Зевс

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗЕВС
верховный бог в греческой мифологии, громовержец, ему соответствует римский Юпитер.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Зевс
Деян 14.12,13)-главный среди богов древних греков (у римлян-Юпитер), считавшийся отцом богов и людей. Этому божеству Антиох Епифан хотел принудить поклоняться евреев, поставив ему жертвенник в иерусалимском храме.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Зевс
верховный бог древнегреческого пантеона, отец богов и людей, царь среди богов. Получил в удел небо, разделив власть над миром со своими братьями, богом моря Посейдоном и Аидом. В качестве Зевса Сотера (Спасителя) почитался как охранитель прав личности и государства. Как Зевс Дибиранский это божество почиталось на территории Нижней Мезии, откуда в Херсонес для несения гарнизонной службы присылались римские военнослужащие фракийского происхождения.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ЗЕВС
др.-греч. Zeus) - верховный бог в др.-греч. мифологии, почитавшийся как отец и царь богов и людей. Считался сыном титана Крона и Реи. Низверг господство Крона и получил верховную власть над богами и миром. З. ведал всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (З.-"Громовержец", З.-"Тучегонитель"). С развитием рабовладельч. отношений З. приобрел новые функции, став охранителем обществ. порядка. От З. вели свое происхождение мн. знатные роды, ему приписывали установление законов. З. покровительствовал нар. собраниям и советам. Постоянным местопребыванием З. стала гора Олимп(З.-"Олимпиец"). З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов - Аполлона, Артемиды, Арея, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Персефоны и мн. героев - Геракла, Персея и др. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида). В Др. Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЗЕВС
один из главных персонажей мифологии. Владыка неба, величайший из олимпийских богов, сын Кроноса и Реи, брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры и супруг Геры. Он низверг с неба Кроноса и титанов и приобрел верховную власть над богами и людьми. Он господствовал на горе Олимп, в Фессалии, повелевал природой и распоряжался судьбой людей. Впрочем, греки думали, что и сам он должен подчиняться высшему Року. Зевс — учредитель всякого порядка и закона на земле, высшее национальное божество греков, перед которым трепещут боги и смертные. Орудие его — молнии, выкованные для него Гефестом; он производит гром, собирая тучи, вызывает бури одним сотрясением своей эгиды. Его чтили главным образом в Додоне, на острове Крит, где он, по преданию, был воспитан куретами, и в Аркадии. Детьми Зевса от Геры были Арес, Гефест и Геба; от Латоны — Аполлон и Артемида; от Майи — Гермес; от Деметры — Персефона; от Дионы — Афродита; от Семелы — Дионис. Афина родилась из головы Зевса от первой жены его Метиды. Кроме того, от связей Зевса со смертными женщинами произошло множество героев: Геракл, Персей, Диоскуры и т. д. Зевсу посвящены были орел, дуб и голуби. Римляне чтили Зевса под именем Юпитера.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Зевс
в греческой мифологии верховный бог. Имя Зевс индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «орошение», «то, через что все существует». Зевс — сын Кроноса и Реи. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула Кроноса, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Возмужав, Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение Зевса громы и молнии. Затем Зевс начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие. Циклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти: владычествовал над и под землей, вершил суд над мертвыми. Но позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия, локализовался на горе Олимп и из Зевса Критского превратился в Зевса Олимпийского. Против Зевса восстала Гея, наслав на него свое порождение, Тифона, но Зевс победил это существо огненными молниями. Гея породила новых детей — гигантов. Разразилась гигантомахия. Против него стали также Гера, Посейдон и Афина Паллада. Фетида оказала помощь Зевсу, призвав на Олимп сторуких, которые устранили заговорщиков. Зевс — покровитель общественной стороны жизни людей, защитник обиженных и покровитель молящихся. Ему повиновались другие боги. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. Образ Зевса нашел отражение на полотнах П. Рубенса, Н. Пуссена. Соответствует римскому богу Юпитеру.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Зевс
(греч. Zeus, лат. Jupiter), верховный греч. бог, восходящий к индоевроп. божеству неба, отец богов и людей, царь среди богов по образцу положения царя в человеч. обществе, младший сын Кроноса (вследствие этого называется поэтами Кронидом или Кронионом) и Реи. Отцу З. было предсказано, что он будет свергнут одним из своих потомков. Поэтому он проглатывал своих новорожд. детей. Предполагаемое место рождения З. — о. Крит, где он был скрыт от своего отца Крона и вскормлен Амалтеей. Возмужав, З. лишил отца власти и заставил его вернуть на свет ранее проглоч. им детей. Разделив со своими братьями Посейдоном и Аидом власть над миром, З. получил в удел небо. Местопребыванием З. считался Олимп. Он покорил всех своих врагов (гигантов и Тифона). От первой супруги Метиды З. породил Афину. Гл. женой З. считается Гера, его сестра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Илифия. З. имел детей от мн. других богинь и смертных женщин: от Дионы — Афродиту, от Фемиды — гор, от Мнемосины — муз, от Лето — Аполлона и Артемиду, от Деметры — Персефону, от Евриномы — харит, от Майи — Гермеса, от Семелы — Диониса, от Данаи — Персея, от Леды — Елену и Диоскуров, от Алкмены — Геракла, от Эгины — Эака, от Европы — Миноса, Радаманта и Сарпедона, от Антиопы — Амфиона и Зета, от Ио — Эпафа, от Каллисто — Аркада. З. был божеством погоды, восседавшим на небесах или на горе Олимп, собирателем туч и ниспослателем дождя, повелителем молний и грома. Под именем З. Геркей (от греч. herkos — ограда) он почитался как охранитель домашнего хозяйства, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался подателем богатства; З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся богу, в Афинах был посвящен праздник Диасий. З. Ксений (xenos — чужестранец) покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий (hiketes — прибегающий к покровительству) — ищущим защиты у его алтаря. Присяга (horkos) и клятва считались освященными З. Горкием, т. к. в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов; З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу; З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и государства. В Додоне З. как богу мантики (гадания) принадлежал весьма почитавшийся оракул; считалось, что в качестве примет для гадания он посылал молнии, гром, метеоры, сны и пр. З. Ликею в г. Ликей (Аркадия) приносились человеч. жертвы. Ему были посвящены дуб и орел. З. изображался с орлом, скипетром и пучком молний как непрем, атрибутами, иногда — восседающим на троне. Широкой известностью пользовалась хрисоэлефантинная статуя З. в Олимпии работы Фидия, дошедшая до нас лишь по изображениям на монетах. Из сохранившихся изображений З. самое известное — З. из Отриколи эллинистич. времени. В искусстве и литературе последующих эпох имена З. и Юпитер, как правило, используются как синонимы (картины Скьявоне, Веронезе, Г. фон Валена, Л. Коринта; опера Генделя).
        
