Живопись

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Живопись
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЖИВОПИСЬ
Изображение на плоскости предметов материального и духовного мира. Один из основных видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на многочисленные виды, жанры. Живопись масляная – произведение, написанное масляными красками Живопись настенная – произведение живописи, исполненное непосредственно на специально подготовленной поверхности кладки стены, потолка или свода здания. Другое название – живопись монументальная. Живопись темперная – основная техника иконописания в России. Основой темперной краски является желток куриного яйца, разбавленный квасом. Краски в процессе работы накладываются постепенно, многослойно и в определенном порядке. С XVII в. по настоящее время завершающий слой иногда исполняется масляными красками. Икона пишется на специально обработанной доске.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Живопись
(роспись глиняных досок, стенная роспись, вазопись и другие разделы прикладной Ж.). Для античной монументальной Ж. было характерно использование красящих веществ, изготовл. с применением эмульсии. Росписи выполнялись в осн. средствами энкаустики и темперы (роспись в технике фрески — буон фреска и секко не получила, видимо, широкого распространения) на штукатурке, дереве, мраморе, холсте, обожж. глине и к.-л. другой поверхности. Сохранилось лишь незначительное количество произведений др.-греч. Ж., среди них: роспись на глиняных табличках (Тиринф), стенах (храм Аполлона в Ферме), статуях («Богиня с зайцем»: Берлин, Пергамон-музей), склепе (Казанлык). Гораздо больше сохранилось образцов др.-рим. Ж. Среди них найд. в Кампании — в Помпеях и других городах — высокохудожеств. декоративные стенные росписи (вилла Итем, дом Веттиев), а также отлично сохранившиеся заупокойные портреты (в осн. обнаружены в Египте, в Файюме). О процессе развития греч. монументальной Ж. дают представление письм. источники (Плиний Старший, Павсаний), а также отдельные образцы росписи ваз, этрусской стенной живописи и портретов, копии картин и мозаичные композиции («Битва Александра с Дарием»), настенные картины («Пол из Пренесты») и не в последнюю очередь образцы римско-кампанской стенной росписи. Монументальная Ж. возникла в период формирования полисной системы, т. е. на ранней стадии развития классовой борьбы, когда начался общий процесс монументализации искусства. Во 2-й пол. 6 в. некоторые живописцы, в частности Кимон Клеонский, отказались от плоскостного изображения при создании декоративных росписей. Наиболее выдающимися мастерами др.-греч. Ж. классич. периода считаются Полигнот, Микон, Паррасий. Аполлодору Афинскому приписывается изобретение приема, на котором основывается Ж. в подлинном понимании этого слова, — игры светотени. Апеллес, Зевксид, Эвфранор и Никий в своих произведениях достигли максимально возможного для античной Ж. совершенства этого приема. К достижениям рим. Ж. следует отнести как применение художеств, средств греч. искусства (например, роспись Виллы мистерий), так и дальнейшее усовершенствование приемов настенной и пейзажной Ж. (изображение пейзажей на сюжет мифа об Одиссее). Начало постеп. перехода к раннехристианскому искусству, наиболее характерными образцами которого вскоре стали настенная мозаика и мозаичное изображение на потолке, было отмечено появлением росписей катакомб. Их можно отнести к последним значительным произведениям Ж. эпохи позднего Рима. Среди произведений прикладной Ж. роспись на глиняных и деревянных табличках, фигурки из слоновой кости, изображения, выполн. из стеклянных узоров, миниатюры на пергаменте и папирусе, но главным образом расписные вазы.

