ЗЕНОБИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЗЕНОБИЯ
Зиновия, Септимия — вторая жена правителя Пальмиры Одената, после убийства к-рого в 267 объявившая Пальмирское царство независимым. 3. была регентшей при своем сыне Вабаллате и расширила пределы своего царства вплоть до М. Азии, Аравии и Египта. В 271 приняла титул Августы. При ней Пальмира украсилась роскошн. зданиями, к ее двору были созваны греч. художники и ученые. 3. потерпела пораж. от Аврелиана под Антиохией и Эмесой. В 272 попала в плен. В 274 в числе др. пленников прошла в триумфал. процессии. Остаток жизни провела в поместье в Тибуре (ныне итал. Тиволи).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Зенобия
лат. Zenobia)
   супруга пальмирского царя Одената (сер. III в. н.э.), ставшая после его смерти царицей Пальмиры. Вела широкую экспансионистскую политику, стремясь расширить свое влияние на весь Восток. Император Аврелиан, взяв и разрушив Пальмиру, пленил З. и привез ее в Рим.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Жена сирийского аристократа, Одената Пальмирского, возглавлявшего собственную армию и римскую с 262 по 267 на Востоке и фактически управлявшего Восточной империей. Это был расцвет Пальмиры - города, построенного в оазисе на торговом пути между Сирией и Вавилоном. После убийства мужа, возможно организованного ею же, Зенобия объявила Пальмирское царство независимым и стала единолично править; она была человеком огромного ума, но неукротимых амбиций. Ее армии опустошали Малую Азию и Египет, пока император Аврелий не выступил против них, провел серию удачных кампаний и осадил Зенобию в Пальмире. После пленения в 272 ее показывали народу в триумфальной процессии Аврелиана, а потом содержали на вилле в Тибуре (ныне Тиволи).
   Чосер достоверно рассказывает о ней под именем Сенобии, жены Оденейка, в "Рассказе монаха", почерпнутом им из "Судеб знаменитых мужчин и женщин" Боккаччо (хотя он относит ее к Петрарке). Здесь Зенобия помещена в один ряд с Геркулесом, Александром Великим, Юлием Цезарем и Нероном.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЗЕНОБИЯ
   • Zenob?a,
         ???????,
       1. дочь Митридата, царя Армении, вышедшая замуж за своего двоюродного брата Радамиста, который с 34 г. повелевал кавказскими иберами и домогался армянского престола. Радамист совершил много злодеяний над родителями, братьями и сестрами; он должен был бежать от Тиридата, парфянского принца, завладевшего Арменией. Во время бегства З. просила мужа убить ее, чтобы избавить от позорного плена. Муж нанес ей удар мечом и бросил ее в волны Аракса; но пастухи вытащили ее. Затем она досталась Тиридату, который относился к ней с уважением и почтением. Tac. ann. 12, 44 слл. 13, 6 слл.;
       2. жена Одената Пальмирского. В половине 3 в. от Р. X. он со славой господствовал, как один из тридцати тиранов, на востоке Римской империи, над персами и арабами. Оденат был низкого происхождения; в юности он развил свою физическую силу в борьбе с дикими зверями. Как предводитель арабов, он, вероятно, сначала сражался против Рима, пока нападения персов под предводительством надменного Сапора не заставили его поближе сойтись с Римом. Великодушный и храбрый Оденат, к которому Сапор относился с гордостью и неуважением, разгневался и повел свои войска на персидского царя и победил его в 261 г. на берегу Евфрата. После этого он принял царский титул, прогнал персов со всех мест на Евфрате, осадил Ктезифон и обезопасил границы государства. В эпоху беспорядков, известную под именем эпохи тридцати тиранов, он получил в благодарность от римского сената императорское достоинство на Востоке; но уже в 267 г. он пал от руки одного из своих близких родственников. По несовершеннолетию сыновей правление перешло к его жене З., женщине замечательной красоты и мужественного характера, принимавшей участие в походах мужа и в управлении государством. Она была, вероятно, арабского происхождения, как и сам Оденат, хотя на монетах она называется римским именем — Септимией. Изнеженный император Галлиен пытался захватить по смерти Одената (256 г.?) его царство и послал с этой целью войско, которое, однако, было разбито и уничтожено З. Treb. Poll. Gall. 13. Клавдий, вступивший на престол по смерти Галлиена, не выступал против З., которая успела в это время расширить свое государство за счет Египта и Передней Азии в битвах с римскими полководцами, так что почти весь Восток был подчинен ей. Но когда на престол вступил Аврелиан, то он отправился в Азию с большим войском, подчинил земли Передней Азии, разбил в нескольких сражениях З. (272 г.), завоевал Антиохию и направился на Пальмиру. У Эмесы произошло кровопролитное сражение; с трудом Аврелиан одержал здесь победу. Zos. 1, 52. Vop. Aurel. 25. З. бежала в Пальмиру, преследуемая римлянами, которые понесли большие потери в песчаных пустынях от неприятельской конницы и зноя. З. рассчитывала на помощь персов и арабов, но напрасно. Осажденная в главном городе, она должна была наконец бежать из него; ее преследовали и взяли в плен, после чего сдалась и Пальмира, в 273 г. Аврелиан наказал советников ее, в их числе философа Лонгина, т. к. З., обвиненная в том, что она была виновницей войны, и потерявшая присутствие духа, в решительную минуту свалила на него всю вину. В Риме ее вели в триумфальном шествии, украшенную золотыми цепями. Впоследствии император подарил ей поместье у Тибура; потомки ее пользовались известностью в позднейшее время. Treb. Poll. trig. tyr. 26. Eutr. 9, 9. З. была женщиной громадных способностей, поразительной красоты, необыкновенной нравственности, рано закаленная во всех опасностях; ее любили, ей удивлялись ее подданные и воины. В сражении она выказывала необыкновенную храбрость; выносила всякие трудности, проходила пешком впереди своего войска иногда несколько миль, была отважной наездницей. Вместе с тем она была очень образованна, понимала и говорила на латинском, греческом, египетском и сирийском языках и знала притом историю Востока. Одни считали ее язычницей, другие христианкой; но на основании древних свидетельств, кажется, она исповедовала иудейскую религию.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884