ЮЗЕФОВИЧ Борис Михайлович

Найдено 1 определение
ЮЗЕФОВИЧ Борис Михайлович
1843— 19.10.1911), статский советник, публицист и общественный деятель, один из руководителей право-монархического движения в Киеве, председатель Киевского отдела Русского Собрания (РС). Родился в родовом имении Сотниковка Пирятинского у. Полтавской губ., сын участника Отечественной войны 1812 года, видного историка и общественного деятеля попечителя Киевского учебного округа Михаила Владимировича Юзефовича (1802–1889).
По окончании Киевского кадетского корпуса и 2-го военного Константиновского училища 12 июня 1863 произведен в поручики л.-гв. Его Величества полка, через 6 месяцев прикомандирован к штабу войск Виленского военного округа. В марте — дек. 1863 участвовал в компании по подавлению мятежа в Царстве Польском, был ординарцем начальника Северо-Западного края гр. М. Н. Муравьева-Виленского, чем всегда очень гордился. 11 февр. 1867 в чине штабс-капитана вышел в отставку. Через три года поступил на службу по ведомству Министерства народного просвещения и был назначен инспектором народных училищ Владимирской губ. в чине коллежского секретаря, в 1871–1872 служил при попечителе Московского учебного округа. 8 марта 1877 определен на должность сверхштатного чиновника особых поручений при Оренбургском генерал-губернаторе Крыжановском, по поручению которого через три месяца отправился в Тургайскую область для сбора сведений о бытовых, экономических и санитарных условиях жизни кочевых киргизов. С началом Русско-турецкой войны 8 дек. 1877 определился на военную службу в чине поручика с зачислением по армейской кавалерии и с назначением в распоряжение начальника военных сообщений действующей армии генерала А. Р.Дрентельна. В 1878 прибыл в Бухарест, где выполнял сначала функции члена комиссии для проверки счетов товарищества по снабжению продовольствием действующей армии, затем командирован в распоряжение Комиссара Главнокомандующего действующей армии при Румынском правительстве, затем назначен ответственным по разбору жалоб погонщиков, законтрактованных поставщиками действующей армии. По окончании войны прикомандирован к штабу войск Одесского военного округа, а в дек. 1879 уволен с военной службы. 31 дек. 1880 определился на службу в Министерство внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных исповеданий и был командирован в распоряжение сенатора М. Е. Ковалевского в качестве младшего чиновника для ревизии Казанской и Уфимской губ. В ходе ревизии составил записку по инородческому вопросу, которую в 1883 напечатал М. Н. Катков в «Русском вестнике» под названием «Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России». В 1883–1884 служил советником Подольского губернского правления. На записку Юзефовича обратил внимание обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев, который в нояб. 1884 пригласил его на службу в ведомство православного исповедания чиновником особых поручений при обер-прокуроре. В 1886 Юзефович несколько месяцев исполнял обязанности прокурора и управляющего канцелярией Московской Синодальной конторы.
В янв. 1887 вернулся на службу в Министерство внутренних дел с откомандированием в распоряжение Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора А. Р.Дрентельна в качестве чиновника особых поручений. В 1892 исполнял обязанности цензора по иностранной печати. В 1895–1905 служил в Собственной Его Величества канцелярии, где занимался, главным образом, составлением различных проектов при дворцовом коменданте П. П. Гессе (друг детства Юзефовича). 7 февр. 1905 подал записку Петербургскому генерал-губернатору Д.Ф.Трепову о необходимости учреждения в Петербурге большой независимой газеты охранительного направления, для чего предлагал объединить силы всех выдающихся ученых и публицистов правого направления, редактором газеты рекомендовал утвердить приват-доцента Б. В. Никольского. Трепов отнесся к проекту благосклонно, записку даже одобрил Государь Николай II, передавший ее министру внутренних дел А. Г.Булыгину, но обстоятельства изменились и проект не нашел применения, а сам Юзефович после кончины своего друга и покровителя П. П. Гессе в середине 1905 был назначен русским агентом в Париж. Через два месяца он вышел в отставку и вернулся в Киев. В разгар революции выдвинулся как один из руководителей правых организаций Киева. Состоявший уже действительным членом РС, Юзефович был избран председателем Киевского отдела РС, который благодаря его активности превратился во влиятельную патриотическую организацию. Одновременно он был избран председателем Киевской Русской Монархической Партии (РМП) (у Юзефовича были давние дружеские отношения с В. А. Грингмутом — организатором и руководителем РМП в Москве).
