ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович
псевд. Ильязд, Эли Эганбюри) (9.4.1894, Тифлис 25.12.1975, Париж) - искусствовед, график, поэт, прозаик. Из семьи преподавателя французского языка М.А.Зданевича, правнука сосланного на Кавказ польского аристократа, и пианистки, ученицы П.Чайковского, урожденной В.К.Гамкрелидзе, чьи предки занимали административные должности в закавказских губерниях. Брат художника Кирилла Зданевича. Во время поездки с отцом по России (1910) впервые увидел произведения новейшей западноевропейской живописи. Окончив в 1911 с серебряной медалью 1-ю тифлисскую мужскую гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Познакомился с В.Бартом, М.Ле Дантю, М-Ларионовым, Н.Гочаровой, В.Маяковским, А.Крученых. Переписывался с родоначальником футуризма Ф.Маринетти, пропагандировал его манифесты. Один из авторов манифеста «лучистов».
В январе 1913, приехав в Тифлис на каникулы, встретил Н.Пиросманашвили, которого считал «одним из величайших мастеров современной живописи»; вместе с братом и Ле Дантю привез его картины (в том числе портрет З.) в Москву, где они были показаны на выставке «Мишень» (1913). Написал первую статью о Пиросманашвили в газете «Закавказская речь» (10.2.1913) и обращение с призывом помочь ему в газете «Восток» (22.6.1914). В 1913 издал книгу о творчестве Ларионова и Гончаровой и опубликовал в журнале «Аргус» написанный совместно с Ларионовым манифест «Почему мы раскрашиваемся». Выступал с докладами об авангардистском искусстве, в том числе в «Бродячей собаке» (1914), в 1916 участвовал в издании журнала «Бескровное убийство». Написал первую драму на «заумном» языке «Янко круль албанскай». Вспоминал впоследствии: «Я действительно был футуристом (и первый в России заговорил о нем в конце 1911 года), но уже в 1914 году слово это потеряло всякий смысл, ...объединяя скорее людей, а не идеи. И с 1914 года я футуристом больше не называюсь (заумником - да, но это совсем не то же)».
После февральской революции организовал общество «Свобода искусству», противостоявшее профессиональному Союзу деятелей пластических искусств и созданной М.Горьким Комиссии по делам искусств; выступил вместе с В.Мейерхольдом, С.Прокофьевым и Н.Пуниным против идеи учреждения министерства изящных искусств, выдвинутой А.Бенуа, как попытки «захватить заведывание искусством», настаивая на полном его «самоопределении». По окончании в 1917 университета служил некоторое время в секретариате А.Керенского. В мае вернулся с братом в Тифлис.
Участвовал как фотограф и художник в экспедиции профессора Е.Такайшвили, изучавшей древнегрузинскую архитектуру на территории турецкой Грузии (июнь-окт. 1917). В независимой Грузии возглавил авангардистов, объединившихся в ассоциацию «Университет 41°» (Крученых, К.3даневич, И.Терентьев и др.), написал новые заумные драмы - продолжение «Янко», оформил книги свои и товарищей по ассоциации, в том числе сборник «Софии Георгиевне Мельниковой.
Фантастический кабачок» (Тифлис, 1919).
