ЖАБОТИНСКИЙ Владимир Евгеньевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЖАБОТИНСКИЙ Владимир Евгеньевич
(1880-1940) Обществ. деятель, один из лидеров сионизма. Инициатор создания еврейской самообороны для защиты от погромов (1903), участник "Союза для достижения полноправия еврейского народа в России" (1905). В 1-ую Мировую войну сформировал Еврейский легион в составе британской армии. С 1920 жил в Палестине. С 1936 командовал еврейской военной организацией Ецел. Автор поэм, романов, публицистики на русском, французском, иврите.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Жаботинский Владимир Евгеньевич

Жаботинский Владимир Евгеньевич - талантливый писатель и общественный деятель. Родился в 1880 г.; учился в Римском университете; кандидат прав ярославского лицея. Рано начал помещать в ""Одесских Новостях"" корреспонденции и фельетоны (под псевдонимом Altalena), обратившие на себя внимание. В ""годы свобод"" переехал в Петербург и помещал в ""Руси"", пользовавшиеся популярностью, ""Наброски без заглавия"". Заняв место в первых рядах деятелей сионистского движения, стал писать на темы о политическом возрождении еврейского народа. Помимо сионистской программы (в статьях, печатающихся в общей и специальной русско-еврейской прессе), Жаботинский, в ""Вестнике Европы"", ""Русской Мысли"", ""Современнике"", украинских изданиях, проводит принцип децентрализации этнографически пестрых государств. Австрийские теоретики Nationalitatenstaat´a имеют в нем яркого последователя, убежденного, что прогресс России и названная теория - синонимы. Свои идеи Жаботинский, обладая ораторским искусством, развивает также посредством публичных лекций в различных городах России. На выборах в III и IV Государственную думу по г. Одессе он выступал кандидатом от прогрессивно-национального блока и собирал значительное число голосов. Отдельно издал: ""Десять книг"" (СПб., 1906), ""Сионизм и Палестина"", ""Фельетоны"" (СПб., 1913), перевод ""Поэм"" Х.Н. Бялика (22-е изд., СПб., 1913) и др. Ему принадлежат пьесы в стихах: ""Кровь"" и ""Ладно"". Первая ставилась в Одессе. В 1909 - 10 гг., проживая в Константинополе, принимал ближайшее участие в местной турецко-французской и еврейской прессе. С. Ш.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЖАБОТИНСКИЙ Владимир Евгеньевич
(1880–1940) – лидер правого сионизма.
Владимир (Зеев-Вольф, Вольф Евнович) Жаботинский родился в Одессе в ассимилированной еврейской семье. В гимназии Жаботинский учился посредственно и курса не закончил. Он увлёкся журналистикой. С 16 лет стал публиковаться в крупнейшей российской провинциальной газете «Одесский листок» и был послан этой газетой корреспондентом в Швейцарию и Италию; также сотрудничал с газетой «Одесские новости». Высшее образование получил в Римском университете.
Весной 1903 года стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны, так как в Одессе ожидался погром. В августе 1903 года был делегирован на 6-й сионистский конгресс в Базеле, и с этого момента начинает принимать активное участие в сионистском движении.
Во время Первой мировой войны в 1914 году со вступлением Турции в военные действия выдвигает идею создания еврейской военной силы и участия евреев как стороны в мировой войне. До сих пор сионисты старались придерживаться нейтралитета; Жаботинский выдвинул идею, что сионистам следует однозначно принять сторону Антанты и сформировать в составе её сил еврейскую армию, которая бы приняла участие в освобождении Палестины и затем стала костяком организации там еврейского государства.
В 1921 году избирается в руководство Всемирной Сионистской организации. Жаботинский резко выступал против господствующих в сионистском движении социалистических идей. Жаботинский настаивал на силовом давлении как на британские власти в Палестине, так и на палестинских арабов: арабов надо заставить примириться с созданием еврейского государства в Палестине. Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу оппоненты обвиняли Жаботинского в фашизме.
В продолжение идеологии, созданной Жаботинским, в 1948 году, было создано движение Херут. Из Херуда был образован блок Ликуд. С 1970-х годов современные израильские «правые» в лице блока Ликуд играют виднейшую роль в политической жизни Израиля.
Владимир Жаботинский умер в Нью-Йорке от сердечного приступа. Прах Жаботинского был перенесён на кладбище на Масличной горе в Иерусалиме.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Жаботинский, Владимир Евгеньевич

— талантливый журналист. Род. в 1880 г. в еврейской семье; высшее образование получил в Римском университете. С 16-ти лет начал сотрудничать в одесских газетах. Его корреспонденции из Рима и фельетоны под псевдонимом Altalena обратили на себя внимание своей литературностью и тонким юмором. С 1904 г. сотрудничает в "Руси" ("Наброски без заглавия", подписываемые: Владимир Ж.). Живо откликаясь на все явления русской общественной жизни и особенно горячо отстаивая начала свободы личности, Ж. в ряде статей (в журнале и газете "Еврейская Жизнь") проводит идею политического возрождения еврейского народа. Некоторые из его поэтических произведений, фельетонов и статей изданы отдельно: "В студенческой богеме" (из жизни итальянского студенчества), "Десять книг", поэма "Бедная Шарлотта", "Сионизм и Палестина", "Недругам Сиона", "Еврейское воспитание" и друг.


{Брокгауз}






Жаботинский, Владимир Евгеньевич


— публицист и общественный деятель; род. в 1880 г. в Одессе, воспитывался в гимназии и затем изучал право в Римском и Бернском университетах. Литературой Ж. стал заниматься с 1899 года, причем посылал из Рима корреспонденции в "Одесские новости" (псевдоним "Altalena"), а затем фельетоны беллетристического и публицистического характера и стихотворения. В 1902 г. в Одесском городском театре были поставлены две пьесы: Ж. — "Кровь" и "Ладно". В 1903 г. Ж. стал сотрудничать в петербургских газетах "Русь", "Наша жизнь" и некоторые др. Примкнув к сионизму, Ж. в 1899 г. напечатал в "Восходе" свое первое сионистское стихотворение "Город мира". Позже Ж. посвящает себя преимущественно публицистике. Он напечатал ряд статей в книжках и еженедельнике "Еврейская жизнь", направленных главным образом на борьбу с ассимиляторскими течениями в еврействе. Одновременно появлялись его статьи по вопросам партийным ("Сионизм и Палестина", "Что делать"), в которых разработаны, между прочим, вопросы так называемой "Gegenwartsarbeit". В начале 1909 года появилась в "Рассвете" обширная статья Ж. "Новая Турция и наши перспективы", посвященная выяснению национального вопроса в Турции в связи с сионистскими стремлениями. Ж. является сторонником направления в сионизме, стремящегося к одновременной планомерной и систематической работе в Палестине и в диаспоре. Принимая близкое участие в "Союзе полноправия", он отстаивал на 3-м и 4-м съездах еврейскую национальную идею и доказывал необходимость образования еврейской парламентской группы в Государственной Думе. В сионистских кругах Ж. пользуется именем энергичного партийного деятеля и прекрасного оратора. В 1905—1907 гг. он разъезжал по России, читая лекции о сионизме. Ж. принял также ближайшее участие в конференциях сионистской печати, на которых были выработаны основы сионистской "Gegenwartsarbeit" в России. Ныне (в 1910 году) Ж. проживает в Константинополе, где стоит во главе нескольких сионистских или примыкающих к сионизму периодических изданий.


А. К.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008