Завадский, Юрий Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович
(1894—1977), советский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1944. С 1940 — главный режиссер Московского театра им. Моссовета. В годы Вел. Отеч. войны поставил спектакли: «Нашествие» (1943), «Встреча в темноте» (1944) и др. Государственная премия СССР (1946, 1951). Ленинская премия (1965).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович
(30.6.1894–5.4.1977), актер и режиссер, 2?кратный лауреат Сталинской премии (1946, 1951), лауреат Ленинской премии (1965), Герой Соц. Труда (5.4.1973), нар. артист СССР (1948). С 1913 учился на юрид. ф?те Моск. ун?та. С 1915 актер, ученик в студии Е.Б. Вахтангова. С 1920 актер и режиссер 3?й студии Моск. худ. театра (МХТ), в 1924–36 артист МХТ. В 1924–36 создатель и рук. театральной студии (с 1927 – Театра?студии); в 1924 поставил свой первый спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя. В 1932–35 худ. рук. Центр. театр Красной Армии, в 1936–39 – Драм. театра им. М. Горького (Ростов?на?Дону). С 1940 преподаватель, с 1947 проф. Гос. ин?та театрального искусства им. А.В. Луначарского. Одноврем. с 1940 гл. режиссер Театра им. Моссовета. В 1941 поставил героико?романтич. спектакль «Надежда Дурова» К.А. Липскерова и А.С. Кочеткова, спектакли «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре (1944) и «Отелло» У. Шекспира (1945). В спектакле «Нашествие» Л.М. Леонова (1943) передал духовную стойкость народа. Тема войны нашла отражение в постановках «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (1946), «Мужество» по повести Г.С. Березко «Ночь полководца» (1947). С 1944 чл. ВКП(б).
Был женат на В.П. Марецкой, затем на Г.С. Улановой (их брак фактич. распался в конце 1940?х гг., хотя развод они официально не оформляли).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Завадский, Юрий Александрович

Род. 1894, ум. 1977. Актер и режиссер, на сцене с 1915 г. Играл на сцене Мансуровской студии (Вахтангова) (1915—1919), 3-й студии МХАТ (1920—1924), МХАТа (1924—1936). Роли: Антоний ("Чудо святого Антония" М. Метерлинка), Пьеро ("Обручение во сне" по "Коту в сапогах" П. Г. Антокольского, собств. пост., 1919), принц Калаф ("Принцесса Турандот", 1922), Чацкий ("Горе от ума", 1925), граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"). Режиссурой занялся еще в 3-й студии МХАТ (1920—1924; спектакли "Любовью не шутят" Мюссе, "Мое" Бена Джонсона, "Ученик дьявола" Шоу, "Школа неплательщиков", "Волки и овцы", "Простая вещь" Б. Лавренева), затем (с 1924) руководил созданной самостоятельно театральной студией — впоследствии (с 1927) Театр под рук-вом Завадского. Был художественным руководителем Центрального театра Красной армии (1932—1935), Ростовского драматического театра им. М. Горького (1936—1939), главным режиссером Московского театра им. Моссовета (с 1940).


Режиссерский дебют на большой сцене — "Мстислав Удалой" И. Прута (ЦТКА), "Гибель эскадры" А. Е. Корнейчука (там же). Другие постановки: "Любовь Яровая" (Ростовский драмтеатр), "Горе от ума" (там же), "Враги" (там же), "Мещане" (там же), "Разбойники" (там же), "Дни нашей жизни" (там же), "Человек с ружьем" Н. Погодина (там же), "Укрощение строптивой" (там же), "Отелло" (там же), "Трактирщица" (1940, театр им. Моссовета), "Укрощение строптивой" (там же), "Виндзорские насмешницы" (там же), "Машенька" (1941, там же), "Надежда Дурова", "Нашествие" (1942), "Чайка" (1945), "Рассвет под Москвой" (1951), "Вишневый сад" (1960, Нью-Йорк), "Маскарад" (1964), "Шторм" Б. Билль-Белоцерковского (1967), "Петербургские сновидения" (1969). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1946, 1951). Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1973). Педагог ГИТИСа (с 1940).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008