Заринь, Маргер Оттович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Заринь, Маргер Оттович

род. 11 (24) мая 1910 в г. Цесне в Латвии. Композитор. Нар. арт. СССР (1970). В 1928 окончил Пед. ин-т в Елгаве. В 1930—1935 учился в Рижской конс. у Я. Витола (композиция), А. Даугула (ф-п.) и П. Йозууса (орган). В 1940—1950 дирижер и муз. рук. Худож. т-ра им. Я. Райниса (Рига). В 1951—1952 худож. рук. Латв. филармонии. В 1951—1952 и 1956—1968 пред. правления Союза композиторов Латвии, в 1962—1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премия СССР (1950). Республиканская премия. ЛатвССР (1958).


Соч.: оперы — Барин и гусляр (1939), К новому берегу (по роману В. Лациса, Рига, 1955), Зеленая мельница (Рига, 1958), Опера нищих (Рига, 1956), Чудо святого Мауриция (1968), Опера на площади (1970); оратории — Валмиерские герои (1950), Борьба с Чертовым болотом (1930), Махагони (1965); кантаты — Трубач из Талавы (сл. Р. Блауманиса, 1936), Песня дружбы (сл. В. Гревиня, 1948), Праздничный пролог (сл. А. Круклиса, 1950); для ф-п. с оpк. — концерт (1936), цикл Греческие вазы (1943); для органа и кам. оpк. — Concerto innocente (1969), Concerto triptihon (1972); для дух. оpк. — сюита (1948); для стр. квартета, кларнета, англ. рожка и флейты — 3 легенды (1945); для органа — Вариации BACH (1970), Вариации на тему Я Порука (1971); для голоса с кам. оpк. — вок. циклы (1963), Партита в стиле барокко (1963); для 3 сопрано, мужск. октета и кам. орк. — Ода качелям (1940); для 2 солистов, хора и орк. нар. инстр. — хореографич. пост. Праздник урожая (1949); для голоса и ф-п. — романсы, циклы песен — Советский юмор и сатира (сл. Ю. Ванага, П. Силса и В. Гревиня, 1950), Советская женщина в борьбе за мир (сл. П. Вилипа, 1951), Серебристый свет (сл. Я. Райниса, 1952), Carmina antica (1963), на сл. Я. Порука (1971); для хора мальчиков с орк. — вок. цикл (1961); для хора а капелла — 12 латыш. нар. танцев и хороводов (1948), сюита Колхозные дайны (1952), Народная песня о мире (1951), Чудесные похождения Старого Тайзеля (1960); дет. песни, музыка для театра, обр. латыш. нар. песен (более 20).


Лит. соч. (на латыш. яз.): Вечерняя песня органа. Музыкальные рассказы. Рига, 1970; Фальшивый Фауст. Рига, 1972.





Заринь, Маргер Оттович


(род. 24.V.1910 в Яунпиебалге) — сов. композитор. В 13-летнем возрасте был принят на мл. отделение Рижской консерватории, но вскоре перешел в Пед. институт; окончив его, некоторое время преподавал в школе, но любовь к музыке снова привела в консерваторию. В 1929—33 занимался одноврем. по композиции (Я. Витол), фортепиано (А. Даугулис), органу (П. Иозуус). К 1936 относятся первые сочинения З. — песни, инструм. пьесы, Концерт для фп. с орк. В 1940—50 зав. муз. частью Художественного т-ра им. Я. Райниса в Риге, 1951—52 худож. рук. Гос. филарм. ЛатвССР; в 1956—68 пред. правления СК ЛатвССР. Творческие интересы З. сосредоточены гл. обр. в области оперного жанра, большое место занимают вок.-симф. произведения, хоровые сочинения, обр. нар. песен; он является автором первых в латыш. музыке ораторий на острые темы современности ("Герои Валмиери", "Борьба с Чертовым болотом", "Махагони"), а также оперы "К новому берегу" (по мотивам романа В. Лациса) и др. Знаток родной латыш. народной песни, З. умело использует в своих композициях ее интонационный материал. Базируясь на интонациях народной, революционной и массовой песенности, он не прекращает поисков новых выразительных средств. Патриотические темы, идеи гражданственности характеризуют творчество З., стоящее на уровне достижений соврем. муз. искусства. За успехи в развитии сов. музыки З. награжден орденом Ленина (1956), ему присвоены почетные звания засл. деят. иск. ЛатвССР (1955), нар. арт. ЛатвССР (1965), нар. арт. СССР (1970), он является лауреатом Гос. премий СССР (1950) и ЛатвССР (1957).


