З и н о в и й

Найдено 1 определение
З и н о в и й
монах Новгородского Отенского Монастыря, ученик Максима Грека, после заточения своего учителя сосланный в сию Пустыню около 1526 года и там в 1568 году скончавшийся. Он сочинил целую книгу на новоявльшуюся в его время Ересь Феодосия Косого. Поводом к сочинению сему, как сам Зиновий пишет в первых своих Беседах, было следующее обстоятельство. В 1566 году пришли к нему в Монастырь два монаха, Крылошане из Московского Спасова Монастыря, именем Герасим и Афанасий, а третий с ними Инокописец мирянин Феодор и просили у него наставления, следовать ли учению Феодосия Косого, распространившемуся с 7060, т.е. 1552 года, и многими уже принятому? Они объяснили ему, что сей учитель Феодосий, родом Москвитянин, слуга одного из Придворных Бояр, ушедший на Бело Озеро и там постригшийся в Монашество; потом взятый под стражу в один Московский Монастырь, но оттуда бежавший в Литву, где женился на Жидовской вдове; но еще в России начавший проповедовать новое учение, испровергающее Церковные Уставы и Обряды,   Службы, поклонение Иконам и книги Святых Отцов, а сверх того Божество и удовлетворение Христово. Из сего видно, что сия Ересь была собственно Арианская и Социнианская, около сего времени разлившаяся в Польше и Литве, и в Россию столь скоро проникшая. Из вопросов Зиновию от пришельцев сих предложенных, также замечательно, что они затвердили все противу Православной Церкви возражения Лютеранские, Кальвинианские и Социнианские. Но Зиновий основательно и весьма рассудительно из Священного Писания и Святых Отец опроверг оные и разрешил все их сомнения в десяти с ними собеседованиях, кои расположил он в книге своей на 56 Бесед. В последних десяти беседах находится много любопытных исследований и объяснений на обряды особенно Российской Церкви; а вообще книга сия доказывает в сочинителе обширные сведения Богословии, Священного Писания и Правил Отеческих. Она доныне остается только списками в Патриаршей библиотеке и в других, но одна Беседа из нее на Ересь Иконоборцев, напечатана в Сборнике о чести Святых Икон, изданном при Патриархе Иосифе в листе 1649 г. в Москве; а другая о Символе Веры в Скрижали, изданной при Патриархе Никоне в 4 долю листа 1656 г. там же.   Вышепоказанная Ересь от самого появления своего много произвела смятений в Российской Церкви, и Феодосий Косой заражен ею был еще на Белом Озере от других, прежде сего развратившихся в Москве чрез подобных ему Ересеучителей, Матфея Семенова Бакшина, Григория и Ивана Тимофеевых Борисовых и монаха Исаака Белобоева, рассевавших также заблуждения (см. ст. о Макарии Митрополите). Хотя они там еще в 1554 году осуждены Собором и сосланы в заточение, но ученики их укрылись. Семена сей Ереси в России посеяны первоначально еще Жидами и их последователями, осужденными на Московском Соборе в 1491 и 1505 годах, а потом уже воскрешены последователями Лютера, Кальвина и Социна, около того времени возмутившими всю Европу. Андрей Венгерский в Своей Истории Славенских Церквей (изд. в Амстердаме 1679 г. в 4 долю листа, под названием Slauonia Reformata, стр. 140 и 250) пишет, что около 1550 года Реформатские Церкви завелись уже в Белоруссии; а на стр. 262 говорит, что 1555 года пришли из России в Белоруссию три Грекороссийские Монаха: Феодосий (вероятно, Косой), Артемий (о коем и у Зиновия упоминается) и Фома, не знавшие никакого языка, кроме природного   своего, и никаких наук. Они остановились в Витебске; начали сперва из домов, а потом и из Церквей выкидывать Иконы и сокрушать их; а учили поклоняться только Иисусу Христу, но возмутившийся народ и Священники православные выгнали, де, их. Они удалились в глубокую Литву и там продолжали проповедовать. Феодосий, будучи уже более 80 лет, вскоре умер; Артемий пристал к Слуцкому и Копыленскому Князю Георгию, а Фома, будучи велеречивее и сведующее в Писании, нежели товарищи его, сделался Реформатским Пастором, и чрез несколько лет послан проповедником в Полотск, где тогда распространялась Реформатская вера, и там исправлял свою должность. Но в Феврале 1563 года Царь Иван Васильевич, взявши Полотск, поймал сего Монаха, вывел на реку Двину и поразив палицею в голову, пустил под лед. Он же, Венгерский, на стр. 421 пишет, что около половины XVI века Реформаты имели свои Церкви и Пасторов не только в Белоруссии, но и в Подольском, Киевском и Русском Уездах. А на Бихавском Реформатском Соборе 1560 года определено послать в Россию двух Реформатских Проповедников, Пасторов Станислава Вертенса и Николая Житна. В 1570 году при посольстве от Сигизмуда II, Польского Короля, Реформаты   подсылали также к Царю Ивану Васильевичу своего Проповедника Пастора Иоанна Рокиту, для переговоров о Вере, которой после словесных объяснений в присутствии Царя и Бояр, подал и на письме исповедание свое, но Царь в ответ подарил ему на Русском языке письменную книгу в 4 долю листа, переплетенную в парчу. (См. о сем Иоанна Лазицкого Theologia Moscouitica (Теология Московитов, – лат.***), изд. 1582 г. в Спире, и Одерборна в Vita Joh. Lib. I (Жизнь Иоанна. Книга I, – лат.***), изд. в Виттенберге 1585 г., а о подсылании в Россию многих и Папистских Проповедников см. Историю об Унии, изд. Н. Н. Бантышем-Каменском в Москве 1805 г.)  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)