        рис. Зевс. Римская копия с позднеклассической статуи (Берлин, Государственные музеи).

Источник: Словарь античности. 1989

ЗЕВС
Дий — в греч. миф. верхов. божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греч. божество; его имя чисто индоевроп. происхожд. и означает «светлое небо». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. — Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец З., боясь быть низложен. своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожд. Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родивш. З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согл. др. варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохран. древнейшие фетишист. символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магич. орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушит. и созидат. сила. Изображ. этого двойн. топора встреч. на ритуал. вещах между рогами быка, к-рый на Крите также явл. зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Гл. местопребыв. З. Лабриса, или З. Лабрандского, счит. лабиринт; чудовищный миксантропич. Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. В Дельфах почитался архаич. фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглочен. Кроном, или камень, как пуп младенца З. Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение З. громы и молнии. Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и др. титанами. В титаномахии, продолжавш. десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежден. титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата: З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господствов. на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским). Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но З. побеждает это дикое терратоморфное существо огнен. молниями. По одному из вариантов З. забросил Тифона в Тартар, по др. — навалил на него Этну. Но борьба с хтонич. чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — З.). Т.н. орфич. теогония считала древнейш. владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевид. существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана. Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайш. родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, к-рые устрашают заговорщиков. З. Олимпий-ский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обижен. и покровитель молящих, ему повинуются др. боги. Благодетел. функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель города», «спаситель», «основатель», «Оградитель», Полией — «городской», Полиух — «владетель госуд.». З. Филий — «отчий», «отец», «отеческий». Он следит за соблюдением клятв. З. — помощник воинов и сам стратег, полководец, «воин-ский», «носитель победы». Известен З. Булей — покровитель нар. собрания, скипетродержец, царь, «владыка владык», «совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», к-рому в Афинах был учрежден спец. культ. З. Олимпийский — отец мн. героев, проводящих его божеств. волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Атрибуты З. — эгида, скиптер, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисл., поскольку ряд его функций был возложен на др. богов — исполнителей воли З., находивш. в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и иск-ва. В честь З. Олимпийского устраивались панэллин. Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимн. согласия греч. полисов. З. соотв. рим. Юпитер.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Зевс
греч. Zeus)
   в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера.
   Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   «светлое небо» - верховный греческий бог, царь и отец богов и людей, сын Кроноса и Реи, глава олимпийских богов. З. принадлежит к третьему поколению богов, следующему за титанами. Кроносу было предсказано, что один из его детей свергнет его, поэтому он отбирал у Реи и проглатывал новорожденных детей. Рея отдала мужу вместо З. завернутый в пеленку камень и спрятала младенца в пещере на горе Дикта, где его вскормила коза Амалфея. Когда З. вырос и возмужал, он по совету Метиды напоил отца зельем и заставил его изрыгнуть проглоченных братьев и сестер, а они в благодарность за это отдали ему громы и молнии. Первой супругой З. стала Метида, но он проглотил ее, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Нерожденное дитя Метиды продолжало развиваться в голове З. - это была Афина, появившаяся на свет после удара молота Гефеста. Второй супругой З. была титанида Фемида, впоследствии ставшая богиней справедливости, она породила от него гор и мойр. З. возглавил борьбу с титанами, продолжавшуюся десять лет, и низверг их в Тартар. После победы З. разделил господство над миром с братьями - Посейдону он отдал море, Аиду - царство мертвых, а себе оставил небо. Он считался управителем всех небесных явлений и прежде всего грома и молний; его распространенные эпитеты - «громовержец», «тучегонитель» и т.