ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Найдено 1 определение
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
введено в России в 1864, преобразовано в 1890. Учреждения земского управления разделялись на губернские и уездные. Распорядительными органами являлись земские собрания, исполнительными - земские управы. Земские гласные (выборные представители) разделялись на три группы - дворянскую, недворянскую (из лиц, удовлетворяющих тем же условиям, что и дворянская группа) и крестьянскую. Число гласных дворянской группы обыкновенно равнялось совокупной численности обеих других групп. Гласные каждой группы избирались соответствующими избирательными собраниями, причем для крестьянских гласных такими собраниями служили волостные сходы. Для избрания земских гласных двумя первыми избирательными собраниями были установлены определенные требования, среди которых наиболее видное место занимал земельный ценз. Владение землей в количестве от 125 до 200 десятин и другим недвижимым имуществом ценностью не ниже 15 тыс. руб. давало право избирать и быть избираемым в первых двух собраниях; лица, владеющие землей в размере не менее 1/10 земельной нормы и другим недвижимым имуществом ценностью не ниже 1500 руб., имели право участвовать в избрании уполномоченных в избирательные собрания. Другими условиями, кроме ценза, служили: подданство, 25-летний возраст, принадлежность к мужскому полу и неопороченное поведение. Для участия в волостных сходах при избрании гласных от крестьян закон не устанавливал ценза; притом же сходы выбирали лишь кандидатов в гласные, из числа которых уже губернатор собственной властью отбирал гласных. Помимо гласных, в состав уездных земских собраний входили представители казенных ведомств, депутаты от духовного ведомства и городские головы. В состав губернских земских собраний входили в определенном числе гласные, избираемые уездными земскими собраниями, и, кроме того, представители казенных интересов, уездные предводители дворянства или председатели уездных съездов и депутаты от духовенства. Земские управы, как исполнительно-распорядительные учреждения, состояли из членов, избираемых соответствующими земскими собраниями. Как губернские, так и уездные земские собрания имели ежегодно одну очередную сессию, причем уездные предшествовали губернским. К предметам ведомства земских учреждений относились вопросы местного благосостояния, главным образом хозяйственного характера, в частности: заведование земскими повинностями и принадлежащими земству имуществами, выборы должностных лиц, дорожная часть, забота о народном здоровье и образовании, попечение о развитии земледелия, торговли и промышленности, издание обязательных постановлений по пожарной, санитарной части и др., ходатайства о местных пользах и нуждах перед правительством и пр. Земские учреждения находились под контролем правительственных органов, как местных, так и центральных.
Большинство постановлений земских собраний требовали утверждения губернатора или министра внутренних дел. В качестве местных органов, обсуждающих правильность и законность постановлений земских собраний, выступали губернские по земским делам присутствия, куда и поступали протесты губернатора на постановления земских собраний. Этим последним было предоставлено право обжалования постановлений губернского по земским делам присутствия в сенат. Земские учреждения были введены в 34 губерниях, но вскоре общественная самодеятельность земств столкнулась с недоверием со стороны центральной и местной правительственной власти. Последовал ряд ограничений компетенции земских учреждений и мер к усилению надзора местной администрации над земскими учреждениями. В 1890 земские учреждения подверглись существенному преобразованию в смысле передачи преобладающего участия в земстве дворянству и усиления вмешательства губернской власти в дела земского хозяйства. В 1900 продовольственное дело было изъято из ведения земств и ограничено право земств повышать земские сборы (закон о предельности земского обложения). В 1902 воспрещены оценочно-статистические работы. Попытки подчинить бюрократической опеке земскую медицину (1899) и земскую школу (1901) не имели успеха. В 1903 в шести западных губерниях были введены т.н. земские учреждения, хотя фактически эти губернские и уездные земские комитеты не избирались населением, а назначались министром внутренних дел и губернаторами и представляли собой коллегиальные учреждения для заведования некоторыми делами местного хозяйства.
С. Ю.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
96.71 кб

Земское самоуправление на Дальнем Востоке, 1917—1922 гг.

