ЖИЛЯРДИ

Найдено 1 определение
ЖИЛЯРДИ
Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир. Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803–06). В 1810–32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.
Внес большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817–19) сохранил его конструкцию и основной объем, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Легкий ионический портик Казакова был заменен массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823–26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827–32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818–23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчеркнут мощными колоннадами, четкой ритмикой скульптурного декора.
Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры. В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820–23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачевых-Найденовых на Земляном валу близ Яузы (1829–30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Градостроительные аспекты в творческом наследии Д. Жилярди в Москве

Фролов Владимир Павлович
Рассмотрены особенности архитектурного творчества Д. Жилярди, особое внимание уделено градостроительной деятельности зодчего в Москве, анализируется его вклад в историческую застройку столицы.

Похожие термины:

  • Жилярди, Александр Осипович

    (ДЖИЛЯРДИ; 10. 01. 1806/1808 — 1871) Один из последних представителей московской архитектуры ампира, один из рода швейцарских архитекторов. В Москве с 14 лет. Учился у отца О. Д. Жилярди и двоюродного брата Д. И
  • ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович

    архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов}  Жилярди, Дементий Иванович (1788—1845) — В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле.
  • Жилярди, Иван Дементьевич

    (1757—1819) — В 1814 г. осуществлял наблюдение за работами по восстановлению колокольни Ивана Великого в Кремле.
  • ДОМЕНИКО ЖИЛЯРДИ

    1785—1845) Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой. Выразительное творчество Жилярди, ег