Железнодорожный транспорт в Харькове

Найдено 1 определение
Железнодорожный транспорт в Харькове
Играл и играет важную роль в осуществлении пригородного, междугородного и межгосударственного пассажирского и грузового перемещения. Начало формирования его в Х-ве относится к 1869. 22 мая на Харьк. вокзал прибыл первые поезд, а с 6 июля началось регулярное движение по Курско-харьковско-Азовской железной дороге. И хотя первыми железными дорогами в Украине считаются линии Львов - Перемышль (1861) и Одесса - Балта (1865), первой междугородней украинской линией-магистралью была Харьк., связавшая Х-в с Москвой и Петербургом, а впоследствии с Крымом, Кавказом, Донбассом, Поволжьем. В 1873–1875 была сооружена дорога Лозовая - Севастополь, в 1892 - Джанкой - Феодосия. В 1894 три линии объединили в Курско-Харьковско-Азовско-Лозово-Севастопольско-Джанкоско-Феодосийскую железную дорогу; в 1896 ее переименовали в Курско-ХарьковскоСевастопольскую. Наряду с этим, в 1873 строится дорога, связавшая Х-в с Одессой и Николаевом (Харьковско-Николаевская), в 1878 железная дорога связала Хв и Сумы. В 1881 Управление Харьково-Николаевской линии переводится из Кременчуга в Харьков; с 1907 оно именуется Управлением Южных железных дорог. В 1895 открылось железнодорожное движение по линии Х-в - Балашово (Юго-восточная железная дорога), связавшее город с Поволжьем. В 1910 была введена в эксплуатацию железная дорога Х-в - Изюм - Донбасс. В годы Великой Отечественной войны были разрушены мосты, вокзалы, паровозные и вагонные депо, более 60 железнодорожный путей. Сразу после освобождения города и в послевоенные годы началось восстановление железнодорожного узла и оснащение его новой техникой. В 1952 завершилось строительство нового вокзала Харьков-пассажирский, в 1957 вступила в действие часть первой очереди электрифицированной магистрали Москва - Х-в - Донбасс; электричка соединила Х-в с Мерефой. В 1958 начала действовать вторая очередь электролинии Х-в - Лозовая, в 1959 - третья (Х-в - Белгород). Через Х-в пошли электропоезда из Москвы на Кавказ и Крым. Дальнейшее развитие Южной железной дороги характеризовалось широким использованием последних достижений науки и техники: возросла грузоподъемность и скорость поездов, выросла культура обслуживания пассажиров. Сегодня дорога стала высокооснащенной транспортной артерией, пути которой проходят по семи областям Украины. Железнодорожные вокзалы ежедневно принимают более 300 тыс. пассажиров. Для их обслуживания в городе работает шесть вокзалов: Харьков-пассажирский, Харьков-Балашовский, ХарьковЛевада, Основа, Новая Бавария, Лосево. Составной часть Ж.т. была подготовка кадров для его формирования. Уже 1 декабря 1870 при станции Х-в была открыта железнодорожная школа для подготовки техников железнодорожной службы. В 1875 школа была реорганизована в техническое железнодорожное училище, ставшее одним из первых в Российской империи. В 1921 на базе бывшего училища организован Харьк. техникум путей сообщения, готовивший техниковмехаников. В 1925 в его помещении начал работать еще и вечерний рабочий механический техникум Южной железной дороги, готовивший инженеров по ремонту и эксплуатации локомотивов. Кроме того, с 1920 в системе ЮЖД начал действовать техникум, называвшийся эксплуатационным. В 1929 все три техникума были объединены в Харьк. техникум путей сообщения, а в 1930 на базе объединенного техникума образован эксплуатационно-тяговый институт железнодорожного транспорта (с 1933 он назывался Институтом инженеров железнодорожного транспорта, ХИИТ). В 1934 к нему был присоединен Киевский железнодорожный институт. Все это сделало Харьк. вуз крупнейшим в Украине. В 1944 ХИИТ вернулся из эвакуации и начал работать в Х-ве ; в 1948 был достигнут довоенный выпуск специалистов. В 1966 был открыт филиал института в Киеве, а в 1968 - в Донецке, которые со временем стали самостоятельными вузами (1993– 1995). В 1993 ХИИТ был реорганизован в государственную академию железнодорожного транспорта (ХарГАЖТ). Тогда же создана отраслевая ассоциация «Укртрансвуз», куда вошли 20 вузов I, II и IV уровней аккредитации. В 1995 учебный комплекс академии объединял уже 32 вуза, расположенные на всей территории Украины. За 70-летний период своей деятельности ХарГАЖТ подготовила порядке 55 тыс. специалистов для железнодорожного транспорта, транспортного строительства, других отраслей хозяйства, став ведущим вузом Украины этого профиля. В пределах Харьк. обл. длина железных дорог составляет 1376 км, что составляет ок. 6 % общей их протяженности в Украине. На долю Ж.т. приходится 98,4 % грузооборота и 69,9 % пассажирооборота всех видов транспорта общего пользования Харьковщины. В работе этого транспорта края ярко выражено преобладание транзитных перевозок, что обусловлено экономико-географическим положением обл.; на ввоз приходится 18 %, на вывоз - 13 %. Железнодорожная сеть обл. имеет четко выраженную радиальную конфигурацию с центром в Х-ве. Среди обл. Украины Харьковщина занимает особое место по отправлению пассажиров. Харьк. узел пропускает до 10 млн. (20 %) пассажиров в год и занимает третье место в странах СНГ (уступая Москве и Санкт-Петербургу). В структуре постанционного отправления пассажиров Ж.т. обл. 88,8 % приходится на пригородные перевозки, 9,4 % занимают перевозки в прямом сообщении и 2,8 % - приходится на местное сообщение.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.