ЗАБЕЛИН Иван Егорович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАБЕЛИН Иван Егорович
1820-1908), историк, археолог, член-корреспондент (1884), почетный член (1907) Петербургской АН. Председатель Общества истории и древностей российских (1879-88); фактический руководитель Исторического музея в Москве. Труды по истории быта русского народа 16-18 вв., по истории Москвы.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Забелин Иван Егорович
1820-1908/09 гг.) - русский историк, археолог, почетный член Петербургской Академии Наук (1907 г.) Председатель Общества истории и древностей российских, фактический руководитель Исторического музея в Москве. Занимался публикацией трудов и документов по истории быта русского народа XVI-XVIII вв.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ЗАБЕЛИН Иван Егорович
17.09.1820 - 31.12.1908), русский историк и археолог. В 1840 написал первую статью о богомольных путешествиях русских царей в Троице-Сергиеву лавру, которая была напечатана только в 1842. В то же время он собирал и обрабатывал материалы по истории царского быта и помещал статьи в "Отечественных Записках" (1851-57). В 1862 эти журнальные статьи появились отдельной книгой под заглавием "Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв.", а 1869 вышел 2-й том - "Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв.". В 1859 гр. С. Строганов поручил Забелину расследовать скифские курганы. Результаты его раскопок были очень богаты; описание этих расследований сделано в сочинении "Древности Геродотовой Скифии" (1872). В 1871 Забелин издал труд "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве". Занимаясь раскопками, он работал над "Историей русской жизни" и изучением старинного русского быта. В 1876 издал 1 том своей "Истории русской жизни с древнейших времен", а в 1879 - 2 том. Кроме этих книг весьма ценны труды: "Черты самобытности в древнерусском зодчестве"; "Взгляд на развитие московского самодержавия", а также издания Забелина: "Историческое описание Московского Донского монастыря" (1865), "Преображенское и Преображенск" (1883), "Материалы для истории, археологии и статистики Москвы" (1884).
С. Ю.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Забелин, Иван Егорович

Забелин Иван Егорович


— замечательный русский историк-археолог. Род. в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в Преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в Оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство с Строевым и Снегиревым возбудило в З. интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напеч. в извлечении в "Моск. губ. ведом." в 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в "Чтен. Моск. общ. ист. и древн.", и в то же время З. был избран в члены-соревнователи общества. Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор З. — В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в Дворцовой конторе, а с 1856 года занимал здесь место архивариуса. В 1859 г. по предложению гр. С. Г. Строганова З. перешел в Имп. археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губ. и на Таманском пoлyо-ве, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны З. в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах Археологической комиссии. В 1876 г. З. оставил службу в комиссии. В 1871 г. унив. св. Владимира удостоил его степени доктора рус. ист. В 1879 г. он был избран председателем Общ. ист. и древн. и затем товарищем председателя Историч. музея. В 1884 г. Академия наук избрала З. в число членов-корреспондентов, а в 1892 г. — почетным членом. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея в 1892 г. З. был приветствован всем русским ученым миром. — Исследования З. касаются, гл. обр., древнейшей киевской эпохи и московского периода р. истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают первое место. З. рассматривает также основные начала внутренней русской жизни. Характеристическая черта его — это вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, "крепкому и здоровому нравственно, народу-сироте, народу-кормильцу". Глубокое знакомство с стариной и любовь к ней отражаются в языке З., выразительном и оригинальном, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме З. не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории: принижение личности в роде и домостроевской семье и проч. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает также важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения З. — это "Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв." (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв." (1869, 2 изд. 1872); им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печат. в "Моск. вед." 1846 г. и в "Отеч. зап." 1851—1858 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в Древней России, о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая З. теория вотчинного происхождения государства. Продолжением I главы "Дом. быта русских царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестн. Евр.", 1871, №№ 1 и 2). — Изд. в 1876 и 1879 гг. два т. "Истории русск. жизни с древн. времен" представляют начало обширного труда по истории русской культуры. З. хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и заимствования ее от финнов, норманнов, татар и немцев. Во имя самобытности славян он вооружается против норманнской теории. З. отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец-домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом"; "братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство". Сочинение заканчивается "Водворением христианства". — В книге "Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883), составившейся из полемических статей против Костомарова, З. разбирает причины смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В лице Минина и Пожарского З. изображает национальных героев, "святые образы всенародного движения". — Из ряда статей 50-х и 60-х год., собранных во 2 т. "Опытов изуч. русск. древностей" (1872—1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне Петровской реформы", "О современных задачах русс. ист. и древностей". Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на развитие моск. единодержавия" ("Истор. В.", 1881 г. № 5) и "Черты самобытности в древн.-русск. зодчестве" ("Древн. и нов. Рос.", 1878, №№ 3 и 4). Кроме того, З. изданы: "Историч. описание моск. Донского монаст." (1865), "Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с очерком истории чувства природы в др.-русс. общ.), "Преображенское или Преображенск" (М., 1883), "Материалы для истор., археологии и статистики города Москвы" (1884, ч. I. изд. М. городской думы). Список исследований, статей и заметок З. помещен в изд. "Общ. ист. и древностей" (М., 1886).