Источник: Словарь античности. 1989

ЖИВОПИСЬ
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность (стену, холст, бумагу или дерево). Для живописи как искусства изоб-ражения на плоскости характерно стремление худож-ника превратить эту плоскость в зрительное подобие пространства, окружающего изображаемые им предметы, для чего используются наиболее подходящие колористические средства. Среди других видов искусства живопись занимает ведущее место, поскольку ее образы очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объема предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения. Кроме того, живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие от-тенки настроения, неуловимые мгновения в жизни че-ловека и природы. И, наконец, живописи свойственен самый высокий полет фантазии, она способна вопло-щать в реальные произведения непреходящие, вечные, общечеловеческие идеи.
Живопись появилась еще в доисторические времена. Самые древние из живописных изображений в Ев-ропе найдены в пещере Ласко во Франции. В древнем мире широко использовались фрески для украшения дворцов, усыпальниц и жилых домов. В первые века новой эры в Египте создавали портреты умерших с помощью восковых красок. В период раннего средневековья основным видом живописи стало украшение рукописей. В Византийской империи и в России сложилась традиция иконописи на деревянных досках. В Италии в конце средневековья началось интенсивное развитие фресковой живописи и живописи на досках. В эпоху Возрождения метод живописи масляными красками распространился из Нидерландов в Италию и постепенно вытеснил живопись темперой (тертыми красками). К XVI в. вместо деревянных досок почти повсеместно стали использовать холсты. Когда живо-пись стала самым популярным видом искусства, сложи-лись основные ее виды и жанры. Классический подход к живописи как способу точного воспроизведения предметов внешнего мира просуществовал, начиная с эпохи Возрождения до ХХ в., когда возникли совер-шенно другие концепции и, в частности, абстрактное искусство.
В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры, из которых в ев-ропейской культуре на протяжении XVI–ХХ веков наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. В зависимости от материальной основы (несущей плоскости), на которую наносится живо-писное произведение, живопись подразделяется на две разновидности — станковую и монументальную. В станковой живописи (картине) такой основой служат холст, деревянная доска, лист картона или металла и т.п., позволяющие свободно перемещать произведения, развешивать их на стенах, экспонировать на выставках, формировать коллекции. Основой мону-ментальной живописи являются неподвижные архитектурные элементы зданий (стена, свод, опора) или спе-циальная конструкция. Этот вид живописи предназна-чен для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды.
Живопись обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшими являются композиция, рисунок и цвет (колорит). Кроме того, выразительность живописи достигается также характером мазка, обработкой красочной поверхности, использованием тональных градаций, теплых и холодных цветов. Основными техническими разновидностями живописи являются масляная живопись (краски на рас-тительном масле как связующем веществе), темпера (краски на основе естественных и искусственных эмульсий), клеевая живопись, восковая живопись, жи-
 вопись водяными красками по штукатуре сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живо-пись (в театре или кино) диорама, панорама.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЖИВОПИСЬ
один из видов изобразительного искусства. Живописное произведение создается с помощью красок, нанесенных на поверхность стены, доски, холста, металла и др. Само название «живопись» говорит о том, что художник «пишет жизнь» во всем ее богатстве, многообразии и красочном блеске. В этом ее отличие от черно-белой графики. Как никакой другой вид искусства, живопись способна воплотить всю гамму чувств, переживаний, отношений между людьми; точные наблюдения натуры и полет фантазии, великие идеи и мгновенные впечатления, трепет жизни, воздуха и света.
Статуя объемна, ее можно обойти со всех сторон; живопись – искусство красок на плоскости; картину зритель видит лишь с одной точки зрения. Одной из задач живописи, которую каждая эпоха решает по-своему, является создание иллюзии глубины пространства, трехмерности объемов на плоскости. В этом заключается условность живописного языка. Кроме того, краски, имеющиеся в распоряжении художника, не тождественны реальным цветам, его палитра намного беднее природной.
Живописец отбирает в окружающем мире то, что отвечает его художественной задаче, видоизменяет, подчеркивает, обобщает многое в одном, стремится передать внутренние качества людей и законы природы, недоступные непосредственному зрению, свои переживания, свое отношение к ним. Главные выразительные средства живописи: колорит (красочная гамма, обладающая эмоциональным воздействием на зрителя); композиция (соотношение частей картины); перспектива (линейная, обратная, параллельная и др.); светотень (распределение света и тени), линии и красочные пятна; ритм, фактура (характер живописной поверхности – гладкой или рельефной). В манере письма, в движении кисти, в особенностях наложения краски на холст или другую поверхность всегда ощущается индивидуальность художника, его неповторимый творческий «почерк».
