Зенькович, Николай АлександровичЗеньковский, В. В

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Найдено 2 определения термина ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Зеньковский, Василий Васильевич

Род. 1881, ум. 1962. Религиозный философ, историк русской философии. В 1919 г. покинул Россию, жил в эмиграции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

4,7.1881, Проскуров, Подольской губ. 5.8.1962, Париж) - религиозный философ, историк философии, психолог и церковно-общественный деятель. Отец З. был педагогом и одновременно церковным старостой, дед священником. До 14 лет З. был очень религиозен, в 15 лет под влиянием произведений Д. Писарева пережил сомнение в вере, увлекся науками. Намереваясь стать врачом, предполагал сначала основательно изучить естественные науки. По окончании киевской гимназии З. в 1900 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета.

Здесь он много работал по всем дисциплинам, но особенно по электрохимии и электрофизиологии растений. На 2-м курсе естественного факультета (1902) поступил в семинар профессора Челланова и стал заниматься психологией и философией (позднее, после отъезда Челланова в Москву, в 1905 семинар перешел в ведение З. В студенческие годы, испытывая внутреннюю потребность решить для себя вопросы веры, все свое свободное время в течение двух лет посвящал изучению основ христианства, истории церкви: прочитал сочинения Вл.Соловьева и благодаря его влиянию окончательно встал на позиции религиозного мировоззрения. В юности З. сотрудничал в нескольких газетах: «Юго-Западная неделя», «Юго-Западный край» (где раз в неделю помещал философский фельетон), «Народ». С 1902 печатал статьи по психологии и философии в журналах «Педагогическая мысль» и «Вопросы философии». К этому периоду относится его сближение с С.Булгаковым.

Государственные экзамены на естественном факультете З. не держал, с осени 1904 перешел на историко-филологический факультет: сначала на философское, потом на классическое отделение. Осенью 1905 вместе с профессорами Киевской Духовной академии стал организатором киевского Религиозно-Философского общества, в котором был заместителем председателя, ас 1911 - председателем. По окончании университета (1909) был оставлен при нем для подготовки к профессуре. Одновременно приглашен преподавать на Женских курсах, где читал циклы лекций «Введение в философию» и «Психология детства». Через год начал читать курсы по общей психологии и психологии детства в Институте дошкольного воспитания, где через 2 года был избран директором. В 1912 выдержал магистерский экзамен и был утвержден штатным доцентом при кафедре философии. Одновременно работал над диссертацией. Летом 1913 и 1914 побывал в Италии, Австрии и Германии, где продолжал работать над диссертацией. В мае 1915 в Московском университете состоялась защита его магистерской диссертации «Проблема психической причинности», которая считалась одной из лучших работ на эту тему как в русской, так и в мировой науке. С 1915 З. - экстраординарный профессор психологии Киевского университета.

После революции 1 917 против воли был вовлечен в политическую деятельность: неожиданно для самого себя стал министром исповеданий в правительстве гетмана П.Скоропадского (1918), надеясь помочь церкви в трудное время. Это была единственная попытка З. принять участие в политической деятельности. В 1919 был членом Украинского Церковного Собора.

В январе 1920 З. покинул Россию. В эмиграции вначале был профессором философии в Белградском университете сразу на двух факультетах - богословском и философском (1920-23). В Белграде З. стал членом студенческого православного кружка (по приглашению студентов). В 1923 брат З., живший в Праге, добился его приглашения во вновь организованный Русский педагогический институт, где З. занял кафедру экспериментальной и детской психологии, а позднее возглавил весь институт. В 1923 З. принял активное участие в съезде русских эмигрантских кружков молодежи. Съезд положил начало Русскому студенческому христианскому движению, председателем которого З. был избран в 1924 и оставался им до самой смерти, В 1926 чешское правительство прекратило субсидию Педагогическому институту, и З.