В октябре 1920 выехал во Францию с разрешения грузинских властей для ознакомления с новыми течениями искусства. Провел год в Константинополе, ожидая французскую визу, в октябре 1921 приехал в Париж: жил первое время у Ларионова. Пытался создать ячейки «Университета 41°», организовал вместе с С.Ромовым группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры, устраивал с этой целью выставки, благотворительные балы, банкеты (в честь Маяковского в 1922, Крученых в 1923 и др.). Сблизился с дадаистами и сюрреалистами, в том числе с С.Шаршуном, П.Элюаром, Ж.Кокто, Р. и С.Делоне. В 1923 были изданы «заумные» драмы З. «Лидантю фарам» (экспонировалась в 1925 в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже) и «Остраф Пасхи». Роман «Восхищение», законченный в 1927 и отвергнутый в 1928 московским издательством «Федерация» за «мистику», был издан З. в Париже в 1930 (репринт в Беркли, США, 1983; на франц. яз. в 1987), Отвечая на советскую критику романа, З. писал, что «восхищение не мистика, это чувство революционное и революцию сопровождающее» и что роман, где он «воссоздал окружение гор подлой империей», является его вкладом «в общее дело». После непродолжительной службы в 1924 переводчиком в советском полпредстве стал художником по тканям, работая сначала для С.Делоне, затем на фабрике Блак Белэр, вошедшей в 1928 в фирму Шанель; с 1933 по 1937 ее директор, организовал филиалы фирмы в Англии. Был женат в 1926-39 на натурщице Аксель (Симоне-Элизе) Брокар, в 1940-43 - на нигерийской принцессе Ибиронке Акинсемойин, арестованной правительством Виши и отправленной в концлагерь.
Выпустил сборники сонетов «Афет» (1940) и «Rahel» (1941), книги «Письмо» (1948) и «Пиросманишвили» (1973, на франц. яз. с иллюстрациями П.Пикассо). Восстановил в 40-е издательство «41°», привлек к оформлению книг по своим макетам Пикассо, А.Дерена, А.Матисса, Ф.Леже, Л.Сюрважа, М.Шагала и др.; среди этих книг - антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» (1948). В 1968 женился на художнице-керамистке Элене Дувр и сам занялся керамикой. Работал также в 60-е как график, оформив книги Р.Османа и П.Элюара,

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович
(псевд. ИЛЬЯЗД) 21.04.1894 (Тифлис) - 25.12.1975 (Париж). Художник книги и поэт. Сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии Михаила Андреевича Зданевича и пианистки Валентины Кирилловны Гамкрелидзе. Предки по материнской линии в XIX веке занимали важные административные должности на Кавказе. Брат Кирилл (1892-1969) стал художником и искусствоведом. В 1911, по окончании 1-й мужской гимназии в Тифлисе, поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Познакомился с В. С. Бартом, М. В. Jle Дантю, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой и В. В. Маяковским, увлекся новыми течениями и вскоре стал одной из главных фигур русского футуризма. 18 января 1912 выступил с полемическим докладом о футуризме на диспуте «Союза молодежи» в Троицком театре миниатюр в Петербурге. 23 марта 1913 изложил принципы футуризма на диспуте в Политехническом музее в Москве перед открытием выставки «Мишень»; 5 ноября 1913 на закрытии выставки Гончаровой в Москве прочел доклад «Всечесгво», призывающий к отказу от идей футуризма и синтезу всех видов и направлений искусства; опубликовал совместно с Ларионовым «Да-манифест», предвосхитивший декларации дадаистов («Театр в карикатурах». 1914. 1 янв. С. 19), и манифест «Почему мы раскрашиваемся? » («Аргус». 1913. № 12. С. 114-118), пропагандирующий футуристический грим. В 1913 под псевдонимом «Эли Эганбюри» опубликовал книгу «Н. Гончарова, М. Ларионов ». В том же году, приехав на каникулы в Тифлис, встретил Н. Пиросманашвили, привез его работы в Москву и показал на выставке «Мишень». В 1914 неоднократно выступал с докладами об авангардистском искусстве в «Бродячей собаке» и стал одним из авторов манифеста литературной группы «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, Н. Н. Асеев и др.). В 1916 выпустил единственный номер газеты «Бескровное убийство» (совм. с Ле Дантю, В. М. Ермолаевой и Н. Ф. Лапшиным). В 1915-17 был кавказским корреспондентом петербургской газеты «Речь». В марте 1917 организовал общество «Свобода искусству!», в противовес горьковской Комиссии по делам искусств; выступал с докладами