п. Гея рассердилась на З. за низвержение титанов и наслала на него чудовище Тифона, но З. победил Тифона огненными молниями. Тогда Гея породила других детей - гигантов - и между ними и богами разразилась новая война, в которой все гиганты были перебиты. Чтобы закрепить свое положение царя богов, З. также пришлось воевать со своими ближайшими родственниками Герой, Посейдоном и Аполлоном, устроившими против него заговор. Дочь Нерея Фетида призвала на помощь гекатонхейров, и они победили заговорщиков. После утверждения во власти З. выдал Фетиду за героя Пелея (поскольку узнал, что от нее также может родиться сын, который превзойдет своего отца) и женился на Гере, ставшей его третьей и последней супругой, родившей от него Ареса, Гебу, Гефеста. Помимо нее З. имел множество внебрачных связей с богинями, нимфами и смертными женщинами, породив немало богов и героев. Богами, рожденными З. от богинь, были: от Лето (Латоны) - Аполлон и Артемида, от Деметры - Персефона, от Дионы - Афродита, от Майи - Гермес, от Эвриномы - хариты, от Мнемосины - музы. Смертная женщина Семела родила от З. бога Диониса. З. считался отцом Елены Прекрасной, родившейся от Леды. Его сыновьями были также герои Геракл, Персей, братья Диоскуры, цари и мудрецы Минос, Радамант, Эак и др. Для людей З. выступает блюстителем законов и порядка. Он не раз наказывал человечество, посылая на землю войны и стихийные бедствия, и отдельных людей, накладывая на них проклятия, действующие в течение ряда поколений. Помимо ответственности за погоду З. считался ответственным и за многие другие сферы жизни. Под именем Геркей (Ограждающий) он почитался как охранитель домашнего хозяйства, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался посылателем богатства. З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся, в Афинах был посвящен праздник Диасий. З. Ксений покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий - ищущим защиты у его алтаря. Присяга и клятва считались освященными З. Горкием, так как в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов. З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу, З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и государства. Священными животными З. являлись бык и орел, деревом - дуб, атрибутами - скипетр, эгида, иногда молот. З. изображали могучим властителем зрелых лет, восседающим на троне, со скипетром в руках, с орлом у трона.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   "Отец богов и людей" у Гомера, с которым римляне идентифицировали своего верховного бога Юпитера. Имя Зевс в разных формах в большинстве индоевропейских языков означает "небо" и в самых ранних его культах связано с вершинами гор и принесением дождя и грозы. Он сохраняет молнию как свой атрибут у Гомера, он становится покровителем царей и их законного авторитета, а также семей, гостей и просителей. Свержение им Кроноса и битва с титанами знаменуют триумф олимпийцев над древними греческими божествами. Зевсу посвящались несколько народных или местных греческих культов, хотя история о том, что он был сыном Кроноса и воспитанником Амалтеи, является критской легендой. Его авторитет основывался на могуществе, а не на морали, поэтому, помимо законных детей на Олимпе (Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Дионис), у него было много других любвей и детей (см. Антиопа, Каллисто, Даная, Ио, Леда, Семела).
   В классические времена Зевс стал верховным гражданским богом как покровитель закона и справедливости - таковым он выступает в пьесах Эсхила. Его храмы отличались особенным великолепием; например, в храме Зевса в Олимпии высилась огромная статуя из золота и слоновой кости (работа Фидия), которую видел и описал Павсаний. Позже его имя использовалось стоиками как синоним божественного принципа.
   Из сохранившихся изображений Зевса самое известное - Зевс из Отриколи эпохи эллинизма.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЗЕВС
   • ????,

