Зиновьев Павел Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Зиновьев Павел Алексеевич

Зиновьев (Павел Алексеевич) - пианист, педагог и музыкальный критик (1843 - 1888), был профессором Санкт-Петербургской консерватории; перевел с немецкого книгу Бренделя ""Основания истории западноевропейской музыки"" (1877), сделав к ней много добавлений; перевел биографию Шопена, написанную Листом; помещал критические статьи в ""Пчеле"", ""Всемирной Иллюстрации"", ""Голосе"", ""Петербургской Газете""; составил ""Биографический словарь современных русских музыкальных деятелей"" (1888). Из музыкальных фортепьянных сочинений Зиновьева известны: тарантелла, этюд на русскую тему, Pensee fugitive, романсы. Н. С.

Источник: Биографический словарь. 2008

Зиновьев, Павел Алексеевич

профессор Петроградской консерватории, сын известного в свое время столичного мирового судьи, родился в Петрограде 31 октября 1844 г., с шестилетнего возраста стал обнаруживать музыкальные способности, которые успешно развились, благодаря занятиям у Иогансена и Бернгардта, на десятом году поступил в Ларинскую гимназию и, окончив ее 17-ти лет, определился на юридический факультет Петроградского университета. Через два года, будучи вынужден, по домашним обстоятельствам, выйти из университета, Зиновьев всецело посвятил себя изучению музыки, которой усердно продолжал заниматься и в годы студенчества, сперва под руководством профессора консерватории Лешетицкого, потом — профессора Герке и, наконец, опять — Лешетицкого, у которого закончил свое музыкальное образование. В 1868 г., по приглашению своего знаменитого учителя, Зиновьев занял должность его адъюнкта по классу фортепианной игры в Петроградской консерватории, а по уничтожении звания адъюнкта последовательно переименован был сперва в младшего, а затем в старшего преподавателя и, наконец, в 1883 г., во время заведования консерваторией К. Ю. Давыдовым, удостоен был звания профессора. В последнем звании Зиновьев состоял около пяти лет, но по вторичном вступлении в должность директора консерватории А. Г. Рубинштейна, вследствие возникших между ними трений, сперва, в 1887 г., взял годичный отпуск, а затем в начале 1888 г., угнетаемый неизлечимой болезнью, и окончательно подал в отставку, унося чувство горькой обиды из учреждения, в котором прослужил, без малого 20 лет. Имея в последние годы своей профессорской деятельности самостоятельный фортепианный класс, Зиновьев выпустил несколько искусных пианистов, среди которых первое место занимала г-жа Мусина-Пушкина, с успехом концертировавшая затем в Петрограде.


Кроме педагогической деятельности, Зиновьев занимался и литературными трудами: перевел с немецкого сочинение Бренделя: "Основание истории западноевропейской музыки" (изд. Бютнера, 1877 г.) и сделал перевод с французского биографии Шопена, написанной Листом (СПб. 1887 г.). Первый из этих трудов, пополненный многими добавлениями переводчика, одобрен был советом профессоров Петроградской консерватории; второй дал тему З. для самостоятельной статьи "Фредерик Шопен в характеристике Листа" ("Колосья" 1887 г., кн. 10). Наконец, в последние годы своей жизни Зиновьев усердно работал над "Биографическим словарем русских музыкальных деятелей", для которого им собрано было много материалов и который был вполне приготовлен к печати. Как музыкальный критик, Зиновьев был особенно плодовит. Многочисленные статьи и рецензии его, подписанные буквами П. З. или псевдонимом Мila, рассеяны в различных периодических изданиях: "Музыкальном Мире", "Пчеле", "Эпохе", "Всемирной Иллюстрации" и др. В газете Голос" им помещены были корреспонденции о русских концертах во время Парижской всемирной выставки, а с 1878 г. вплоть до самой своей смерти он состоял постоянным сотрудником "Петербургской Газеты", где заведовал музыкальным отделом, придав ему большое значение: отзывы его и суждения всегда обращали на себя внимание своею верностью и беспристрастием; артисты считались с ними и — в большинстве — ценили отзывчивость З. и всегдашнюю готовность его оказать услугу или помощь, где таковая требовалась. Но и на этом поприще, как и в педагогической деятельности, З. пришлось испытать немало огорчений, какие обычно выпадают на долю добросовестного и беспристрастного критика.


Как композитор, Зиновьев написал и издал всего несколько фортепианных пьес (тарантелла, этюд на русскую тему, "Pensée fugitive") и романсов. Занятый уроками и журнальной работой, он не имел возможности уделять много времени композиции, и талант его в этом направлении не получил должной обработки. Большая музыкальная чуткость его, однако, заметна во всех его произведениях; будучи отличным пианистом, он в то же время был и искусным аккомпаниатором. Скончался Зиновьев в Петрограде 1 апреля 1888 года.


"Петербургская Газета" 1888 г., №№ 91, 94. — "Новое Время" 1888 г., №№ 4344, 4345, 4346. — "Новости" 1888 г., от 2 апреля. — "Петербургский Листок" 1888 г., № 90. — "Исторический Вестник" 1888 г., кн. 5. — "Баян" 1888 г., № 14. — "Всемирная Иллюстрация" 1888 г., № 1004. — "Сын Отечества" 1888 г., № 89. —Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. 8, стр. 47. — Михневич, "Наши знакомые". — А. Рубец, "Биографический лексикон русских композиторов", стр. 39. — Риман, "Музыкальный словарь", стр. 536. — "Петербургский Некрополь", т. II.


А. Г.


{Половцов}





Зиновьев, Павел Алексеевич


— пианист, педагог и музыкальный критик (1843—1888), был профессором СПб. консерватории; перевел с немецкого книгу Бренделя "Основания истории западно-европейской музыки" (1877), сделав к ней много добавлений, перевел биографию Шопена, написанную Листом; помещал критические статьи в "Пчеле", "Всемирной Иллюстрации", "Голосе", "Петербургской Газете"; составил "Биографический словарь современных русских музыкальных деятелей" (1888). Из музыкальных фортепианных сочинений З. известны: тарантелла, этюд на русскую тему, Pensee fugitive, романсы.



Н. С.


{Брокгауз}





Зиновьев, Павел Алексеевич


— род. 31 октября 1844, ум. 1 апреля 1888 в СПб. Воспитывался в Ларинской гимназии, игре на фп. учился у А. Герке и затем у Лешетицкого. По приглашению последнего был назначен в 1868 году его адъюнктом в СПб. консерватории, а в 1883 получил звание профессора. При вторичном вступлении А. Рубинштейна в 1887 в консерваторию директором З. выбыл из состава профессоров. На концертной эстраде подвизался лишь в качестве аккомпаниатора. С 1878 до дня смерти заведовал муз. отделом "Петербургской газеты" (подписывался П. З.); писал, кроме того, в "Музыкальном Мире" (1882—83), "Пчеле", "Всемирной Иллюстрации", "Голосе" (подпис. Мi-la). Перевел книги Бренделя "Основания истории Западноевропейской музыки" (СПб. 1877) и Листа "Шопен" (СПб. 1887).


(В.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008