Западничество
ЗАПАДНИЧЕСТВО
направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Западничество
течение русской общественно-политической мысли, окончательно оформившееся в 1840-х гг. в полемике со славянофильством. Западники выступали за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, отстаивали необходимость развития России в направлении, пройденном западной цивилизацией. Виднейшие представители — В. Я. Боткин, И. С. Тургенев, Т. Я. Грановский, Б. Я. Чичерин, К. Д. Кавелин.
Западничество
постоянное направление русской общественной мысли, ориентированное на европейские ценности, оппозиционное идее самобытности. В более узком смысле западники - влиятельное идейное течение русской общественной мысли 30-60-х гг. XIX в. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы.
ЗАПАДНИЧЕСТВО
течение в либеральном направлении русской общественной мысли 1840—1850-х гг., противостоявшее славянофильству. Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса и отстаивали развитие страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, являлись сторонниками реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков (до 1863), И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Крайне левое крыло западников представляли до конца 1840-х гг. — В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Я. Я. Огарев. После Крестьянской реформы 1861 г. западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп конца XIX начала XX в.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Западничество
одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 30 – 50-х гг. 19 в., ориентированное на развитие России в русле европейской цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы.
Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг по пути прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное и не желающее «петь в общем хоре». Человек должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию. Сторонники западничества – В.Г. Белинский, А.И. Герцен (до 50-х гг.), Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин - высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Отстаивая западный путь развития, они выступали за свободу слова, отмену крепостного права и др. Целью западников было помочь своей стране выйти на дорогу общественного прогресса. В целом это прогрессивное явление русской общественной мысли XIX столетия. Вместе со славянофилами они представляли либеральное течение в общественном движении России. (См. схему «Западники и славянофилы».)
Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг по пути прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное и не желающее «петь в общем хоре». Человек должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию. Сторонники западничества – В.Г. Белинский, А.И. Герцен (до 50-х гг.), Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин - высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Отстаивая западный путь развития, они выступали за свободу слова, отмену крепостного права и др. Целью западников было помочь своей стране выйти на дорогу общественного прогресса. В целом это прогрессивное явление русской общественной мысли XIX столетия. Вместе со славянофилами они представляли либеральное течение в общественном движении России. (См. схему «Западники и славянофилы».)
Источник: Краткий исторический словарь
ЗАПАДНИЧЕСТВО
направление в русской общественной мысли XIX в., отстаивавшее идею органической включенности России в европейскую цивили-зацию и ее развитие по западноевропейскому пути. Представители западничества выступали за «европеизацию» России — отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, всестороннее развитие про-мышленности. Это направление сформировалось как противоположность славянофильства. Феномен западничества и славянофильства характерен только для России и возник как результат недовольства большой части интеллектуальной элиты России реакционной обстановкой в стране в 30–40-е гг. XIX в. Концентрация этих сил происходила в кружках (самым популярным были круж-ки Н. В. Станкевича и А. И. Герцена) и салонах. XIX в. — время складывания российской нации, поэтому формирование национальной идеи, которая должна была объяснять, что такое Россия, где ее корни и каков ее путь, было весьма актуальным для страны. Особая роль в формулировании самих этих проблем принадлежит П. Я. Чаадаеву, в «Философических письмах» которого впервые была высказана ключевая мысль об особой роли и миссии России в истории, которая существует для того, чтобы дать миру урок (по Чаадаеву, того, как не надо жить). Его идеи легли в основу как западничества, так и славянофильства. И те, и другие признавали самобыт-ность русской истории, ее непохожесть на историю и культуру западноевропейскую. Одинаково недовольны они были и настоящим России — крепостным правом, политической реакцией. Разногласия начинались в оценке будущих путей развития страны, переноса элементов европейской культуры на русскую почву. Западники безоговорочно поддерживали петровские преобразования, с которых началась европеизация России, говорили о необходимости переустройства страны по европейскому образцу. При этом они исходили из приоритета общечеловеческого перед национальным в развитии культуры, относили к такого рода ценностям за-падную науку, систему образования, секулярных и рациональных отношений. Объективно такие взгляды соответствовали новым нарождавшимся капиталистическим отношениям в России, хотя практически никто из западников не хотел их полного переноса из Европы (они прекрасно видели неприглядные стороны европейского капитализма - эксплуатацию рабочих, обнищание народа и т.д.).
Среди западников никогда не было полного единства. Уже на раннем этапе выделилось леворадикальное крыло, представителями которого были А. И. Герцен и В. Г. Белинский, и правые западники — В. П. Боткин, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш. Центральную позицию занимали Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Каве-лин, И. В. Вернадский и др. К западникам примыкали
известные писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щед-рин.
Среди западников никогда не было полного единства. Уже на раннем этапе выделилось леворадикальное крыло, представителями которого были А. И. Герцен и В. Г. Белинский, и правые западники — В. П. Боткин, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш. Центральную позицию занимали Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Каве-лин, И. В. Вернадский и др. К западникам примыкали
известные писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щед-рин.