на митингах о преобразованиях в сфере культуры. Вместе с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Пуниным и С. С. Прокофьевым опубликовал воззвание, направленное против идеи создания «министерства искусств», выдвинутой А. Н. Бенуа. По окончании университета весной 1917 недолго служил в секретариате А. Ф. Керенского, затем вернулся с братом в Грузию. В июне-октябре 1917 в качестве фотографа и художника участвовал в экспедиции Тифлисского археологического общества для описания памятников древней грузинской культуры на территории Турции, занятой в то время русскими войсками. Вернувшись в Тифлис, вместе с А. Е. Крученых, К. М. Зданевичсм и И. Г. Терентьевым создал авангардистское объединение «41°» и одноименное футуристическое издательство. Организовал выпуск малотиражных сборников «заумной поэзии», экспериментировал со шрифтом, полиграфией и общим оформлением книги. Иллюстрировал и оформил книги Терентьева («17 ерундовых орудий», «Рекорд нежности », «Трактат о сплошном неприличии» и др.) и Крученых («Миллиорк» и «Лакированное трико»), а также собственные драмы на «заумном» языке: «Янко, круль албанскай», «Остраф пасхи», «згА Якабы». Опубликовал типолитографии в коллективном сборнике «Софии Георгиевне Мельниковой» (Тифлис, 1919). В ноябре 1920 через Батум выехал с грузинским паспортом в Константинополь и около года провел там в нищете, ожидая французскую визу. В ноябре 1921 приехал в Париж, где первое время жил у Ларионова. Стал секретарем (1922), затем председателем (1925) Союза русских художников в Париже и был одним из устроителей благотворительных балов в помощь художникам. Выступал с докладами и поэтическими чтениями. Вместе с С. М. Ромовым организовал группу «Через» (1 марта 1923), которая ставила своей целью установление контактов между русскими и французскими деятелями искусств. 31 мая 1923 устроил вместе с редакцией журнала «Удар» публичное чествование приехавшего в Париж Маяковского. Посещал собрания дадаистов и сюрреалистов, сблизился с П. Элюаром, Ж. Кокто, Дж. де Кирико, Т. Тцара, С. И. Шаршупом, Р. и С. Делоне. Познакомился с П. Пикассо, который стал его близким другом и соавтором ряда творческих проектов. В 1923 написал, оформил и опубликовал под псевдонимом Ильязд заумную драматическую поэму «ЛидантЮ фАрам», посвященную памяти Ле Дантю (экспонировалась в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925). В 1927 написал роман «Восхищение», который предполагался к выпуску в СССР, но был отвергнут московским издательством «Федерация» и издан в Париже под издательской маркой «41°» (1930). С 1927 по рекомендации С. П. Дягилева работал художником по тканям на фирме «Блак Белэр» (позже вошла в компанию «Шанель»), в 1933-37 был ее директором и организовал филиалы в Лондоне и Бирмингеме. В 1942 женился (третьим браком) на владелице керамической мастерской Элен Дуар, под влиянием которой занялся керамикой. С 1940-х сосредоточился на издательской деятельности. Возродил издательство «41°» для выпуска коллекционных малотиражных книг и привлек к их оформлению П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ф. Леже, 77. Сюрважа, М. 3. Шагала, Г. Арпа и др. Разрабатывал идею и общую композицию каждого издания, рисунок текста, раскладку листов, тип и фактуру бумаги, художественно-полиграфическое решение. В числе выпущенных издательством книг антология русской и французской «заумной » поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poesie de mots inconnus», 1949). Опубликовал книги своих стихов и прозы: «Афет» (1940; с иллюстрациями П. Пикассо), «Rahel» (1941; во французском переводе П. Элюара, с иллюстрациями Сюрважа), «Приговор безмолвный» (1961; иллюстрации Ж. Брака и А. Джакометти), «Письмо» и «Пиросманашвили» (1948 и 1973; обе с иллюстрациями Пикассо) и др. Исполнил ксилографии для книги «Стихи и деревья» Р. Османа (1961) и оформил «Поэму прозрения» Элюара (1965). В 1976 выставка памяти художника состоялась в Музее современного искусства города Парижа, в 1978 — в Национальном музее современного искусства, в 1987 в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1994—95 издательства «Гилея» (Москва) и «Голубой всадник» (Дюссельдорф) совместно выпустили первые два тома пятитомного собрания его сочинений.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999