воспользовавшись полученной им Рокфеллеровской стипендией, поехал в США для изучения постановки там религиозного воспитания; пробыл в Америке 9 месяцев. По возвращении, летом 1927, обосновался в Париже (где прожил всю оставшуюся жизнь), являясь профессором Богословского института.

В 1939 за день до объявления войны французские власти арестовали З. и без суда, следствия и даже обвинения заключили в Центральную тюрьму в Париже, где он провел 40 дней в одиночной камере, после чего был отправлен в лагерь; здесь, несмотря на заступничество ученых и церковных деятелей, пробыл 14 месяцев, стараясь нравственно поддерживать заключенных. Пребывание в одиночной камере и в концлагере привело З. к решению принять священство, и в марте 1942 он был рукоположен митрополитом Евлогием (позднее Евлогий полагал сделать З. епископом, своим преемником, но З. отказался - по природному смирению, нелюбви к парадной стороне епископской деятельности и по состоянию здоровья).

В 1948 получил степень доктора за монографию «История русской философии» (2 тт. Париж, 1948-50). Во Франции З. занимался церковно-общественной, научной и педагогической деятельностью.

Участвовал в работе нескольких организаций, но прежде всего Русского христианского студенческого движения, Движение включало не только студентов, но интеллигентов всех возрастов.З. говорил: члены движения студенты, т.к. стремятся к просвещению. Он мыслил движение как живую силу церкви, которая формирует церковную интеллигенцию, задача которой - построение православной культуры: был убежденным сторонником аполитичности церкви. Другая важная сторона деятельности З. - работа в Парижском Богословском институте, где он преподавал философию, психологию, педагогику, апологетику и историю религии; пользовался большим личным влиянием в совете профессоров; играл важнейшую роль в финансовой жизни института - составлял бюджет, следил за его исполнением, хлопотал о деньгах и т.п. Институт сыграл большую роль в истории православного богословия, сохранив традиции русской богословской школы.

Взгляды З. в целом сформировались под влиянием религиозных исканий Н.Гоголя, Л.Толстого и философского учения Вл.Соловьева. Основные работы З. посвящены истории русской философии, своеобразие которой он видел в ее религиозной устремленности, в преобладании историософских и этико-антропологических тем; русский материализм З. рассматривал как извращенную форму религиозного сознания. Был пионером в создании христианской антропологии - христианской науки о человеке.

З. был духовным отцом множества людей: он обладал даром «душеводительства и душепопечения», и к нему тянулись страдающие люди, которым он помогал разобраться в запутанности их внутреннего мира, давал советы по самым разнообразным вопросам - семейной жизни, воспитания детей, научным проблемам и др. Воспоминания современников добавляют штрихи к портрету этого замечательного человека: по самосознанию он был «русским украинцем» - т.е. считая себя украинцем, рассматривал украинский народ как ветвь русского народа: украинского языка не знал, говорил порусски, но с типичным южным акцентом; свободно владел французским, немецким, английским языками: по складу ума считал себя историком, т.к. любое явление старался понять и оценить в исторической перспективе; по политическим убеждениям был конституционным монархистом; был очень предан семье и всю жизнь помогал родным, особенно матери, которая после революция осталась в России: был не просто семьянином, но вообще почитателем семейного начала, видя в семье дарованную Богом полноту жизни: всегда жил в бедности, но имел все необходимое - пропитание, деньги на покупку книг, поездки, подарки, лечение (всегда в обрез!): отличался редкой душевной добротой, никому не отказывал в помощи; советы давал мягкие, всегда стремился всех «понять и простить». Знал за собой «пассивное отношение к своей судьбе», «неумение, а потому нежелание «строить свою жизнь». Однако в старости писал: «Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу в ней какую-то логику, рисунок, который был создан не мною, но выявлению которого содействовало мое пассивное отношение к судьбе».

В июне 1962 З. перенес операцию по удалению желчного пузыря и камней желчного протока, после чего развилось осложнение в виде уремии, приведшее к смерти, Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже,

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Найдено научныех статей по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Найдено книг по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Найдено презентаций по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Найдено рефератов по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!