ЗАПАДНИЧЕСТВО
течение русской общественной мысли, распространившееся в 1840-х гг. Понятие «западничество» достаточно условно, оно объединяет людей с различными взглядами, но часто употребляется в научной и публицистической литературе. Термин «западничество» придуман оппонентами этого течения – славянофилами. И то, и другое течение возникли как ответ на вопрос: какой путь развития выбирать России? По мысли западников, Россия должна продолжать линию, намеченную Петром I, – ориентироваться на Западную Европу, заимствовать оттуда идеи, манеры, технологии, государственное устройство и пр. Представители западничества выступали за отмену крепостного права и введение буржуазных свобод (напр., свободы печати), развитие промышленности. Славянофилы, напротив, стояли за исконно рус. путь развития (аграрный, общинное землевладение) и предлагали ориентироваться на допетровскую Русь (по мысли славянофилов, тогда на Руси была гармония власти и народа, все руководствовались началами любви, основанной на христианской вере). К западникам относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. С. Тургенев, И. И. Панаев и др. Сторонники западничества выступали, главным образом, в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Позиция западников по ключевым вопросам их теории не была однородна. Так, например, Белинский, Герцен и Огарев считали приемлемым для России государственным строем социализм, а более умеренные представители западников говорили о буржуазном «царстве правового порядка». Если в начале 1840-х гг. этот вопрос представлялся отвлеченным, то после европейской революции 1848–49 гг. западники задумались о близкой возможности преобразований в России. Герцен, напр., разрабатывал теорию «крестьянского социализма» (переход России непосредственно к социализму, без буржуазных преобразований), смыкающуюся с представлениями славянофилов об опоре на общину. В 1850–60-х гг. произошел раскол среди западников – революционные демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти «снизу», т. е. путем революции. Либералы полагали, что освобождение осуществится «сверху» – с помощью реформ. Спор между двумя течениями все больше обострялся, но при этом не исключались их соприкосновения по вопросам литературы и эстетики – напр., Л. Н. Толстой и его «диалектика души» были одобрены не только революционным демократом Н. Г. Чернышевским, но и либералом П. В. Анненковым. Полемика внутри западничества и со славянофилами шла не только по вопросу о крепостном праве и политическом строе России. Довольно много публичных выступлений в печати, пропагандирующих идеи западничества, были посвящены литературе (напр., написанная в 1848 г. статья В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Белинский считал «антиславянофильскими» произведения Д. В. Григоровича, В. И. Даля и особенно Н. В. Гоголя. Гоголь считался главным представителем натуральной школы – направления в литературе, чрезвычайно близкого западничеству и культивируемого Белинским. Суть натуральной школы в неприкрашенном изображении ужасной рус. действительности, сатирическом освещении всех ее непривлекательных черт. Поэтому Белинский был так возмущен, когда Гоголь выпустил в 1847 г. книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой защищал принципы православия и пытался философски обосновать их в форме отрывков из писем (реально написанных ранее и подредактированных автором для книги). Ответом на эту книгу стало знаменитое, написанное в очень резкой форме письмо Белинского к Гоголю. Также писателями-западниками были И. С. Тургенев, отразивший идейные споры западничества и славянофильства, напр. в «Записках охотника», А. И. Герцен («Былое и думы», «Сорока-воровка»). Философские идеи критиков и литераторов среди западников многообразны. В. Г. Белинский рассматривал историю через призму прогресса, считал прогресс безграничным и всепроникающим. Славянофилов он критиковал за антиисторизм и разрыв национального и общечеловеческого – чрезмерное возвышение национального (сам Белинский считал национальное развитием и выражением общечеловеческого). Эстетическая теория Белинского предполагает, что искусство ценно тем, что оно «не доказывает, а показывает» действительность с помощью образов. Для А. И. Герцена ключевым понятием в истории (истории вообще и истории России в частности) был общественный закон – сочетание стихийного хода истории и сознательной деятельности людей. По мнению Герцена, будущий мир возьмет все рациональное, что было в старой культуре: античное преклонение перед природой, суверенность личности в христианстве и пр., – и тогда возникнет царство разума. Неудача европейской революции приводит Герцена к осознанию того, что нельзя требовать резкого изменения существующего порядка – необходимо идти к этому постепенно. Задача литературы в этом процессе – «расчистка» места для будущего, внутреннее освобождение людей. Близкий друг Герцена Н. П. Огарев считал основной задачей литературы всестороннюю критику существующего порядка вещей и борьбу с социальной несправедливостью. Т. Н. Грановский – один из лидеров московского западничества, читавший публичные лекции о средневековой истории, много сделал для распространения идей западников. Сам он считал изучение истории необходимым для понимания будущего и разработки прогнозов и утверждал, что тщательное и всестороннее изучение исторических событий даст возможность вывести объективные закономерности хода истории. В. П. Боткин и П. В. Анненков работали в жанре путевых очерков-писем: «Письма из-за границы» (1841–43) и «Письма из Парижа» (1847–48) Анненкова, «Письма об Испании» (1847–49) Боткина. Рассказ о своих впечатлениях от Запада в форме писем был распространен среди западников: «Письма из Avenue Marigny» Герцена (1847), «Письма из Берлина» Тургенева. Идеи западничества распространялись не только в форме статей и художественных произведений, но также в устных дискуссиях со славянофилами в Москве в домах П. Я. Чаадаева, Д. Н. Свербеева, А. П. Елагиной.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006