Жанр

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Жанр
фр. genre – род, вид ) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЖАНР
(фр. Genre — род, вид) — исторически сложившаяся во всех видах искусства внутренняя форма организации художественного материала. Как морфологическая единица системы искусств он делит ее виды на более мелкие художественные элементы. В каждом виде искусства система жанров слагается посвоему, принципы выделения жанров специфичны для каждого вида. В изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения: пейзаж, порт-рет, бытовой жанр, исторический жанр, натюрморт и др.; в литературе — поэма, роман, рассказ, повесть, ко-медия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности. Существование множества жанров обусловлено многообразием реальной действительности, отражаемой в искусстве. Элементы жанровых различий в художественных произведениях известны с глубокой древности, но формирование жанров как системы началось в
XV–XVI вв. и закончи-лось в XVII в. в связи с общим прогрессом европейско-го искусства. Разделение последнего на жанры способ-ствовало более глубокому изучению и отражению искусством действительности и духовных ценностей общества. Становление жанров связано с накоплением и развитием средств, навыков, традиций каждого жанра. Жанр — историческая категория. Сложившиеся жанры меняются в процессе развития художественной культу-ры. Некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые — обычно в результате сочетания ранее существовавших (архитектурный пейзаж), рождаются новые синтетические жанры (сочетание бытового жанра с пейзажем).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЖАНР
франц. genre – род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Для каждого жанра характерен свой круг сюжетов; произведения одного жанра объединяют также общие формальные и содержательные особенности. Термин вошел в употребление в 17–18 вв. в эпоху господства эстетики классицизма, разработавшего четкую иерархию жанров.
Основные жанры живописи и графики сложились в 17 в.: исторический (изображение событий, важных для целого народа или всего человечества); батальный (войны, битвы, воинский быт); бытовой (изображение событий и ситуаций повседневной жизни); анималистический (изображение животного мира); портрет, представляющий человека; натюрморт – мир окружающих человека вещей; пейзаж – мир природы; в отдельный жанр выделяют сатирические изображения (карикатура, шарж).
Портретный и анималистический жанры были издавна развиты также в скульптуре (портретные бюсты и статуи, изображения животных создавали уже мастера Древнего Египта). Исторические композиции нередки в рельефах. Бытовой жанр в целом не свойствен скульптуре; отдельные композиции встречаются в статуарных группах 19–20 вв. (М. А. Чижов. «Крестьянин в беде», 1872). Пейзаж в чистом виде невозможен в статуарных произведениях; попытки передать природную и архитектурную среду встречаются в «живописных» рельефах эпохи Возрождения (Л. Гиберти). К натюрморту обращались в своих объемных композициях представители авангарда и сюрреализма (М. Дюшан, С. Дали). Специфически скульптурные жанры – памятник, надгробие, декоративная статуя и др.
В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные: сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные: сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В кон. 19–20 в. границы между жанрами постепенно стираются, идет процесс их взаимодействия и переплетения.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЖАНР
франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.
Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.
С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).
Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.
Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.
Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.
Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
373.27 кб

Жанр историко-этнографического очерка в наследии Л. Ф. Зурова

Громова Алла Витальевна
В статье охарактеризованы записки-отчеты Зурова о произведенных им в 1930-егоды на Псковщине археологических и этнографических разведках.
Читать PDF
257.20 кб

Александр Рейтблат. Некролог как биографический жанр

Душенко К.В.
Читать PDF
77.83 кб

«Хожения» Павла Лукницкого: жанр и судьба

Баканова Ирина Викторовна
Статья посвящена творческой биографии П.Н. Лукницкого (1900-1973) поэта и писателя, путешественника, биографа Николая Гумилева, участника Великой Отечественной войны, пережившего Ленинградскую блокаду.
Читать PDF
374.15 кб

Сюжет и жанр в опере ХХ века парадигмы изучения

Денисов Андрей Владимирович
В работе рассматриваются проблемы, связанные с изучением сюжета и жанра оперы ХХ века. Показано, что категории сюжета и жанра тесно взаимосвязаны между собой, предопределяя различие трактовок сущности оперы.
Читать PDF
160.68 кб

Жанр "цветы и птицы" в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу

Ци Бинь
Статья является частью исследования, посвященного анализу традиционной китайской живописи Го-хуа в период поздней династии Мин на примере творчества Сюй Вэя и Чэнь Даофу.
Читать PDF
75.28 кб

Симфония "Возможные миры" Микко Хейние новый взгляд на жанр (музыка и модальная логика)

Старикова Н. В.
Читать PDF
445.87 кб

Жанр — птица

Канноне Саша
Читать PDF
59.41 кб

Светская тематика и бытовой жанр в западноевропейском фарфоре XVIII века

Карякина Татьяна Дмитриевна
Читать PDF
302.32 кб

Жанр портрета в творчестве Жана-Батиста Ванмура (1671-1737)

Нефедова Ольга Вадимовна
В статье рассматривается творчество фламандского художника ЖанаБатиста Ванмура, в частности его произведения портретного жанра.
Читать PDF
127.23 кб

Фортепианное упражнение как жанр и как метод работы

Куликова Елена Евгеньевна
Фортепианные упражнения это не только начало всякого обучения фортепианной игре, но и наиболее эффективный способ усовершенствования уже имеющегося технического арсенала пианиста.
Читать PDF
297.00 кб

Бытовой жанр в делфтской живописи первой половины XVII века

Дмитриева Анна Алексеевна
Статья посвящена проблеме развития бытового жанра в делфтской живописи первой половины XVII века.
Читать PDF
373.70 кб

Анималистический жанр в ХХ веке. Взгляды художников на мир животных. Вопросы анималистического искус

Портнова Ирина Васильевна
В статье освещаются вопросы анималистического искусства, его жанровой специфики, взгляды художников XX в.
Читать PDF
314.37 кб

Жанр видений эпохи Средневековья с точки зрения истории мировой культуры

Каплан А. Б.
Читать PDF
254.37 кб

Н. Арутина. Интерактивный жанр в FM-вещании (опыт культурологического анализа)

Фетисова Т.А.
Читать PDF
95.99 кб

Жанр как феномен литературных коммуникаций: опыт культурологического прочтения

И. А. Манкевич

Похожие термины:

  • Анималистический жанр

    лат. animal – животное) – изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.
  • Батальный жанр

    жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. Мастеров этого жанра называют баталистами.
  • Жанр бытовой

    жанровая живопись, просто жанр. Художников, работающих в этой области искусства, называют жанристами. В Б.Ж. входит изображение повседневных житейских событий и сцен.
  • Жанр исторический

    произведения изобразительного искусства, изображающие прошлое из жизни народа (народов), а также произведения; в которых изображены события, происходившие хотя и недавно, но представляющие важно
  • Жанр портретный

    один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению определенного, конкретного человека или нескольких людей, реально существующих или существовавших в прошлом. П. может изобр