ЗИЛОТИ Александр АлександровичЗилоти, Ал-др Ильич

Зилоти Александр Ильич

Найдено 3 определения термина Зилоти Александр Ильич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Зилоти Александр Ильич

Зилоти Александр Ильич - пианист и дирижер. Родился в 1863 г. Музыкальное образование получил в Московской консерватории под руководством Николая Рубинштейна и занимался гармонией у П. Чайковского , а контрапунктом - у С. Танеева; затем в Веймаре пользовался советами Листа; его воспоминания о Листе изданы в 1911 г. (СПб.). Недолго был профессором фортепьяно в Московской консерватории, затем десять лет за границей, концертируя с большим успехом в Германии, Англии, Бельгии, Франции, Швейцарии и Америке; усердно пропагандировал русскую музыку, особенно сочинения Чайковского. Как пианист Зилоти обладает первоклассной техникой, сильным, полным ударом. Наиболее удачно передает он Баха и Листа. По возвращении из-за границы дирижировал концертом московского филармонического общества. В 1903 г. основал в Петербурге собственные симфонические концерты, способствовавшие ознакомлению русской публики с новейшими сочинениями, особенно французской школы. Продолжает концертировать и за границей. Издал несколько аранжировок для фортепьяно сочинений И.-С. Баха. Г. Т.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Зилоти, Александр Ильич

— один из лучших современных дирижеров и пианистов. Род. в 1863 г.; окончил курс в Московской консерватории. Выступая в концертах, З. приобрел громкую известность своей изящной, талантливой игрой. В 1880—90 гг. занимал должность профессора фортепьянной игры в Москов. консерватории. С 1900 г. его постоянное местожительство — СПб. Во время сезона 1901—1902 г. он впервые дирижировал симфоническими концертами Филармонического общества в Москве. Не менее интересные концерты З. устраивал в СПб. В его программах русскому творчеству отведено значительное место.

{Брокгауз}



Зилоти, Александр Ильич

— талантливый пианист, дирижер, род. 27 сентября 1863 в имении отца в Харьковской губ. Восьми лет поступил в московскую консерваторию, где учился игре на фп. у Зверева и затем у Н. Рубинштейна. Окончив в 1881 консерваторию (золотая медаль), изучал теорию музыки у Чайковского и затем несколько лет совершенствовался еще под руководством Листа в Веймаре. Впервые в Германии выступил в концерте, посвященном памяти Листа (из сочинен. Листа); с тех пор с неизменным успехом многократно выступал на концертных эстрадах Германии, Бельгии, Франции, Англии, Америки и России, везде в своих программах отводя значительное место русским сочинениям. В 1888—90 был профессором Моск. консерватории, затем жил в Германии, откуда совершал концертные путешествия; с 1900 живет в СПб. На поприще дирижера выступил впервые в Лейпциге (1896); с сезона 1901—1902 дирижирует симфоническими концертами Московского Филармонического Об-ва.

(В.).

{Риман}



Зилоти, Александр Ильич

Род. 1863, ум. 1945. Пианист, дирижер, организатор симфонических и камерных концертов в Санкт-Петербурге (1903). В 1888—91 гг. профессор Московской консерватории. В 1919 г. эмигрировал.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ЗИЛОТИ Александр Ильич

27.9.1863, близ Харькова - 8.12.1945, Нью-Йорк) пианист, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Родился в дворянской семье. Его отец, Илья Матвеевич З. - землевладелец Харьковской губернии; мать, Юлия Аркадьевна З. (урожд. Рахманинова), сестра отца С.Рахманинова. Первые уроки музыки дал мальчику отец, музыкант-любитель. В возрасте 8 лет З. начал систематические занятия фортепиано на младшем отделении Московской консерватории в классе Н.Зверева - педагога, воспитавшего целую плеяду замечательных пианистов, в том числе А.Скрябина и Рахманинова. В 1875 З. перешел на старшее отделение консерватории к Н.Рубинштейну, у которого занимался до 1881. Теорию музыки он изучал под руководством П.Чайковского.