Соч.: оперы "Барин и гусляр" (1939), "К новому берегу" (1955), "Зеленая мельница" (1958), "Опера нищих" (1965), "Чудо св. Мауриция" (1967), "Опера на площади" (1970); оратории "Валмиерские герои" (1950), "Борьба с Чертовым болотом" (1951), "Махагони" (1965); сюита для дет. хора и инструм. анс. "Незнайка в городе Солнца" (1962), кантата для жен. хора и квартета валторн "Из времен латышских красных стрелков" (1967), сюита "Портреты" для хора и симф. орк. (1959), Концерт для фп. с орк. (1937), Concerto grosso для фп., чембало и симф. орк.


(1967), Concerto innocente для органа и камер. орк. (1970), Concerto triptihon (1972), Патетический концерт для органа, анс. ударных и арфы (1947), сюита "Греческие вазы" для фп. (1960), Вариации BACH для органа (1970), Вариации для органа на тему Порука (1971); вок. циклы "Советская женщина — борец за мир" (1951), "Серебристый свет" (1952), 4 японские миниатюры (1963), Партита в стиле барокко (1963), Carmina antica (1963), Песни на сл. Порука (1971), ок. 30 сольных песен, хор. циклы "12 латышских народных танцев и хороводов" (1948), "Колхозные дайны" (1952), "Чудесные приключения Старого Тайзеля" (1957—60), Вариации на партизанскую тему (1962), песни для жен. хора на сл. Адамсона, цикл для муж. хора на сл. Бернса, инструм. миниатюры, музыка для театра: "Золотой конь" Райниса (1941), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1943—44), "Егор Булычев и другие" Горького (1945—46), "Анна Каренина" Толстого (1948—49) и др., для к/ф "Наурис" (1956), "Эхо" (1959), "Буря" (1960), "Эдгар и Кристина", "Лето мотоциклистов" и др. Лит. соч. на латв. яз.: Вечерняя песня органа, Музыкальные рассказы (1970), Фальшивый Фауст (1972), повести, статьи, очерки.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЗАРИНЬ Маргер Оттович
(р. 24 V 1910 - Яунпиебалга)
«Мы можем гордиться, что принадлежим к самой прогрессивной, самой могучей музыкальной семье в мире, что мы тесно сблизились с народом», - считает выдающийся латышский композитор М. Заринь. Страстная любовь к Родине, к своему народу пронизывает все его творчество, известное в нашей стране и за рубежом.
Среди основных произведений композитора 7 опер, 10 вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12 инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям и 20 кинофильмам.
Заринь рос в музыкальной семье. Его отец (сельский учитель) был хорошим органистом. Мать пела в хоре Рижского оперного театра, часто выступала солисткой в концертах. Неудивительно, что с ранних лет мальчик горячо полюбил музыку.
Его первым учителем по органу и фортепиано был отец. Благодаря своим выдающимся способностям и завидному трудолюбию в 13 лет Маргер становится студентом Рижской консерватории по классу фортепиано. Однако вскоре он должен был прекратить занятия и вернуться домой: семья не имела средств для его обучения в Риге. В 1929 г. Маргер окончил педагогический институт в Елгаве и, получив диплом школьного учителя, снова приехал в Ригу. Работая в вечерней школе, он в то же время занимался в консерватории по трем специальностям: композиции (в классе Я. Витолса), органа и фортепиано.
Первое произведение Зариня - хоровая песня «Радость» на собственные стихи - была премирована на конкурсе Праздника песни. За ней последовали другие песни и кантаты, также имевшие большой успех. «В молодости я очень увлекался музыкальным импрессионизмом. Дебюсси, Равель были моими, кумирами», - говорил Заринь. - «Занимаясь же в классе фортепиано, я благоговел перед Бахом. Думаю, эти пристрастия отражаются в моем творчестве до сих пор».
Новым, важным этапом в жизни Зариня стал 1940 г., когда после восстановления Советской власти Латвия вошла в состав братских республик нашей страны. Зариня пригласили в качестве музыкального руководителя и дирижера в Рижский Художественный театр Дайлес. Маргер безмерно счастлив! Ведь теперь он работает рядом с художественным руководителем театра Э. Смильгисом, вписавшим неповторимую страницу в историю латышской культуры. Смильгис учил Зариня искать новые средства выражения, воспитывать в себе чувство формы, постоянно обогащать свою музыкальную мысль. «Театр, его волнующую атмосферу люблю с юных лет», - вспоминает композитор, - «годами стараюсь постичь специфику этого удивительного вида искусства». За 10 лет работы в театре Дайлес Заринь написал музыку к спектаклям «Ромео и Джульетта, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь» В. Шекспира; «Мария Стюарт» Ф. Шиллера; «Дубровский» А. Пушкина; «Анна Каренина» Л. Толстого; к пьесам А. Н. Островского, М. Горького, Вс. Иванова, Н. Погодина, К. Тренева, Б. Лавренева. Но особо следует выделить спектакли латышской классики и только что зарождавшейся латышской советской драматургии с музыкой Зариня: «Золотой конь, Огонь и ночь» Я. Райниса, «Проделки Трины» Р. Блауманиса, «1905 год» и «Спартак» А. Упита.