Георгий Яковлевич Тригуб
Читать PDF
473.89 кб

Роль земского самоуправления в развитии народной экономики

Тебиев Борис Каз-Гиреевич, Авдеев Александр Анатольевич
Рассматривается один из важнейших аспектов многогранной деятельности земских учреждений досоветской России экономическая помощь крестьянским хозяйствам, опыт которой не утратил своей актуальности и в наши дни.
Читать PDF
884.93 кб

Дореволюционная историография земского самоуправления в России

Горбачева Н. Г.
Исследуется дореволюционная историография земства и выделяются ее основные направления, прослеживаются развитие дискуссий по узловым проблемам, связанным с деятельностью и историей земства, и динамика появления публикаций, посвяще
Читать PDF
393.48 кб

Кадетский Центральный комитет о земском самоуправлении в России

Кувшинов В. А.
В статье рассматривается вопрос о влиянии партии кадетов на развитие местного, в частности земского, самоуправления в России. Автор реконструирует ряд важных событий начала XX в.
Читать PDF
80.17 кб

Власть и выборы в земское самоуправление во второй половине XIX века

Горбачёва Надежда Георгиевна, Корниенко Сергей Иванович
На современном этапе государственного строительства и формирования в России гражданского общества одной из важнейших остается проблема отношения государственной власти к местному самоуправлению.
Читать PDF
62.34 кб

Значение земской реформы в формировании идей местного самоуправления

Шамхалов Махач Абдулафисович
В статье анализируется значение земской реформы для российского конституционализма, выделяются аспекты и составляющие реформы, на основе которых сформировались идеи и институты муниципального управления в России.
Читать PDF
263.36 кб

Архивное документальное наследие органов земского самоуправления России

Угрюмова Мария Викторовна
В статье рассматриваются вопросы о формировании, использовании и сохранности архивных фондов органов земского самоуправления России (1864-1919 гг.
Читать PDF
606.74 кб

Историография истории земского самоуправления в России современного периода

Черножуков Алексей Сергеевич
Читать PDF
283.75 кб

ЗЕМСКИЙ ОПЫТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОХРАНИТЬ УНИКАЛЬНОЕ РОССИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Шульгин Павел Матвеевич, Штеле Ольга Евгеньевна
В статье дается очерк системы земского самоуправления в России. Рассматриваются направления деятельности земств и основные результаты Земской реформы.
Читать PDF
34.72 мб

Земское и городское самоуправление России (вторая половина ХIХ –начало ХХ вв. )

Владимир Иванович Червонюк
Начиная с 1990-х гг. муниципальные реформы в современной России приняли перманентный и, по всей видимости, необратимый характер.
Читать PDF
228.70 кб

Особенности земского и городского самоуправления в России на рубеже XIX-XX веков

Покатило Андрей Николаевич
Обозначена необходимость глубокого анализа вопросов становления земского и городского самоуправления на рубеже XIX-XX вв.
Читать PDF
467.15 кб

Формирование и деятельность земских органов самоуправления бурят (1917-1920 гг. )

Шагдурова Ирина Никитична
В статье рассматривается процесс формирования земских органов самоуправления бурят.
Читать PDF
162.29 кб

Финансовая политика земских органов самоуправления Среднего Поволжья в 1907-1917 гг

Ростова Т.А.
Статья посвящена финансовой деятельности органов местного самоуправления Среднего Поволжья дореволюционной России. Рассматриваются основные направления финансовой деятельности земских учреждений.
Читать PDF
182.73 кб

Исследование истории земского самоуправления в 1917 г. В отечественной историографии

Тропов Игорь Анатольевич
В статье проанализированы этапы изучения истории земского самоуправления периода революции 1917 г. в России. Рассмотрены основные достижения и проблемы в изучении истории земства с 1917 г.
Читать PDF
272.65 кб

Деятельность органов земского самоуправления наЮжном Урале в условиях Первой мировой войны

А.В. Молодчик, М.С. Нагорная
На основании широкой источниковой базы в статье раскрываются некоторые аспекты деятельности органов земского самоуправления Южного Урала (Оренбургской и Уфимской губерний) в условиях Первой мировой войны, в том числе местных комит