25.10.1880 состоялось первое публичное выступлении З. с симфоническим оркестром под управлением Н.Рубинштейна. Ему пришлось заменить заболевшего солиста, и о своем участии он узнал в самый день концерта. «Как и подобает настоящему таланту, - вспоминал московский музыкальный критик Н.Кашкин, - юный ученик не только не смутился неожиданностью выступления в таком большом концерте, но со свойственною его возрасту резвостью прыгал козлом от восторга чуть ли не все оставшиеся до отправления в концертную залу часы, Играл он первую часть первого концерта А.Рубинштейна с большим блеском и одушевлением, заслужившими полнейшее одобрение его требовательного учителя», В 1883 З. отправился в Веймар к Ф.Листу для окончания образования.

Отношения учителя и ученика вскоре переросли в дружбу. Именно под влиянием Листа сформировались художественные принципы З.-музыканта. В дальнейшем он много сделал для пропаганды творчества своего великого наставника. Уже в 1885 З. основал в Лейпциге, где искусство Листа воспринималось тогда весьма неоднозначно, «Листовское общество».

Тогда же завязалась дружба З. с Чайковским. Последний весьма высоко ставил талант молодого артиста, помогал организовать его гастроли, В свою очередь З., живя в Германии, часто исполнял музыку Чайковского, редактировал его сочинения (в том числе Первый и Второй концерты), правил корректуры, делал переложения некоторых оркестровых произведений композитора для фортепиано.

1888-91 З. провел в Москве, приняв приглашение Русского музыкального общества стать профессором Московской консерватории. Несмотря на недолгий срок своей работы в этом учебном заведении, он оставил яркий след в его истории (среди учеников З. К.Игумнов и Рахманинов). Выехав снова за границу (в Париж), он активно гастролировал по всей Европе.

Искусство пианиста приобрело в тот период широкое международное признание.

Еще во время своего первого пребывания за рубежом З. начал успешно выступать в качестве дирижера. Признанием его заслуг на этом поприще стало предложение в 1901 руководить симфоническими собраниями Московского филармонического общества. За два сезона З. сумел значительно обновить репертуар московских концертов. Но полного размаха дирижерская деятельность музыканта достигла после 1903. Год этот явился для З. переломным. Он переселился в Петербург и приступил к организации своего концертного дела. «Концерты А.Зилоти» были одним из самых грандиозных музыкально-просветительских начинаний в России начала XX в. Миссию свою З. видел в том, чтоб «заставлять публику каким бы то ни было способом ходить в концерты и слушать лишь хорошую музыку и лишь в хорошем исполнении: полюбить музыку «за самое себя» и получить потребность слушать хорошую музыку». Программы «Концертов А.Зилоти» отличались необычайным разнообразием. Музыкант был последовательным популяризатором творчества И.С.Баха. Только за первые 10 лет в его симфонических собраниях были сыграны все Бранденбургские концерты, три оркестровые сюиты, некоторые кантаты, «Магнификат». Большинство этих произведений звучали в России впервые.

И это не считая скрипичных и виолончельных сонат, концертов для солирующих инструментов и органных сочинений. С 1907 З. начал устраивать монографические концерты, составленные исключительно из музыки Баха. Слушателям раздавались аннотации с выписанными хоральными мелодиями и переводами текстов кантат. Исполнялись и произведения других композиторов XVIII в, - Генделя, Вивальди, Ф.Э.Баха. Значительное место уделял З. в своих программах музыке Бетховена, Листа и Вагнера. Симфония «фауст» и увертюра к «Мейстерзингерам» были в числе высших достижений З.-дирижера. С годами усиливался интерес музыканта к сочинениям современных французских композиторов - Шоссона, Дебюсси, Равеля, Роже-Дюкасса.

Именно в концертах З. состоялись их многие петербургские премьеры.

В русской части репертуара, наряду с музыкой Чайковского, выделялись произведения А.Глазунова, З. буквально боготворил создателя «Раймонды» и исполнил почти все его симфонические сочинения.

Творчество Рахманинова также было широко представлено в его программах. В «Концертах А.Зилоти» были впервые сыграны в Петербурге, а впоследствии многократно повторялись, все оркестровые и фортепианные сочинения Рахманинова, Начиная с 1911 З. часто обращался к музыке А.Скрябина, устраивал концерты с участием самого автора, дирижировал его симфониями и поэмами. Он поддерживал молодых авторов, например И.Стравинского и С.Прокофьева, проводил премьеры произведений, ставших впоследствии знаменитыми (упомянем в их ряду «Фейерверк» и сюиту из «Жар-птицы» Стравинского, «Скифскую сюиту» Прокофьева).