По назначению и характеру исполнения различают монументальную, станковую, декоративную и театрально-декорационную живопись. К монументальной живописи относят стенные росписи (фрески) и мозаики, витражи, плафоны, панно, неразрывно связанные с архитектурой, со стеной (потолком, полом) здания, для которого они создавались; отчасти иконы и большие створчатые алтарные композиции («Гентский алтарь» Я. ван Эйка, 1432). Монументальные произведения нельзя перенести в другой интерьер. Иконы, складные алтари, предназначенные для храмов, технически возможно поместить в другое пространство (сейчас многие из них выставлены в музеях), однако, лишенные естественного окружения, вырванные из ансамбля, они теряют значительную часть своего воздействия на зрителя. Художественный язык монументальной живописи отличают строгость и величие, лаконизм обобщенных форм, крупные пятна цвета. Монументальная живопись существует с глубокой древности – еще первобытные люди создавали наскальные росписи (Альтамира в Испании, 15–10-е тыс. до н. э.).
Произведения станковой живописи – картины – создаются с помощью станка-мольберта и не предназначены для конкретного помещения. Первые станковые произведения появились в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Основу (доска, холст, натянутый на подрамник, и т. д.) покрывали белым грунтом из гипса (мела), смешанного с клеем или маслом. Грунт выравнивал поверхность и «подсвечивал» красочный слой изнутри. Наряду с белыми, многие мастера (П. П. Рубенс и др.) использовали цветные (золотисто-коричневые, красные) грунты, придававшие единство колориту картины. Поверх грунта в один или несколько слоев наносили краски; иногда готовое произведение покрывали лаком. Заключенные в раму картины подобны окну в мир, созданный фантазией художника. Как правило, в них соблюдается единство места, времени и действия.
Декоративная живопись (как сюжетная, так и орнаментальная) призвана не только украшать поверхность стены, но и акцентировать ее конструктивные элементы (колонны, столбы, арки и т. д.); ее выполняют в технике фрески и др. Разновидностью декоративной живописи является гризайль, широко применявшаяся для украшения дворцовых интерьеров, где она имитировала скульптурные рельефы (дворец Шереметевых в Кусково, 18 в.). Декоративными росписями украшают также керамические изделия. Роспись керамической посуды называют вазописью.
Театрально-декорационная живопись – это декорации и эскизы костюмов для театральных спектаклей и кинофильмов; наброски отдельных мизансцен.
Основные техники живописи: масляная живопись, темпера, клеевая живопись, энкаустика и др. Акварель, гуашь, пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Красочные пигменты первоначально добывались из минералов (желто-коричневые охры – из глины, красные – из гематита, белые – из извести, черные – из угля или жженой кости, синие и зеленые – из лазурита и малахита и т. д.). Позднее появились краски, изготовленные химическим путем. Во всех живописных техниках используются одни и те же пигменты, но разные связующие – жидкие и клейкие вещества, не позволяющие рассыпаться красочным порошкам. Клеевыми красками, замешанными на казеине, писали древнеегипетские мастера; эти краски не растекались, что позволяло передавать множество мелких деталей. Не дошедшие до нас картины легендарных древнегреческих мастеров и надгробные фаюмские портреты были написаны в технике энкаустики: краски вплавляли в горячий растопленный воск. Густые восковые краски позволяли создать выразительную рельефную фактуру. В Средние века входит в употребление темпера – краски, замешанные на яичном желтке или белке с разными добавками. Темперные изображения отличает приглушенность красочной гаммы. Темпера прочна и долговечна, не растрескивается со временем, в отличие от масляной живописи.
Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения; ее изобретение приписывают нидерландцу Я. ван Эйку. Пигменты разводились льняным, ореховым и др. растительными маслами; благодаря этому краски быстро сохли, их можно было накладывать тонкими, прозрачными слоями, что придавало живописи особую светоносность и блеск. Недостаток масляных красок в том, что они со временем теряют эластичность, темнеют и покрываются трещинами (кракелюрами). Работа масляными красками допускает огромное многообразие приемов – от тонкой тщательной отделки до широкой и темпераментной живописи «alla prima»; с их помощью можно создать гладкую эмалевую поверхность и пластичную, рельефную фактуру. Именно в этой технике художник может с наибольшей полнотой выразить свою творческую индивидуальность и передать все фактурное многообразие мира – прозрачное стекло, пушистый мех, теплоту человеческой кожи.
Истинное наслаждение для ценителей живописи представляет созерцание чуда превращения мазков в живые формы, плоти красок в плоть вещей. Мастера эпохи Возрождения, «малые голландцы», в 17 в. стремились создать ощущение «нерукотворности» изображенных предметов; они писали тончайшими кистями, накладывая мелкие, незаметные мазочки. В кон. 19 в. художники стремятся «обнажить» творческий процесс, выявить красоту не только изображенного предмета, но и фактурности самой живописной кладки (сгустки краски, ее потеки и наплывы, «мозаика» мазков и т. д.). Мастера 20 в. используют все многообразие техник и приемов живописи.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Живопись
   • Pictores и Pictura.

         Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой, разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом состоянии. До Персидских войн живописцы пользовались, кажется, одноцветной краской, которой они рисовали очертания, тени же означали штриховкой. Древнейшим местом этого искусства в Греции был, по всей вероятности, дорийский Пелопоннес, по преимуществу Коринф и Сикион; коринфянин Клеанф, говорят, первый рисовал силуэты, Ардик и Телефан усовершенствовали линейные чертежи, Клеофант изобрел одноцветную Ж. (монохромию), Киомн Клеонский первый придал движение и наклоненность своим фигурам и первый обратил внимание на драпировку фигур. До 94-й ол., когда афинянин Аполлодор ввел в употребление кисть, все искусство Ж. состояло в рисовании изображений при помощи грифеля на доске, предварительно покрытой краской; сами краски накладывались массой и не слитно посредством губки. Вообще же на картинах древнейших живописцев встречаются только 4 цвета (Plin. 35, 7, 32): белый и черный, желтый и красный. Этими только цветами пользовался даже сам Зевксис, если же кто употреблял большее число красок, подвергался опасности, усилив привлекательность, умалить высоту искусства. К произведениям этого рода искусства принадлежали частью стенные картины (преимущественно альфреско), частью же картины, рисованные на досках; первые писались на свежей штукатурке, а последние на дереве и вделывались в стены, напр., храмов. Писались картины на досках клеевыми красками; позднейшие энкаустические картины писались восковыми красками, которые растирались сухими грифелями и затем расплавлялись посредством жаровни. Век Перикла, следовательно середина и 2-я половина 5 в. до Р. X., считается временем наибольшего процветания этого искусства, наравне с процветанием всех вообще изящных искусств, служивших подспорьем Ж. К этому времени принадлежат и картины больших размеров; появились не только разрисованные залы, но и собственно картинные галереи (пинакотеки). Следует назвать Пинена, брата Фидия, и фасосца Полигиота (получившего в Афинах в 463 г. право гражданства), известных по написанной ими сообща картине «Марафонское сражение» в ??????? в Афинах. Последний славился искусством рисовать женщин в просвечивающих одеждах; он же устранил заимствованную от египтян неподвижность в выражении лица тем, что стал рисовать рот несколько открытым; его картины были действительно портретами (на одной, напр., легко можно узнать Елпинику, сестру Кимона), писанными хотя с натуры, но уносившими в идеальный мир. У Павсания (10, 25) сохранилось превосходное описание одной из самых больших картин, находившихся в Лесхе (см. ?????, Лесха) в Дельфах, на которой была представлена завоеванная и дымящаяся Троя и греки у Геллеспонта, обремененные добычей и окруженные пленными, в тот момент, когда они готовятся к отплытию: «Художник вполне сумел изобразить здесь контраст между группами греков на первом плане и разорением Трои, опустошенные улицы которой видны через сломанные местами стены. Корабль Менелая стоял у берега, готовый к отплытию, близ его виднеется Елена, виновница войны, окруженная ранеными троянцами; в другой группе греческих вождей видна Кассандра; почти все хранят глубокое молчание, исключая Неоптолема, который еще преследует и убивает троянцев. На другой стороне Лесхи был изображен вход в преисподнюю, в царство мрака с Одиссеем на берегу Ахеронта, Тартаром с его страшными муками и Элисием с тенями блаженных. На первой из этих картин было нарисовано более 100 фигур, на другой более 80: к каждой фигуре, по древнему обычаю, было приписано и имя». Кроме того, были известны как живописцы отец Полигнота Аглаофонт и внук последнего того же имени. Последнему приписывались главным образом две картины, на одной из которых был изображен Алкивиад как победитель на играх. ср. Cic. Brut. 18. Cic. de or. 3,7. Quint. 12, 10. В общем, Ж. дополняла архитектуру; ее произведения служили для украшения как частных зданий, так и галерей и храмов. В то время как пластика быстро шла вперед в своем развитии, живопись развивалась медленно и достигла верха совершенства вскоре после Пелопоннесской войны, т. е. тогда только, когда пластика после самого высокого процветания начала несколько падать. Современниками и последователями Полигнота были: Микон из Эгины, замечательными его картинами были: «Антиноя», «Аргонавты», «Астеропа», «Пелий», «Тесей», «Акаст» и др.; он же разрисовал отчасти и ??????? в Афинах, где им были изображены — битва амазонок и Марафонское сражение, особенно же ему удавались изображения лошадей; сын его; далее Онат из Эгины и Дионисий Колофонский; самостоятельно затем выступил в качестве декоративного живописца Агафарх (см. Agatharchus, Агафарх), удовлетворявший также требованиям роскоши, которая начала уже проникать в частную жизнь греков; но еще более в этом отношении выдается вышеназванный Аполлодор, именуемый скиаграфом, потому что кроме изобретения кисти ему приписывалось также и искусство в распределении света и тени. Hiс primus species exprimere instituit, говорит о нем Плиний (35, 9, 36), primusque gloriam penicillo iure contulit; neque ante eum tabula ullius ostenditur, quae teneat oculos. По его стопам следовал и ученик его Зевксис из Гераклеи в Великой Греции, живший ок. 397 г., хотя, впрочем, он принадлежал к другой школе, а именно к ионийской, склонной к нежности и пышности, в противоположность