Из статей о сочинениях З. важнейшие: А. Н. Пыпина, в "Вестн. Евр." 1876, № 8; К. П. Бестужева-Рюмина в "Древн. и нов. Росс." № 8; Первольфа, в "Журн. Мин. нар. пр.", 1877, № 7; 13-е присуждение Уваровских наград. Обзор взглядов З. см. в "Истории русск. самосознания" Кояловича.


Н. Павлов-Сильванский.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Забелин Иван Егорович

Забелин Иван Егорович - замечательный русский историк-археолог. Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в ""Московских Губернских Ведомостях"" 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в ""Чтениях Московского Общества Истории и Древности"". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в ""Древностях Геродотовой Скифии"" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, ""крепкому и здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу"". В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную ""общую правду"". Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: ""Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках"" (1862) и ""Домашний быт русских цариц в XVI - XVII веках"" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в ""Московских Ведомостях"" 1846 г. и в ""Отечественных Записках"" 1851 - 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в ""Дешевой библиотеке"" Суворина ), о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы ""Домашнего быта русских царей"" является замечательная статья ""Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве"" (""Вестник Европы"", 1871, № 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома ""Истории русской жизни с древних времен"" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, ""корни и истоки"" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что ""отец - домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство"". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге ""Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время"" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, ""святые образы всенародного движения"". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах ""Опытов изучения русских древностей"" (1872 - 1873), особенно выдаются: ""История и древности Москвы"", ""Царь Алексей Михайлович"", ""Русская личность и русское общество накануне петровской реформы"", ""Размышления о современных задачах русской истории и древностей"". Интересны также позднейшие статьи: ""Взгляд на развитие московского единодержавия"" (""Исторический Вестник"", 1881, № 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и ""Черты самобытности в древнерусском зодчестве"" (""Древняя и Новая Россия"", 1878, № 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: ""Историческое описание московского Донского монастыря"" (М., 1865 и 1893), ""Кунцево и древний Сетунский стан"" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), ""Преображенское или Преображенск"" (М., 1883), ""Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы"" (М., 1891 - 1894). Задумав обширную ""Историю города Москвы"", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном ""Энциклопедическом Словаре"" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 - 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. - См. Коялович ""История русского самосознания"" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина (""Вестник Европы"", 1876, № 8); К.Н. Бестужева-Рюмина (""Древняя и Новая Россия"", № 8); Первольфа (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1877, № 7); М.В. Клочкова (""Исторический Вестник"", 1909, № 2); Василия Сахновского (""Русская Мысль"", 1912, № 5); Н.Н. Ардашева (""Древности"", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина ""И.Е. Забелин как археолог"" (ib. и отдельно, М., 1909) и ""Два юбилея учено-литературной деятельности"" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в ""Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея"" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч).

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
119.09 кб

«Долг, завещанный от Бога…» (на 100-летие кончины Ивана Егоровича Забелина)

Масленникова Наталья Викторовна
Статья посвящена памяти одного из крупнейших отечественных историков и археологов, который, занимаясь раскопками, работал над «Историей русской жизни», изучал старинный русский быт и оставил богатейшее как историко-статистическое,