах" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией. Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность — враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы "Голод", "Город", рассказы "Наши сестры", "Новый пророк") местами совершенно испорчены манерностью, которая в погоне за какой-то особенной правдой жизни отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с "жаргона", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича "Король", имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича — только та, наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни.


А. Горнфельд.


{Брокгауз}




Юшкевич, Семен Соломонович


беллетрист Род. в 1868 г. в Одессе; в Париже окончил медицинский факультет. Ю. дебютировал рассказом "Портной" в "Русском богатстве" (1897); написанная им до того (1895) большая повесть "Распад" появилась лишь в 1902 г. (в "Восходе"); здесь внимание Ю. сосредоточено на тех социальных и экономических факторах, которые расшатали и разрушили старые устои еврейской жизни. Изменившиеся под напором этих сил старозаветные, чисто патриархальные отношения вызвали распад еврейской семьи, прочной до того своей духовной связью. Развал еврейской среднемещанской семьи Ю. и рисует в "Распаде", а в целом ряде последовавших произведений: "Ита Гайне", "Евреи", "Наши сестры" и др., автор воспроизводит процесс разрушения семейных устоев, завершающийся в низших слоях общества. Особенно рельефно выдвигается y Ю. нивелирующее действие социальной жизни современных крупных промышленных центров: уродуя и обесцвечивая человеческую личность, она в то же время сглаживает национальные особенности. Основной фон большинства повестей Ю. — окраина большого города. С беспощадной суровостью, спокойно и уверенно автор развертывает ужасающую картину человеческой нужды и безысходного горя, и повести Ю. производят сильное впечатление, несмотря на то, что они часто страдают вычурностью. Эти изъяны особенно выступают в тех случаях, когда автор от внешних форм социальной жизни переходит к укладу внутреннего еврейского быта с его веками установившимися традициями и воззрениями. Как сын "периода распада", сам автор уже вырос вне сферы традиционного еврейства, и ему мало понятен духовный мир последнего; поэтому у Ю. все старозаветные типы не реальны. Недостаточное знание среды, преобладание упрощенной и тенденциозной схемы, при известном пристрастии к эффектам. обусловливают неровность в художественном творчестве Ю. Наряду с написанной в мягких элегических тонах пьесой "Miserere", с успехом разыгрываемой труппой московского Художественного театра, Ю. написал такие антихудожественные вещи, как "В городе" и "Похождения Леона Дрея". За пьесой "Король", где дается выпуклая картина борьбы промышленного капитала с рабочим классом, последовали "Деньги" и "Комедия брака", которые являются не "комедиями нравов", как их называет автор, а фарсами. Полное собрание сочинений Ю. вышло в изд. "Знание" в 8-ми томах. Некоторые произведения Ю., как пьесы "Голод", "Король", "Комедия брака" и др. имеются и на жаргоне. — Ср.: С. Цинберг, "Бытописатель распада" ("Евр. жизнь", 1904, VI); id. "Ассимилированный бытописатель еврейства" ("Евр. мир", 1910, I); А. Горнфельд, в Энц. Слов. Брок.-Ефр., 4 т. доп.



С. Ц.


{Евр. энц.}




Юшкевич, Семен Соломонович


(1868—1927) — беллетрист; родился в Одессе. По образованию — медик (учился в Париже). Последние годы жизни (с 1920) провел за границей. Популярность Ю. до Октябрьской революции объяснялась тем, что он был по преимуществу бытописателем городских окраин. Его излюбленные герои — мелкие торговки, проститутки, воры, разносчики, бедняки-ремесленники, работницы и в особенности еврейская беднота. Некоторые произведения Ю. (напр. "Леон Дрей", "Комедия брака") дают — в сатирическом преломлении — быт еврейской буржуазии. Типичный мелкобуржуазный, леворадикальный писатель с платоническим сочувствием к революционному социализму, Ю. в своих произведениях не идет дальше жалостливости, неопределенной тоски о "прекрасной жизни", о свободе, мечтаний о раскрепощенной творческой личности и т. д., которыми зачастую пропитаны его повести с их тяготением к модернизму, романтической приподнятостью и декламационным пафосом. Несмотря на это проза Ю. довольно широко рисовала предреволюционную действительность, обличала темные стороны режима реакции. Особенно волнующее впечатление производило описание еврейских погромов. Значительным, успехом пользовались драмы Юшкевича (в частности, "Король"), пьеса "Miserere" шла на сцене Художественного театра.


Сочинения Ю. (полное собрание) в 12 тт. (тт. I — VI, изд. "Просвещение", Петербург, 1910—11; последующ. "Жизни и знания", Петроград, 1914—18); избранные сочинения, 3 тт., Москва — Ленинград, 1928. Многие произведения Ю. выдержали по нескольку отд. изданий. Роман "Леон Дрей", отд. изд., М., 1929. Ряд произведений Ю. последнего периода вышел за границей: сборники рассказов: "Автомобиль", Париж, 1922; "Голубиное царство", Берлин, 1923; "Улица", Берлин; пов. "Дудка", Берлин, 1922; роман "Эпизоды", где дана картина гражданской войны на юге, Берлин, 1923, переиздано ЗИФ, М., 1926 (с предисл. Л. Авербаха), и т. д.



Лит.: Коган П., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. III, вып. 1,М., 1910; Чуковский К., От Чехова до наших дней, 2 изд., СПб, 1908; Львов-Рогачевский В., Русско-еврейская литература, М., 1922; подр. см. у Владиславлева И., Русские писатели, 4 изд., М.—Л., 1924; его же, Литература великого десятилетия, Москва—Ленинград, 1928.



П. Коган.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008