школе аттической; ему особенно хорошо удавалось изображение женского тела. Доказательством этому служит написанная им по заказу кротонцев «Елена» (была поставлена в знаменитом храме Геры Лакинии), представлявшая совершенную красоту в виде земной женщины; подобным же образом воплотил он самую высшую идею целомудренной скромности в образе Пенелопы. Разнообразных эпических композиций, как у Полигнота, нет у Зевксиса, равно как не видно на его картинах и выражения различных душевных состояний; главное его внимание было обращено на картинность, внешнюю сторону предмета, на иллюзию; по отношению к позднейшему времени ему недоставало художественного и разнообразного сопоставления красок. Об его состязании с Паррасием (см. Паррасий). Последний и Тиманф из Сикиона были его современниками; о картинах последнего, между которыми выдавалась «Жертвоприношение Ифигении», где он изобразил Агамемнона с закрытым лицом для выражения большой печали, уже в древности было высказано мнение, что они заставляют зрителя более догадываться, чем сколько в них выражается на самом деле; фантазия зрителя дополняет недосказанное не потому только, что эти картины изображали нечто идеальное, но и потому, что в них заключается богатство мотивов. Главная заслуга сикионской школы, напротив, состояла в строго научном выполнении рисунка и в самой тщательной отчетливости его. Основателем этой школы был Евпомп Сикионский, главным же ее представителем был Памфил, который первый методически изучал искусство и применял свои теоретически-геометрические познания к рисункам; ученик его Меланфий наиболее выдавался искусным расположением и композициею картин и весьма много способствовал усовершенствованию колорита. Он причисляется, между прочим, к тем 4-м живописцам (Апеллес, Эхион, Никомах), которые употребляли только 4 цвета. Во время Александра Великого Ж. достигла самой высокой степени привлекательности и прелести, благодаря главным образом Апеллесу, уроженцу острова Коса, ученику Памфила (356-308 гг.). Он соединял в себе достоинства обеих школ, стараясь при этом еще глубже проникнуть в истинное значение Ж. и вдохнуть в свои произведения богатство и разнообразие жизни; он соединял верность природе с творческою силою, чем и заслужил особенное расположение Александра; последний особенно хвалил его картины за грацию, ?????; на первом плане у него было совершенство формы, а не идеальность содержания. В технике, как по отношению к самому рисунку, так и относительно выбора красок для эффектных сцен, он был мастером своего дела. В храме Артемиды Эфесской написано было им изображение Александра, бросающего перуны Зевса, причем поднятая рука и молния, показавшаяся на поверхности, возбуждали величайшее удивление. Он же рисовал и полководцев Александра в различных положениях, то отдельно, то группами. К образцовым его произведениям с идеальным содержанием принадлежала «Артемида», окруженная хором из молодых женщин, приносящих жертву, и Афродита Анадиомена, выплывающая из моря; эта последняя картина, по приговору всех древних, считалась образцом грации; впрочем, нижняя часть этой картины осталась неоконченной, смерть похитила Апеллеса за работой, и ни один из последующих художников не осмеливался взяться за окончание ее. Первоначально она находилась в храме Афродиты на острове Косе, откуда Август перенес ее в Рим и велел поставить в храм причисленного к богам Цезаря. Более к сикионской школе принадлежали: Евфранор, слава которого заключалась в тонкости изображения богов и героев; Эхион, из произведений которого замечательна картина новобрачной (вольное подражание которой составляет, может быть, альдобрандиевская свадьба в Ватиканском музее в Риме) и Павсий из Сикиона, который первый, говорят, начал украшать Ж. потолки в комнатах, большею частью фигурами мальчиков, цветами и арабесками, причем главным образом славился он своими цветочными картинами (Plin. 35, 40 упоминает о прекрасной Гликерии, искусной в плетении венков, изображение которой он представил на состязание); он славился за то, что довел энкаустический способ до высокой степени развития. В это время, т. е. ок. 370-330 гг., процветал также фиванец Аристид, замечательный преимущественно своим искусством изображать битвы и завоевания городов и мастерским уменьем придавать своим картинам жизнь и выразительность, хотя распределение красок у него было не особенно удачно. На его картине, изображавшей битву македонян с персами, было помещено до 100 фигур; мастерским его произведением считалась печальная сцена при разгроме города, причем особенное внимание обращала на себя главная группа, изображавшая умирающую мать и младенца, ловящего ее грудь; но она отстраняет его из боязни, чтобы вместо молока он не сосал кровь. Еще большей славы достиг около этого времени Протоген из города Кавна в Карии, который до 50 г. жизни поддерживал свое существование самыми обыкновенными работами; но знаменитый Апеллес узнал это и, оценив его искусство, купил у него за значительную сумму денег некоторые картины, показывая этим своим согражданам неумение их ценить работы Протогена и вместе с тем стараясь возбудить в них подозрение, будто он желал их выдавать за свои собственные. Это помогло бедному человеку составить себе у сограждан имя. Над наилучшей своей картиной, где он изобразил Иалиса (см. Иалис) охотником с задыхающейся в стороне собакой, работал он 7 или даже 11 лет. Когда Деметрий