         Iupiter, сын Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), отсюда ???????, ????????, Saturnius; брат Посейдона, Гадеса, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры, могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель мира, отец богов и людей. Низвергнув в союзе со своими братьями Кроноса и Титанов, он разделил с ними мир: Посейдон получил море, Гадес — подземный мир, а З. небо; земля же и Олимп были их общим достоянием. Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду же, который говорит, что совершенное следует за несовершенным, он младший), он имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Hesiod. theog. 881 слл. Ноm. Il. 15, 187 слл. Его власть больше власти всех остальных богов вместе (Ноm. Il. 8, 18 слл.); поэтому все его боялись и почитали. Впрочем, другие боги оспаривают у него власть: особенно часто сопротивляется ему его жена и сестра Гера, его брат Посейдон и его любимая дочь Афина, потому что они думали, что имеют равную с ним власть, и старались силой и хитростью забрать еe в свои руки (Ноm. Il. 1, 399. 14, 247 слл. 15, 18 слл. 8, 10 слл.); но их старания остаются напрасными, и виновные получают тяжелое наказание. З. господствует на Олимпе, горе Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и облака. Небо есть его настоящее местопребывание; он производит всякие небесные явления. Он бросает молнию, свое страшное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака; а когда он потрясает своей страшной эгидой (см. Aegis, Эгида), то происходят бури и непогоды (????????, ????????????, ???????????, ?????????????, ????????????, ????????????, ??????????, ?????????); с другой стороны, он же и успокаивает элементы, дает ясный день, посылает попутный ветер (?´??????, ?´?????). Устройство природы есть его дело; он производит правильную перемену времен года, т. к. Горы — его прислужницы, его дети от Фемиды. Он властвует над людьми подобно тому, как господствует над богами и природой. Судьба людей находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде находятся злые дары, в другом — хорошие; он разделяет их по своему усмотрению (Ноm. Il. 24, 527); он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Ноm. Il. 8, 69. 22, 209. Хотя он часто отождествляется с роком, но все-таки и против него выступает ??????, как самостоятельная сила, которой он не может избегнуть, см. ??????, Мойра, 3. Как властитель, повелевающий всeм, он знает будущее и настоящее; отсюда он бог всевозможных пророчеств, ??????????? (Ноm. Il. 8, 250), бог голосов и звуков; он возвещает о судьбе, о своей воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц и оракула. Аполлон есть только язык своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести. Он находится также во власти ´??? (ослепления). Ноm. Il. 14, 247 слл. 19, 95 слл. Всякий порядок в жизни людей, законы, право — идут от З. и находятся под его покровительством. Как царь богов (´????, ????????), он есть также и учредитель царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов, за соблюдением клятвы (´??????); он — покровитель народных собраний и совета (??????????, ?????????); Фемида, Дика и Немесида — его союзницы. Подобно тому как он охраняет государство, он охраняет семью и дом; поэтому он, как ´???????, ?????????, имеет в середине каждого двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего защиты (??????, ????????) и вообще всякие постановления законов, обычаев и религии. Таким является З. у Гомера и в последующее время. Все греки почитали и признавали его высочайшим национальным божеством. Самым блестящим праздником в честь его были общественные игры в Олимпии (?. ????????, ????????), в которых принимали участие греки всех племен и земель. В отдельных местах сохранились от древнейшего времени представления З., носившие совершенно иной характер, чем представления гомеровского или олимпийского З. Как бога природы и оракула его чтили уже с древнейших времен в Додоне; эпитеты его ??????????, ?????????? (Ноm. Il. 16, 233). Его считали богом, посылавшим плодородие и пищу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством шума деревьев. Самым древнейшим способом гадания было гадание