Жубанова, Газиза Ахметовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Жубанова, Газиза Ахметовна

род. 2 дек. 1927 в колхозе Жана-Турмыс Джурунского р-на Актюбинской обл. Композитор. Нар. арт. КазССР (1973). Дочь А. К. Жубанова. В 1954 окончила Моск. конс. по кл. композиции Ю. А. Шапорина, в 1957—под его рук. аспирантуру. В 1962—1968 пред. правления Союза композиторов КазССР, с 1962 член правления Союзов композиторов СССР и КазССР. Гос. премия КазССР (1970). Премия Ленинского комсомола КазССР (1964).


Соч.: оперы — Тунги-сарын (1955), Курмангазы (радиоопера; завершение незаконч. оперы А. Жубанова, 1971), Енлик-Кебек (1972); балеты — Легенда о белой птице (1965), Хиросима (1965); оратория — Заря над степью (1960), Ленин (1969); кантаты — Песня радости (сл. Джамбула, 1953), Сказ о Мухтаре Ауэзове (1963), Ленин с нами (1970), Кантата о Партии (1971); для орк. — симфония Жигер (1971), поэма Аксак-Кулан (1955), симф. картина Утро Темиртау (1964), Праздничная увертюра (1968); концерт с орк. — для скр. (1958); для струн. квартета — Лирическая поэма (исп. 1952); для ф-п. — 3 прелюдии (1950); для скр. и ф-п. — Вариации (1951), Мелодия (1950); для влч. и ф-п. — Поэма (1967); для флейты и ф-п. — 2 пьесы (1968); для трубы и ф-п. — 2 пьесы (1968); для голоса и ф-п. — романсы (сл. О. Сулейманова, 1965), цикл романсов (сл. Абая, 1971), цикл песен (сл. Уябаева, 1971); 4 хора а капелла (сл. А. Сарсенбаева, 1953), музыка для театра, кино; обр. нар. песен.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЖУБАНОВА Газиза Ахметовна
(р. 2 XII 1927, колхоз Жана-Турмыс Актюбинской обл.)
Г. Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Она также вносит значительный вклад в современную казахскую музыкальную культуру своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Основы музыкального воспитания заложил отец будущего композитора - академик А. Жубанов, один из основоположников казахской советской музыки. Формирование самостоятельного музыкального мышления произошло в студенческие и аспирантские годы (училище им. Гнесиных, 1945-49 и Московская консерватория, 1949-57). Напряженные творческие опыты вылились в скрипичный Концерт (1958), который открыл первую страницу истории этого жанра в республике. Сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия, жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия.
Жанровый спектр творчества Жубановой многообразен. Ею созданы 3 оперы, 4 балета, 3 симфонии, 3 концерта, 6 ораторий, 5 кантат, свыше 30 произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам. Большинству из этих опусов присущи философская глубина и поэтическое осмысление мира, который в сознании композитора не ограничен пространственно-временными рамками. Художественная мысль автора обращается как в глубь времен, так и к актуальным проблемам современности. Вклад Жубановой в современную казахскую культуру огромен. Она не только использует или продолжает сложившуюся в течение многих веков национальную музыкальную традицию своего народа, но и сама существенно влияет на формирование ее новых признаков, адекватных этническому сознанию казахов конца XX в.; сознанию, не замкнутому в своем Пространстве, а включенному в общечеловеческий мировой Космос.
Поэтический мир Жубановой - это мир Социума и мир Этоса, с его противоречиями и ценностями. Таковы обобщенно-эпический струнный Квартет (1973); Вторая симфония с ее противостоянием двух антимиров - красоты человеческого «Я» и социальных бурь (1983); фортепианное Трио «Памяти Юрия Шапорина», где образы Учителя и художественного «Я» построены на ярком психологическом параллелизме (1985).
Будучи глубоко национальным композитором, Жубанова сказала свое слово большого мастера в таких сочинениях, как симфоническая поэма «Аксак-Кулан» (1954), оперы «Енлик и Кебек» (по одноим. драме М. Ауэзова, 1975) и «Курмангазы» (1986), симфония «Жигер» («Энергия», памяти отца, 1973), оратория «Письмо Татьяны» (на ст. и песни Абая, 1983), кантата «Сказ о Мухтаре Ауэзове» (1965), балет «Карагоз» (1987) и др. Помимо плодотворного диалога с традиционной культурой, композитор представила яркие образцы обращения к современной тематике с ее трагическими и незабываемыми страницами: камерно-инструментальная поэма «Толгау» (1973) посвящена памяти Алии Молдагуловой; опера «Двадцать восемь» («За нами Москва») - подвигу панфиловцев (1981); в балетах «Акканат» («Легенда о белой птице», 1966) и «Хиросима» (1966) выражена боль трагедии японского народа. Духовная сопричастность нашей эпохе с ее катаклизмами и величием идей отразилась в трилогии о В. И. Ленине - оратория «Ленин» (1969) и кантаты «Аральская быль» («Письмо Ленина», 1978), «Ленин с нами» (1970).
Жубанова успешно сочетает творческую работу с активной общественной и педагогической деятельностью. Будучи ректором АлмаАтинской консерватории (1975-87), она много сил отдала воспитанию современной плеяды талантливых казахских композиторов, музыковедов, исполнителей. В течение многих лет Жубанова является членом правления Комитета советских женщин, а в 1988 г. избрана членом Советского фонда милосердия.
Широта проблем, которая проявляется в творчестве Жубановой, находит отражение и в сфере ее научных интересов: в публикациях статей и очерков, в выступлениях на всесоюзных и международных симпозиумах в Москве, Самарканде, Италии, Японии и др. И все же главным для нее является вопрос о путях дальнейшего развития культуры Казахстана. «Истинная традиция живет в развитии», - в этих словах выражена и гражданская, и творческая позиция Газизы Жубановой, человека с удивительно добрым взглядом и в жизни, и в музыке. /С. Амангильдина/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.