Полиоркет осаждал Родос, он не мог решиться произвести нападение с той стороны, где, как он знал, находилась эта картина, и из-за этого не одержал победы. Он отправил стражу для охранения художника, мастерская которого была на самом опасном месте за городскими стенами, и даже сам лично посетил его. Эта картина во время Плиния находилась в Риме, в храме мира, но уже во время Плутарха была уничтожена огнем. Его картина «Покоящийся сатир», которую он поместил на одной колонне, была написана им во время осады, когда кругом гремело оружие, и считалась также образцовым произведением. Главная заслуга Протогена, равно как и Апеллеса, заключалась не столько в богатстве мысли или в поэтическом содержании, сколько в очаровательно-художественном выполнении, причем иллюзия доведена было до самой высокой степени; но у Апеллеса это было следствием его природного дарования, а у Протогена это достигалось величайшим его терпением и замечательным старанием. В то время как все удивлялись в его работах прилежанию и усидчивости, в работах его современника, Никомаха, уроженца города Фив, жившего в конце 4 в. до Р. X., сына и ученика Аристодема, больше всего дивились скорости исполнения в соединении с замечательной художественностью. Им написаны были — «Похищение Прозерпины», в Капитолии, в храме Минервы; «Богиня победы», ехавшая на четверке, и «Скилла» в храме богини мира. Далее замечательны еще: Феон с острова Самоса, возбуждавший удивление живостью своей фантазии и живший во время македонских царей Филиппа и Александра; ему принадлежат: «Безумный Орест» и кифаред «Фамирис», Никий, родом из Афин (рисовал животных и битвы энкаустическим способом; многие из его картин находились в Риме; к самым лучшим принадлежала «Царство теней по Гомеру»; хвалили в его картинах колорит, положение и округленность фигур, особенно женских), Антифил («Мальчик, раздувающий огонь», «Мастерская для шерстяных работ») и Ктесилох (представил в карикатурном виде рождение Диониса из бедра Зевса). По всей вероятности, к Александрийскому времени принадлежит Аэтион (??????) с его знаменитой картиной — «Бракосочетание Александра с Роксаной» (Cic. Brut. 18, где некоторые, впрочем, читают Эхион; Lucian de merс. cond. 42. imagg. 7). С этих пор искусство начинает падать и отличается уже не изяществом и изобретательностью, а только тщательностью в отделке. Так, Пейраейк передавал кистью сцены из обыденной жизни, изображал с замечательным искусством мастерские сапожников, цирюльников, кухни, рынки и т. п., что особенно ценилось римлянами, которые уважали не столько замысловатость композиции, сколько правильность и отчетливость рисунка; таким образом, он стал лучшим мастером настоящей жанровой Ж., так называемой рипарографии. Что касается до римлян, то следует главным образом указать на их недостаток в понимании художественных произведений; даже взятие Коринфа долго не могло произвести благотворного переворота в искусстве. Очень часто встречались примеры, когда солдаты и полководцы не только не уважали, но даже уничтожали драгоценные произведения Ж. Муммий не понимал, напр., каким образом Аттал Пергамский мог так дорого ценить картину Аристида, изображавшую Вакха; полагая, что в ней скрывается какая-то тайная сила, он взял ее с собою и поместил в храм Цереры. Но вскоре затем римляне и в данном случае достаточно ясно проявили свою алчную систему колоссального скопления чужих сокровищ; они стали украшать свои жилища, столовые залы, дачи и т. п. драгоценными картинами. Поэтому-то, в общем, можно указать только на отдельные имена художников, как, напр., Тимомах из Византии, славившийся своим уменьем трогательно изображать обуздываемые страсти, как он доказал на своей картине «Неистовый Аякс», которую Цезарь приказал поставить в Риме; жил Тимомах в последнем столетии до Р. X. Во время Августа славился Лудий. Между тем в царствование императоров переселилось в Рим много греческих живописцев, о таланте и вкусе которых можно составить себе понятие по изящным украшениям в знаменитых банях Тита. Подобным же образом развилась с целями роскоши и мозаика; указывают прежде всего на Coca Пергамского, который на полу одной комнаты составил изображение бассейна с голубями, но наилучшим произведением мозаики считалось изображение целой «Илиады» на полах великолепного корабля царя Гиерона II Сиракузского. Наши сведения об источниках и предметах древней Ж. чрезвычайно скудны. Вновь открытые остатки картин близ Афин на греческих надгробных памятниках не имеют особенно цены, многочисленные же рисунки на греческих глиняных сосудах свидетельствуют уже о некоторой ремеслености, а стенописные картины, найденные в Геркулануме и Помпеях, не принадлежат ко времени процветания этого искусства и могут рассматриваться как более или менее легкие комнатные украшения. Вообще и в Ж. древние отличались выбором и прекрасных фигур, простотою сцен и композиций и правильностью рисунка, но в применении законов перспективы в картинах больших размеров, в тенях, происходящих от известного сочетания и слияния цветов, а главным образом в поэтической глубине они далеко уступали новейшему искусству. ср. историю искусств Schnaase, Kugler´a, L?bke и др.; особенно Brunn, Geschichte der. griech. K?nstler, II, стр. 3-316 и W?rmann, die Malerei des Alterhums (в Woltmann´a Gesch. der Malerei, т. ?, 1879, стр. 32-140).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.76 кб