по шуму священного дуба (?????), изъясняемому жрецами, ?????? или ?????, которые не мыли никогда ног и спали на голой земле (Ноm. Il. 16, 234 сл.). Употреблялись в различные времена и другие способы пророчеств: по шуму ключа, вытекавшего из-под корня дуба, по полету посвященных З. голубей, по звуку медных литавров, повешенных на ветвях дерева, по жребию. С З., царившем в эфире, уже рано вступает в связь богиня Гея, им оплодотворяемая и все питающая земля; додонские жрицы, ????????? (дикие голуби), пели ей песню: «З. был, есть и будет; о величайший бог З.! Земля дает плоды, поэтому называйте матерью Гею». Жрицы установлены, вероятно, вместе со жрецами, с тех пор как к З. была присоединена Диона (см. Dione, Диона), как соучастница по храму. О происхождении оракула см. Epirus, Эпир. Во времена пеласгов это был самый главный оракул; но с тех пор как у эллинских племен стал пользоваться особенным уважением Дельфийский оракул, Додонский отошел на задний план, хотя всегда занимал довольно видное место, и при важных обстоятельствах к нему нередко обращались за советом, преимущественно же этолийцы, акарнаны и эпироты. Критский З. был богом природы, подобным додоновскому З. Он родился на земле, на Крите, тайно от Кроноса, т. к. мать боялась, что Кронос съест его; куреты оберегали его и воспитали (см. Rhea, Рея). Нимфы Адраста и Ида, дочери Мелиссея, кормили его молоком козы Амалфеи и медом, который пчелы приносили с горы. Выросши и сделавшись сильным, З. вступил в борьбу с Кроносом и Титанами из-за владычества над миром. Т. к. З. родился на Крите, то там показывали даже его могилу; его чтили там в оргиях, как бога природы, который вместе с природой сам расцветает и умирает. Жрецы его, куреты (см. Rhea, Рея) праздновали оживление природы; эти празднества сопровождались ликованиями, громкой музыкой и танцами в оружии; празднования смерти сопровождались трауром и воплем. Вероятно, в древние времена его представляли себе в виде быка, символа плодородия; приняв вид быка, он похищает Европу, от которой он имел сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона. Аркадский З., ????????, культ которого установил Ликаон, сын Пеласга; он имел жертвенник на самой высокой вершине Ликеона; он имел черты, сходные с чертами критского З. Здесь, в одной из долин Ликеона, которая называлась Критом, он был воспитан нимфами. Этому З., как и критскому З. и З. Лафистию в Беотии и Фессалии, приносили в древние времена человеческие жертвы. О З. Египетском, Аммоне, см. Ammon, Аммон. При стремлении древних греков выводить сущность своей религии из Египта сходство Аммонова оракула с оракулом додонского З. могло быть причиной смешения этих божеств. Как земное божество, он назывался Z. ????????? и имел храм и оракула у Лебадеи (см. Lebadea, Лебадия). Дети З. от Геры: Apec, Гефест и Геба; от Латоны — Аполлон и Артемида; от Майи — Гермес; от Деметры — Персефона; от Дионы — Афродита; от Семелы — Дионис; от Фемиды — Горы и Мойры; от Евриномы — Хариты; от Мнемосины — Музы. Афина родилась из его собственной головы, после того как он проглотил свою первую жену — Метиду (мудрость). Кроме того, от него произошло множество героев, между которыми самые замечательные: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк, сыновья Леды. З. посвящены были — орел, скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа; как покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику. Из эпитетов его укажем еще на следующие: ???????? и ??????????? — мститель, ??????????? — отвращающий несчастья, ???????????, ????????? — покровитель дома, ???????? и ?????? — покровитель брака, ???????