ЖЕДРИНСКИЙ Владимир Иванович

Найдено 1 определение
ЖЕДРИНСКИЙ Владимир Иванович
30.05.1899 (Москва) — 30.04.1974 (Париж). Художник театра, живописец, график. Внук курского губернатора А. Н. Жедринского. В 1917 окончил гимназию в Москве, приехал в Петроград и поступил на архитектурное отделение АХ. В 1918 уехал с семьей в Киев. Учился в Киевском художественном училище (с 1918 - Украинская АХ) у Г. И. Нарбуга и М. Н. Жука. Познакомился с П. Ф. Челищевым, сотрудничал с Г. К. Лукомским в Комитете по охране памятников искусств. В 1920 эмигрировал в Королевство СХС. Стал художником-декоратором белградского Народного театра, оформлял спектакли в театрах Сараева, Любляны, Загреба, Нови-Сада, Праги и Брно. Сотрудничал с режиссером Ю. Л. Ракитиным (бывшим актером МХТ и режиссером Александринского театра в Петербурге), югославскими режиссерами Б. Гавеллой и М. Исаиловичем, русскими хореографами Маргаритой и Максимилианом Фроман, балериной Ниной Кирсановой, художником Л. М. Браиловским. Исполнил эскизы декораций и костюмов к 135 спектаклям, в числе которых «Ревизор» Н. В. Гоголя (1921 и 1930), «Укрощение строптивой » (1926) и «Макбет» (1927) Шекспира, «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1930), «Квадратура круга» В. П. Катаева (1930), «Жорж Данден» Мольера (1930), «Зойкина квартира» М. А. Булгакова (1934), спектакли по пьесам югославских драматургов. Оформлял оперы и балеты русского репертуара: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1925), «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1929), «Шехеразада» (1931), «Сорочинская ярмарка» (1933), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1938) и «Золотой петушок» (1939) Н. А. Римского-Корсакова. В начале 1930-х организовал в Белграде театр миниатюр «Ягодка». Создал серию графических портретовшаржей знаменитых соотечественников, рисовал комиксы. Публиковал рисунки в белградской газете «Политика». Участвовал в белградских выставках Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928) и русской художественной группы «Круг» (1930, 1931). Показывал работы на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), Международной выставке театрально-декорационного искусства в Вене (1936) и Международном фестивале аванг ардистских театров в Праге (1937). В 1941-50 жил в Загребе, стал директором Народного театра. Оформил спектакли «Обрыв» по И. А. Гончарову (1940), «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (1948), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1949) и др. В 1951 в связи с политической обстановкой в Югославии был вынужден эмигрировать. Поселился в Марокко. Оформил 12 спектаклей для Муниципального театра Касабланки. В 1952-74 жил во Франции. Работал главным декоратором Муниципального театра в Ницце, оформлял спектакли для театров Франции, Бельгии и Югославии (Театр искусств в Руане, театр Граслин в Нанте, Королевские театры в Льеже и Монсе, Народный театр в Любляне). Сотрудничал с режиссером Жозе Бекманом. Особым успехом пользовалась сценография к вагнеровскому оперному циклу «Кольцо Нибелунгов» и к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1960). Занимался живописью и графикой. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1974 мемориальная выставка состоялась в Народном музее в Белграде. В 1987 Музей прикладного искусства в Белграде при участии театральных музеев Загреба и Любляны провел его ретроспективную выставку.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999