Эфиопская сакральная живопись второй половины XX века: возможные перспективы исследования

Семенова Валерия Николаевна
Эфиопская сакральная живопись часть эфиопского искусства, в котором обычно выделяются иконы, рукописные миниатюры, настенные росписи, а также магические свитки.
Читать PDF
151.23 кб

Эфиопская сакральная живопись: проблемы периодизации

Семенова Валерия Николаевна
Развитие эфиопской иконописи на протяжении XII–XIX вв. дает нам картину развития всего государства, историю его взаимоотношений с другими странами, прежде всего с Ближним Востоком IV–IX вв. н. э. и с Западной Европой XV–XVII вв.
Читать PDF
10.28 мб

Раннехристианская живопись позднеантичного Херсонеса

Фомин М. В.
На территории Херсонесского заповедника были открыты памятники раннехристианской монументальной живописи, датируемые 4 в. н. э. К ним относятся расписные склепы и фрески ранней «Базилики 1935 г.».
Читать PDF
368.57 кб

Живопись как документ эпохи

Широкалова Галина Сергеевна
В центре рассмотрения - новые штрихи к социальному портрету современной молодёжи, свидетельствующие о формировании в России нового этноса со специфической системой ценностей, своими языковыми особенностями и образом мыслей.
Читать PDF
184.89 кб

2016. 02. 041-043. Наскальная живопись: новые исследования: (по материалам журнала «Time and Mind»).

Лебедева Ек. Ю.
Читать PDF
99.00 кб

Украинская монументальная живопись. Становление школы М. Л. Бойчука

Земляная Т. Н.
Читать PDF
288.85 кб

Монументальная живопись в пространстве православного храма

Гребенникова Дина Александровна
Читать PDF
471.60 кб

Наскальная живопись Сулавеси: 40 тысяч лет спустя

Черемисин Дмитрий Владимирович
В число выдающихся достижений 2014 г. по версии журнала Science вошли результаты работ по датировке наскальных рисунков, обнаруженных в карстовых пещерах на индонезийском Сулавеси, 11-ом по величине острове мира.
Читать PDF
671.50 кб

Русская религиозная живопись конца XIX – начала XX вв.