о? — родоначальник, ????????, ???????????; ??????? — ниспосылающий дождь, ´??????, ´???????, ???????; ????????? — очиститель, ?????????? — нисходящий сверху, громовержец; ????????? — милостивый; ?????? — покровитель маслин; ?????????, ????????, ???????? — защитник фратрий, ?????? — покровитель бегства, ??????? — защитник города, ?????, ??????, ????????. Самый совершенный идеал З. воспроизвел Фидий в статуе этого бога в Олимпии; сюжетом для статуи послужило одно место из Гомера (Il. 1, 528 слл.). Эта статуя представляет З. как всемогущего властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Он представлен здесь сидящим на троне, украшенном злотом и слоновой костью, вышиной почти 50 футов, на пьедестале в 12 футов вышиной. Само тело сделано было из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, из золота. Характерные черты статуи следующие: волосы, подымающиеся на середине лба и падающие роскошными кудрями на обе стороны; далее лоб, вверху ясный и светлый и внизу могущественно округленный; глубоко лежащие, широко открытые, округленные глаза; тонкий, нежный абрис губ и щек, большая, густая борода, широкая грудь и сильное телосложение без особенно сильной мускулатуры. Эта статуя служила образцом для многих последующих изображений З. Совершенно в ином роде — изображение З. с малой бородой и не столь энергичным выражением лица, равно как и головы З. с чертами, носящими на себе следы возбуждения, аффекта, известного проблеска гнева и воинственности; эти изображения представляют его воинственным и карающим. Римский Iupiter совершенно одинаков по имени (Iupiter, ??vis = ????, причем j переходит в ?, как в слове jugum = ?????) и вообще по значению с греческим З. Он есть небесный отец, властитель неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator, Tonitrualis, Pluvius, Serenator, Lucetius, Diespiter). To место, в которое ударяла молния, считалось священным и было освящаемо понтифексом. Понтефекс собирал землю, на которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии; тихо читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы (bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал это место оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal). Верили, что посредством известных церемоний можно вызвать с неба молнию, поэтому Юпитер получил название Elicius. Liv. 1, 20. 31. Будучи царем небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов и государств. Как высочайший и лучший (Optimus, Maximus), он был по преимуществу защитником Римского государства, которому он предназначил владеть миром; он был самым главным богом римской религии. На Капитолии, в средоточии римского государства, стояло важнейшее святилище его (Capitolinus); здесь приносил ему жертву юноша, делавшийся полноправным гражданином, консул, вступивший в должность, полководец, выступивший в поход и возвращавшийся с триумфом; самую лучшую добычу (spolia opima), доспехи, снятые с неприятельского предводителя, полководец посвящал Юпитеру, как Iovi Feretrio. (Liv. 1, 10). T. к. он предводительствовал войсками в сражениях и доставлял победы, то он назывался Imperator, Victor, Opitulator, Stator (останавливающий бегство. Liv. 1, 12). В честь этого высочайшего государственного бога в Риме праздновали капитолийские и большие игры; а на Албанском холме в честь Юпитера, как I. Latialis (или Latiaris), покровителя Латинского союза, праздновались Feriae Latinae. T. к. он управлял судьбами людей, то ему были посвящены самые важные дни года — иды каждого месяца. Его призывали на помощь при всяком более или менее важном предприятии. Земледелец устраивал в честь его праздник при посеве и жатве; сбор винограда начинался всеобщим праздником в честь Юпитера по всему Лациуму. Отношения и учреждения, освященные религией и обычаями, как, напр., брак, гостеприимство и международное право, стояли под его покровительством. Подобно греческому З., он был богом пророчеств, который возвещал будущее посредством грома и молнии, сновидений, полета и голосов птиц, а равно и поведением птиц во время их кормления. После того как греческая мифология вошла в римскую религию, Юпитера начали считать сыном Сатурна и Опы (Ops), которые отождествлялись с Кроносом и Реей. Юнона и Минерва были связаны с ним, как жена и дочь, вероятно, вследствие греческого влияния, ибо древнеиталийский Юпитер, как кажется, представлялся бессемейным.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
17.33 мб

Зевс минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)

Борухович Владимир Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Превращался ли Зевс в Эрота?

Ковалева Ирина Игоревна

Похожие термины:

  • ЮПИТЕР или ЗЕВС

    Деян 14:12) — главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, вет