Желнов, Марк Васильевич

Найдено 1 определение
Желнов, Марк Васильевич

(р. 23.05.1927) — спец. по истории филос. и теории филос. знания; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1950) и физ. ф-т МОПИ (1957), асп. филос. ф-та МГУ (1960). Докт. дисс. — "Критика гносеологии современного неотомизма" (1971). С 1952 — на преп. работе. С 1964 по наст. вр. — преп. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ (позднее кафедра филос. и методол. ИГУ и СИ МГУ); с 1964 — доц., с 1972 — проф. Ж. разрабатывает концепцию филос. "конкретного самотворчества субъективного и объективного", проявляющегося на разных уровнях своих ипостасей: Человека, Культуры и "Бытия-Ничто". С его т. зр., к концу XX в. представления о мире как "тождественном различии" и пребывающем в нем уединенном человеке существенно изменились. Проблема конкретного творч. преобразовалась в проблему его "конкретного самотворчества" сфер существования, времени и сущности. "Само-творче-ство" — это нечто "среднее" между рутинным "саморазвитием" и бытийным "само-творением" (когда, наоборот, преобладает тенденция к возникновению нового именно "из Ничего"). Соответственно, платоновс-ко-аристотелевская "глубинная" сущность после Декарта и Канта преобразовалась в нововременное "Предметное ("отмеченное-пред") Содержание объекта", противостоящего субъекту, а к концу XX в. — в "Сущее", "обогащенное" прежнее существование. Ж. считает, что эпистемологическая проблема самотворчества субъекта и объекта познания переросла в не совсем традиционно понимаемую, но все же метафиз. проблему "конкретного самотворчества субъективного и объективного Бытия-Ничто". Субъективное (а не субъект) — это все продукты внутр. и внеш. конкретного самотворч. человечества. Конкретное самотворчество "субъективно-объективного в человеке" происходит в трех осн. сферах: сознательной (логико-эпистемоло-гич.), эстетич.-этич.-волевой (дух.-идеально-практич.) и соматической (человеч.-онтол.). Соответственно "объективно-субъективное вне человека" — в сферах: сознательно "опредмечиваемого" (эпистемилогич.-логич.), бессознательно "отчуждившегося" (недух. материально-предметно-практич.); и, наконец, уже "навсегда" "овнешнившегося" (онтол.-человеч.) по отношению к человечеству и как бы заново им "ов-нутряемого". Все это тоже "конкретно самотворит". Отсюда постоянное "возрождение" "мета-физич." ("среднего" между "эпистемологическим" и "онтологическим") бесконечного вопрошания о конкретном самотворчестве субъективного в объективном и объективного в субъективном, единство к-рых и есть "Бы-тие-Ничто как таковое", реализующееся в "событии времени". Специфика совр. метафиз. вопрошания, как утверждает Ж., предполагает два момента: доведение вопросов до схватывания феномена "в целом", а также доведение проблем до понимания вовлеченности самого спрашивающего, "этого человека" в вопроша-ние о жизни людей "теперь-и-здесь", но под углом зр. доминанты "в целом", когда выясняется, что он оказывается "внутри" процесса и становится как бы "внешне" "безопорным". Налицо разл. понимание того, чем должна заниматься филос. Осн. тенденции сегодня: религ.-филос., хронологически-ист., феноменологически-интенциональная и коммуникативно-символическая. В конце XX в. все осн. филос. споры обычно возникают при попытках положить в основы своих рассуждений гл. "промежуточные" понятия, требуя осмыслить необходимость человека для проявления сущего, "со-бытия времени" и бытия. С т. зр. Ж., филос. — это вид антиномически-противоречивого конкретного самотворчества субъективно-объективных попыток найти "смысл" конкретного (конечно-локально-тотального) "саморазвития-самотворчества-самотворения" субъективно-объективного и объективно-субъективного "в целом" "теперь-и-здесь" "в этом человеке" сегодня. Ж. полагает, что энологическая метафизика "смысла" конкретного самотворчества "интеллектуального настроения" и "интеллектуального достоинства" людей в мире Сущего, Времени и Бытия-Ничто в традиц. сферах: Человека (меры "Свободы"), Культуры (меры "Бессмертия") и Бытия-Ничто (меры "Абсолютного") пытается "преодолеть" антиномические противоречия осн. филос. направлений конца XX в., в условиях "Бытия, ускользающего в Ничто". Это касается как "сжатого в точку" уникального философствования каждого человека, так и попыток перейти к "новому неконцептуальному мышлению" будущего века в условиях возникающего самотворчества "системной бессистемности", "локальной тотальности" и "новых научно-мифологических неконфессиональных религий".



Соч.: Критика гносеологии современного неотомизма. М., 1971; Предмет философии в истории философии. Предыстория. М., 1981; "Воля к власти" как проявление "воли к воле" (Ф.Ницше и М.Хайдеггер) // Социальная философия и современность. Вып.2. М., 1993; "Сущность свободы как истина" и "сущность истины как свобода" (идеи Ф.Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) // Там же. Вып.21. М., 1996; "Самые поздние" С.Франк и М.Хайдеггер о рациональном познании и науке // Государственное управление: исторические аспекты. М., 1997; "Ничто Достоверности Сущего" и "Ничто Истины Бытия" (идеи Г.Ф.Лейбница и М.Хайдеггера в конце XX века) // Метафизика Г.В.Лейбница. Современные интерпретации. М., 1998.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008