С 3 авг. 1907 по нояб. 1908 состоял председателем Главного Совета Киевского Союза Русских Рабочих. Издавал и редактировал газету «Закон и порядок» (1905–1908), публикации которой носили остро полемический характер. Юзефович резко критиковал бездеятельность и безынициативность правительства и полиции в борьбе с революцией, давал отпор посягательствам на целостность Российского государства, отстаивал идею незыблемости Неограниченного Самодержавия. Нередки были случаи наложения штрафа на издателя вследствие особого резонанса отдельных публикаций газеты. Юзефович был избран почетным председателем 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). Однако неуживчивость и нетерпимость, свойственные характеру Юзефовича и интриги, которые плелись вокруг него, особенно после 3-го Съезда, привели к тому, что вскоре он перессорился со всеми монархическими организациями. Дело дошло до того, что в апр. 1907 он намеревался сложить с себя обязанности председателя Киевского отдела РС. Но после того как киевские монархические организации согласились признать за возглавляемым им отделом РС роль объединительного центра, остался на своем посту. В к. 1907 привлекался к суду за оскорбление в печати генерал-губернатора В. А. Сухомлинова. В окт. 1908, опубликовав «Открытое письмо к членам киевских монархических организаций», Юзефович окончательно сложил с себя обязанности председателя Киевского отдела РС и отказался от участия в правом движении. Поводом послужил острый конфликт с Д. И. Пихно — редактором-издателем газеты «Киевлянин», который не печатал у себя многочисленные воззвания Юзефовича и игнорировал его деятельность. 10 нояб. 1908 избран почетным членом РС с поднесением диплома при адресе и ценного жетона. Стал вести затворнический образ жизни, изредка публиковался в «Русском знамени» и «Земщине». Занялся публикацией своих «Политических писем», имевших подзаголовок «Материалы для истории русского политического умопомрачения на рубеже двух столетий (1898–1908 гг.)». Всего издал семнадцать выпусков (последний в конце 1908), в которых помещал свои послания к разным адресатам (от анонимов до крупных государственных деятелей В. К. Плеве, П. П. Гессе, И.Л.Горемыкину и др.), доклады и записки по различным вопросам, собственные обращения к Государю, министрам, иностранным государственным деятелям и редакторам газет, перепечатки из других газет. Материалы расположены без особенной систематизации, в них слишком много личного, в том числе и подчеркивания личных заслуг. Ожесточенная критика Юзефовичем столыпинского курса не помешала ему прислать письмо в адрес Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент.— 4 окт. 1909) с призывом поддержать П. А. Столыпина, несмотря на разногласия с ним монархических союзов.
Юзефович был плодовитым публицистом. Он писал на разные темы, но особенно обстоятельно по еврейскому вопросу и по проблемам педагогики и печати. Так в получившем широкую огласку открытом письме бар. В. Б. Фредериксу, он негодовал по поводу потворства со стороны правительства евреям: «Настроение русского народа дошло до крайней степени раздражения, и терпению народному наступает конец: кроме постоянной угрозы жизни, имуществу и свободному труду мирной части населения, ни о чем другом не мечтающей, как о возвращении России того спокойствия, которым каждый пользовался при отечески попечительной власти неограниченных самодержцев — причиною напряженного народного раздражения является еще и та бессердечность, какую проявляет нынешнее министерство к ежедневной мученической гибели верных Царских слуг, при необычайной в то же время заботливости его о целости и неприкосновенности злейших врагов Царя и России — евреев. Варварству и жестокости евреев нет границ: они ежедневно уничтожают русских людей десятками, ... еврейская и еврействующая печать деморализуют армию, вносит повальное политическое и половое растление среди русского юношества, школы, кишащие жидами, бездействуют, и многие из них служат революционными арсеналами... А правительство?! — оно озабочено лишь одним — предотвратить еврейские погромы». В письме Юзефович призывал власть прекратить «напускать конституционный туман» и перейти к решительным действиям против крамолы, отмечая: «Если же политическая ересь о Царском самоограничении будет и впредь навязываема русскому народу, то весь этот конституционный туман, под прикрытием которого вся Россия предается огню и мечу, волею народа будет рассеян «яко воск от лица огня». Необходима прежде всего не Государственная Дума, а твердая власть, русская разумом и сердцем, необходим во главе правительства новый Муравьев, неуклонно верный закону, но беспощадный в его применении». Обстоятельно по еврейскому вопросу Юзефович высказался в брошюре «Еврейский вопрос в печати и в жизни» (1904).