В полную силу музыкально-театральный талант Зариня раскрылся в оперном творчестве: ...»Мне ближе всего героико-эпический оперный жанр, раскрывающий такие моменты истории, когда общественные и личные конфликты разрешались наиболее драматично». 20 июня 1955 г. с большим успехом прошла премьера его оперы «К новому берегу» (либр. Ф. Рокпельниса по роману В. Лациса), ставшей первой советской латышской оперой. Это сочинение выдержано в классических традициях большой оперы; в нем национально яркие латышские элементы лирической, массовой, народной песенности тонко сочетаются с традиционным оперным стилем.
В ином ключе написана «Опера нищих» (1964, либр. собств. по рассказу Ж. Гривы «В тени голубой мечети»). В либретто включены стихи Н. Хикмета и О. Хайяма. События развертываются в Стамбуле: тема борьбы против империализма удачно переплетается с колоритными жанровыми эпизодами и лирическими зарисовками из жизни простых людей Турции. В опере использованы драматургические приемы музыкального, драматического театров и кино.
По-своему оригинальна сатирическая опера-балет Зариня «Чудо Святого Маврикия» (либр, собств.). Произведение было написано в 1964 г., однако его премьера состоялась лишь в 1974 г. Сюжет заимствован из истории Риги XVI в.
Значительный интерес представляет «Опера на площади», посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (по мотивам поэм В. Маяковского и документальным рассказам Дж. Рида). Это сочинение синтезирует черты оперы, оратории и грандиозного массового действа. В нем занят огромный состав исполнителей: 7 хоров, 10 солистов и большой симфонический оркестр. «Я поставил своей целью в этом произведении говорить с аудиторией очень демократическим языком, так как адресат мой на этот раз - широкие массы слушателей, собранные не в театре, а под небесным сводом... В своей музыке я стремился опираться на интонационную основу советской массовой песни с ее характерными фанфарными линиями-мотивами, эмоционально-приподнятыми и одновременно очень простыми, лапидарными». Театральное мышление Зариня получило яркое выражение в его ораториях: «Герои Валмиеры» (1950), «Борьба с Чертовым болотом» (1951), «Махагони» (1965).
«Махагони» (либр. А. Круклиса) повествует о судьбах конголезского народа, столетиями томившегося под игом иноземцев, о самоотверженной борьбе за свободу своего народа и трагической гибели П. Лумумбы, о могучей силе пробуждающейся Африки. Литературной основой оратории послужили стихи известного негритянского поэта Л. Хьюза. Музыка, проникнутая национальным колоритом, захватывает драматизмом и напряженностью развития. Одна из наиболее впечатляющих страниц оратории - плач по П. Лумумбе, обреченном на смерть. Финал этого величественного произведения исполнен огромной жизнеутверждающей силы.
Богатством содержания и красочностью музыкального языка отмечены вокальные циклы Зариня: «Советская женщина в борьбе за мир» (1951, ст. латышских советских поэтов), «Серебристый свет» (1952, ст. Я. Райниса), «Четыре японские миниатюры» (1963, ст. М. Басе), «Песни на слова Я. Порука» (1971) и др.
Заринь неоднократно обращался и к сочинениям других жанров - к инструментальным концертам, фортепианным миниатюрам, сочинениям для органа, к киномузыке. Из кинофильмов с его музыкой наиболее значительны «Эдгар и Кристина, Времена землемеров, В тени смерти, Афера Цеплиса».
Начиная с 70-х гг. член Союза писателей Латвии, Заринь активно работает и на литературном поприще: ...»свою работу литератора считаю продолжением деятельности композитора, ибо в моем творчестве - как в литературном, так и в музыке - есть общие принципы. В последние годы моя писательская и композиторская работа как бы слились в одно целое». По словам композитора, в его литературных сочинениях очень много из собственной биографии, из биографии его поколения. В основном он пишет о музыке и музыкантах. Первый рассказ он посвятил Ж. Оффенбаху. Среди литературных сочинений Зариня - рассказы, эссе, новеллы. Оригинальны его романы «Лже-Фауст, Мистерии и хеппенинги, Чудесные приключения старого Тайзеля, Календарь капельмейстера Коциня», композитор написал интереснейшие воспоминания «Оптимистическая энциклопедия жизни».
Жизнь Зариня наполнена постоянным творческим трудом: «Ужасен день, в котором нет значительных моментов, - впустую прожитые часы. С годами все яснее сознаешь, как страшно дорого время». /М. Комиссарская/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.