Мику Наталья Валентиновна, Королева Лариса Александровна
В статье анализируется развитие религиозного искусства, а именно – религиозной живописи, ее специфика, в России конца XIX – начала XX вв., вызванное системными изменениями в российском обществе, на примере художников – В. М.
Читать PDF
104.49 кб

Светская монументальная живопись Марке зрелого Кватроченто: цикл росписей в Палаццо Дукале в Камерин

Старкова Мария Валерьевна
В статье анализируется цикл росписей в Палаццо Дукале в Камерино, выполненный местными мастерами области Марке на рубеже 14601470-х гг.
Читать PDF
327.16 кб

Образ героя романа Р. М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» и живопись импрессионизма

Шумакова М. В.
Статья посвящена особенностям образа героя единственного романа Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге», появление которого открыло новые возможности словесного искусства в эпоху модерна.
Читать PDF
148.14 кб

Станковая живопись в контексте «Искусства нулевых»

Балаш Александра Николаевна
Читать PDF
139.52 кб

Жанровая живопись в творчестве мастеров «Школы Питера де Хоха». Часть 2 (Питер Янссенс Элинга, Ян Ве

Дмитриева Анна Алексеевна
Читать PDF
171.14 кб

Живопись периода Сун (Х-ХIII) и китайская народная картина няньхуа

Чжоу Син Чжоу Син
Статья посвящена уникальному виду китайского народного искусства няньхуа. Автор прослеживает историю появления няньхуа начиная с XII в.
Читать PDF
161.41 кб

Настенная живопись пещерных храмов Синьцзяна

Абулайти Махэсути Абулайти Махэсути
Статья посвящена памятникам стенной живописи и скульптуры района Синцзяна Западного Китая.

Похожие термины:

  • Живопись античная

    росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой жи
  • Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование

    Рстория искусства в России, точно так же как и история русской культуры вообще, распадается на два неравные, резко разграниченные периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи пр
  • БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

    баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвященный военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изобра
  • БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ

    жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвященный изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская а
  • Живопись декоративная

    лат. decorare - украшать) – вид живописи, тесно связанный с монументальной живописью. Она входит в состав архитектурных сооружений и способствует украшению зданий: включает в себя также театральные де
  • Фресковая живопись

    итал. - свежий) - техника стенной живописи - рисование по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.
  • Испанская живопись и графика

    В течение столетия после смерти Веласкеса испанское искусство пребывало в состоянии глубокого упадка; этого не могли изменить и изредка приезжавшие в Испанию и работавшие там крупные иностранны
  • ЖИВОПИСЬ, ХУДОЖНИКИ

    •Pictores и Pictura. Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой, разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом состоянии. До Персидских войн жив
  • ЖИВОПИСЬ И РИСОВАНИЕ

    у Израильтян. Об означенных искусствах среди Евреев вообще мало говорится в Священном Писании. Пр. Иеремия например упоминает о крашении красною краскою дворцовых стен (22:14). Впрочем между Евреями
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

    один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают
  • Контурная живопись

    вид фигурного или орнаментального изображения на поверхности (например, стенок сосуда), при котором наносился контурный рисунок, а пустоты оставались свободными. Очерч. кистью (не процарапыванием
  • Масляная живопись

    вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Масляными кра
  • МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

    важная техническая разновидность масляной живописи, предполагающая расчленение работы на несколько последовательных этапов, разделенных перерывами для полного высыхания краски. При исполнении
  • Живопись монументальная

    произведения большого масштаба, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий зданий. Произведения М.Ж. называются росписями.
  • ЖИВОПИСЬ НАСКАЛЬНАЯ

    рисунки первобытного человека на природных каменных поверхностях пещер, навесов, скал, крупных камней, сделанные минеральной краской. Первые рисунки Ж. н. датируются началом позднего палеолита - 40
  • Настенная живопись

    Фигурные или орна ментальные росписи, исполнявшиеся по штукатурке в технике фрески, секко, энкаустики или восковой темперы, были известны грекам со времени поздней классики (5–4 вв. до н. э.). У богат
  • Живопись в США

    история амер. Ж. начинается в 17 в. Первые колонисты принесли с собой худож. вкусы и традиции своих стран, и Ж. раннего колон. периода представляла собой провинц. варианты англ., голл., фр. школ того вре
  • Живопись станковая

    род изобразительного искусства, называемого так потому, что картины пишутся на особом станке, именуемом мольбертом.
  • ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

    разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего элемента. В античности восковая живопись выполнялась разжиженным путем нагревания красками по подогретой
  • ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ

    область изобразительно искусства, посвященная изображению сцен (часто домашних) из повседневной жизни. Широкое распространение жанровая живопись получила в Нидерландах и Фландрии в XVII в. Ведущим