Он был категорическим противником предоставления евреям всех гражданских прав, присвоенных прочим народностям, поскольку это «было бы равносильно установлению полного экономического и политического их господства, не в силу какихлибо превосходств еврейского народа, а в силу необычайной эластичности еврейской совести, дающей им значительный перевес в борьбе за жизненные интересы». Он выступал против формального подхода в решении вопроса о еврейском равноправии, требуя рассматривать его в историческом и социальном контексте: «Никакие политические, гражданские, сословные и иные права предметом купли и продажи быть не могут, ибо в каждой стране они слагаются и вырабатываются исторически, составляя удел целых народов, племен, каст, сословий или даже отдельных семейств и лиц, соответственно той роли, которую данный народ, племя, сословие, семья или лицо сыграли в исторической жизни данной страны или государства». Юзефович противопоставлял евреев всем другим народам России, которые пришли в состав Российского государства вместе со «своими национальными усадьбами», тогда как евреи не принесли с собою ничего, «кроме своих эксплуататорских талантов и беззастенчивого паразитизма». Он писал, что еврейские массы, «присосавшиеся к польскому организму в качестве болезнетворного паразита, хотят теперь быть равноправными с коренным русским народом, хозяевами русской земли! Какую же лепту внесли они в дело сооружения русского государства, — где те вековые труды и жертвы, которыми евреи ознаменовали себя в этом славном и великом деле?!». В основе политических воззрений Юзефовича по еврейскому вопросу лежала историософская концепция, основанная на христианском вероучении. Конструктивный выход для еврейства он видел в принятии евреями православия.«С первых же веков христианства эти палачи Христа и защитники Вараввы стали отщепенцами общества и рассеялись по всему свету без крова и родины; — евреи стали отверженным народом среди народов всего мира и единственной силой, могущей примирить их с человечеством, было бы восприятие ими христианского учения, которое, в противоположность учению еврейскому, проповедует защиту и покровительство добру и гонение на зло». Пока же еврейство представляло собой абсолютно деструктивную силу, ибо «враг рода человеческого силен и, воплотившись на земле во образе бездомного, скитальческого народа, он медленно, но настойчиво вливает в христианскую среду разрушительный яд социалистических учений». Юзефович возлагал надежду на Самодержавие, которое только и может защитить русский народ от притязаний инородцев.
«Русская Самодержавная власть создана и возвеличена совокупностью всех политических сил русского народа и ни один истинный русский патриот не подымет голоса за ее ограничение; но каждый из них сознает в то же время, что в задачи Самодержавной власти, ответственной лишь перед Богом и Историей, не может входить совращение этой последней с естественного ее русла и направление ее, в ущерб русским интересам, на пользу вошедших в состав Российской Империи инородцев, в большинстве случаев враждебных коренному ее населению». 11 и 12 февр. 1910 прочитал доклад в РС на тему «Политические, экономические, социальные и педагогические основы для реформы школьной организации в России», который был опубликован отдельным изданием. Юзефович подверг уничтожающей критике либеральные утопии и предрассудки в области образования, в частности, весьма распространенный либерально-прогрессистский предрассудок, согласно которому требуется широкая популяризация гуманитарного образования, которая раскроет таящиеся среди темных народных масс «залежи ценных самородков, вроде Ломоносова, Кулибина, Забелина и др.». В результате школа вместо пользы приносит непоправимый вред юношеству, развращая неокрепшие умы, толкая молодежь на путь нигилизма. Юзефович решительно отстаивал важнейший принцип христианской педагогики — о неразрывности образования и воспитания, причем, «первая благороднейшая, святая задача школы, это — воспитание, с которым все образовательные средства школы должны быть согласованы и всецело ему подчинены». Во всех вопросах он предлагал консервативный, здравый подход к образованию. Однако в итоге с горечью отметил, что эти рациональные принципы организации школы «недостаточно усвоены русским культурным обществом, демагогические увлечения которого находятся в явном противоречии не только с государственными задачами школы, но и с наиболее жизненными интересами людей всех классов и состояний». Скончался после тяжелой болезни (грудной жабы), погребен в семейной усыпальнице на кладбище Аскольдова могила в Киеве.
Соч.: Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России. СПб., 1883; О философском учении графа Л. Н. Толстого по XIII тому его сочинений. Критические этюды. Киев, 1892; Основы самопознания. Философский очерк для юношества. Киев, 1898; Сборник статей и записок по вопросам народного образования. Киев, 1901; Печать, политика и школа. Беседы на темы из текущей жизни. Киев, 1903; Еврейский вопрос в печати и в жизни. Киев, 1904; Самодержавие или государственное самоуправление? Киев, 1904; Ополячение вместо обрусения. Киев, 1907; Политические письма. Материалы для истории русского политического умопомрачения на рубеже столетий. Ч. 1–4. Киев, 1908–1910; Что нам делать в Юго-Западной Руси? Киев, 1909; Политические, экономические, социальные и педагогические основы для реформы русской государственной школы. Доклад, читанный в Русском собрании 11 и 12 февр. 1910 г. СПб., 1910.
Лит.: Некролог // Исторический вестник. 1911. № 12; Некролог // Новое время. 1911. № 12793. Арх.: ЦГИАУ. Ф. 442. Оп. 857. Д. 664. Т. Кальченко, А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008