Для участия в своих концертах З. привлекал самых замечательных отечественных и зарубежных музыкантов.З. руководствовался при этом не только стремлением познакомить публику с искусством знаменитых исполнителей, но и просветительскими целями. В письме к другу и постоянному автору аннотаций к его концертам, музыковеду А.0ссовскому он писал: «Идя только слушать Шаляпина, толпа, его слушая, услышит кантату Рахманинова и Вагнера; вот эта-то самая толпа, пустая толпа, уйдет из концерта больше образованная, чем шла в концерт - и это-то меня прельщает!» На плечах З. лежала огромная административная работа, выполнением которой обычно занимается целая концертная организация филармонического типа: переговоры и заключение контрактов с исполнителями, аренда залов, составление программ, выпуск и продажа абонементов, вся финансовая сторона дела. Вдобавок к абонементным З.

организовал в 1912 «Общедоступные концерты», билеты на которые стоили в два раза дешевле, чем обычно, а в 1915 еще и «Бесплатные народные концерты». В 1916 по инициативе З. и под его непосредственным руководством был создан Русский музыкальный фонд - благотворительное учреждение для помощи нуждающимся музыкантам и их семьям. При этом З.

и сам активно концертировал как дирижер, солист, ансамблист, аккомпаниатор. Так, за первое десятилетие своих концертов он продирижировал 60 из 95 симфонических собраний. Разнообразием программ поражали сольные выступления музыканта, в которых звучал обширнейший репертуар - от Рамо, Генделя и Баха до Регера, Дебюсси и Метнера. Эти концерты были проникнуты тем же духом музыкального просветительства. Славу выдающегося камерного исполнителя З.

завоевал, играя в дуэтах и трио с Ж.Тибо, П.Казальсом и Л.Ауэром, А.Вержбиловичем.

После октября 1917 абонементные концерты З. были отменены, дело всей его жизни оказалось разрушенным. В конце 1919 он уехал в Финляндию, оттуда в Германию и, наконец, в 1922 поселился в Нью-Йорке.З.

пользовался здесь высоким авторитетом как педагог и исполнитель. На протяжении 16 лет (с 1926) он преподавал фортепиано в Джульярдской музыкальной школе (среди его учеников М.Блицстайн), изредка выступал в концертах. В 1936 музыкант принял активное участие в торжествах, посвященных 125-летию со дня рождения и 50-летию со дня смерти Листа.

День 7.11.1936, когда в его интерпретации прозвучали Концерт A-Aur и «Пляска смерти», З. объявил своим прощанием с концертной эстрадой.

К жизни в Америке З. привыкал с трудом. Так, в конце 20-х он еще не говорил по-английски. Резко критически относился он к меркантильному духу, господствовавшему тогда в американском музыкальном образовании.

«Вести школу с подлинно высокими идеалами, по справедливости относиться к профессорам, учителям и студентам и при этом делать деньги - невозможно. Деньги, которые вы делаете, отняты у педагога, работающего изо дня в день, для того чтобы учебное заведение могло отобрать себе половину платы за обучение», - говорил он в беседе с музыкальным критиком Х.Броуэр.

К сожалению, сохранилась лишь запись трех фрагментов в исполнении З.

(на фонографе, около 1930-х). Остались также свидетельства современников. «Игра Зилоти блестящая, техника его крупная, удивительно законченная: нельзя сказать, что она всегда увлекает слушателей, зато удивляет своей силою и артистической законченностью, - писал музыковед Н.финдейзен. - Одним из отличительных качеств артиста должны считаться его выдержанность, спокойствие и самообладание. Зилоти знаток своего инструмента; он владеет и распоряжается им удивительно остроумно, сознательно и мастерски». А вот как вспоминает пианиста другой его слушатель: «Тонкостью своей игры Зилоти не мог сильно воздействовать на малообразованную, поверхностную публику. Из-за этого как музыкальная личность он стоит особняком и немного одиноко. В его игре - много нравственной чистоты.

Зилоти так прост, что смущает этим слушателя, который эту простоту иногда принимает за холодность. Только истинное, только правдивое признавал Александр Ильич в жизни, и игра его была полна правды и истинно глубокого содержания».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме Зилоти Александр Ильич — 0

Найдено научныех статей по теме Зилоти Александр Ильич — 0

Найдено книг по теме Зилоти Александр Ильич — 0

Найдено презентаций по теме Зилоти Александр Ильич — 0

Найдено рефератов по теме Зилоти Александр Ильич — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!