ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зиновий (Отенский)

полемист XVI в., инок, † 1568.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ
? - ок. 1568 или 1571/72), церковный деятель, писатель. Испытал влияние идей Вассиана Косого и Максима Грека. В 1520 принял постриг в Отенском монастыре в Новгородской земле. В полемических сочинениях выступал против Феодосия Косого и др. еретиков, обвиняя их в арианстве.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ
ск. ок. 1570), монах, писатель, ученик св. Максима Грека. После суда над учителем он был сослан в Отенскую обитель недалеко от Новгорода. Во второй пол. 1560-х написал два обличительных сочинения против "нового учения" Феодосия Косого - "Послание многословное" и "Истины показание".
"Послание многословное" состоит из "Сказания", кратко излагающего историю учения Феодосия Косого, и ответов на "Вопросы" "богобоязненных людей", обеспокоенных слухами о его сочувствии еретикам; "Истины показание" включает 56 глав, разделенных на 10 "пришествий" "крылошан", и написано в форме диалога автора с ними. Зиновий Отенский приводит обширные выдержки из Библии и "отцов церкви", с замечательной ясностью и филологической проницательностью комментирует их, сообщает уникальные сведения о Феодосии Косом и его соратниках, о Максиме Греке, основывая свои утверждения на прагматических и рационалистических аргументах. В полемике с вольнодумцами отенский инок отстаивает бытие Бога, догмат о Троице, истину воплощения Иисуса Христа, правомерность почитания икон и креста, мощей, защищает обрядность и предание, законную власть иерархов и каноничность преследования еретиков-отступников, существование монастырей и церковных имуществ.
Л. К.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ
мних Зиновий) (ум. в 1568 или 1571/72) - рус. церк. писатель 16 в. Жил в новгородском Отенском мон астыре, куда был, видимо, сослан после осуждения его учителя Максима Грека. Автор соч. "Послание к дьяку Я. В. Шишкину", "Слово похвальное об Ипатии, епископе Гангрском", "Похвальное слово о новгородском епископе Никите", "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (кон. 50-х - нач. 60-х гг.), "Истины показание к вопросившим о новом учении" (1565-66) и др. В своих соч. З. О. выступал против антикрепостнич. и реформац. гуманистич. идей Феодосия Косого. З. О. подробно разрабатывал вопросы церк. догматики, критиковавшейся еретиками, и призывал к жестокой физич. расправе над ними (см. Ереси). Произведения З. О. при всей их тенденциозности являются осн. источником для изучения взглядов Феодосия Косого.

Соч.: Истины показание к вопросившим о новом учении, Каз., 1863; Послание многословное, М., 1880.

Лит.: Калугин Р., Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церк.-учительные произведения, СПБ, 1894 (в приложениях "Слово инока Зиновия об открытии мощей архиепископа Ионы Новгородского", с. 17-26); Клибанов А. И. и Корецкий В. И., Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину, в сб.: ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Корецкий В. И., Христологические споры в России (середина XVI в.), в сб.: ВИРА, т. 11, М., 1963; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, M., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - перв. пол. XVI вв., М., 1960.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Зиновий Отенский

Зиновий Отенский - выдающийся церковный полемист и мыслитель XVI в. О жизни его мы знаем мало. Он был учеником Максима Грека и в связи с этим, быть может, подвергся опале и ссылке. С конца 1520-х гг. до конца жизни (1568) он жил в глухой Отенской пустыни Новгородской области. Главное сочинение Зиновия - ""Истины показание к вопросившим о новом учении"". Оно было порождено ересью Косого и ведено в форме беседы с ""крылошанами"" соседнего монастыря, смущенными учением Косого. Зиновий последовательно раскрывает учение православной церкви о Боге, святой Троице, о Сыне Божием (Его воплощении, страданиях и искупительной миссии), о почитании икон, святых, мощей, о церковной обрядности, иерархии. Наряду с ""Просветителем"" Иосифа Волоцкого , ""Истины показания"" - самый ранний оригинальный и систематический русский богословский трактат, представляющий притом шаг вперед по сравнению с ""Просветителем"". Зиновий проявляет большую начитанность в Священном Писании и святоотеческой литературе. В своих рассуждениях он оказывается искусным экзегетом и оригинальным мыслителем; он не нагромождает цитат, не ""глаголет"" только ""от писания"", но прибегает к аргументам от разума, заимствованным, например, из области естествознания: так, в вопросе о бытии Бога Зиновий использовал известные аргументы физико-телеологический, космологический (с естественнонаучными примерами) и историко-этнографический (consensu gentium), с примерами, имевшими для русских людей интерес актуальности. В учении о Троице Зиновий пользуется известной в патристике аналогией между ней и человеком, в котором он различает ум, слово и дыхание. В экзегетике, наряду с совершенно правильными попытками истолковывать отдельные тексты в связи со всем содержанием книги и с привлечением исторического комментария, Зиновий отдает дань веку, уснащая свое изложение натянутыми, чисто схоластическими аллегориями и произвольными толкованиями. Кроме того, Зиновий прибегает к остроумию в средневековом вкусе, утверждая, например, что учение Косого уже потому ложно, что он ""косой"", или прибегает к экскурсам в область его биографии, чтобы, запятнав нравственную репутацию Косого, подорвать его догматические мнения. Стиль Зиновия местами живой и воодушевленный, но нередко наблюдается безвкусие, тяжеловесность и натянутость изложения. Зиновий, несомненно, испытал на себе образовательное влияние Максима Грека, но в решении двух важнейших вопросов русской церковной жизни XVI в. (монастырские имения, отношение к еретикам) он не разделял взглядов учителя, будучи близок к иосифлянам: он стоит за сохранение монастырями их вотчин, а также за самые лютые преследования еретиков: они ""волки"", на которых не распространяется заповедь о любви к ближним. ""Истины показание"" важно как богатейший, хотя и пристрастный, источник для истории ереси Косого и любопытный показатель умственного уровня церковной интеллигенции эпохи Грозного . Кроме ""Истины показания"", уцелели два слова Зиновия на открытие мощей святителя Никиты и епископа Ионы . Первое замечательно чутьем природы, второе - полным жизни и огня гневным изображением насилия ""владущих"" русской землей и ее бедствий. Зиновию приписывается еще, на довольно веских основаниях, догматическое ""Многословное послание на зломудрие Косого"", вызванное пропагандой последнего в Литве. Автограф ""Истины показания"" хранится в Публичной библиотеке. ""Истины показание"" издано в ""Правовом Собеседнике"" и отд. (Казань, 1863), ""Многословное Послание"" - в ""Чтениях Московского Общества Истории и Древностей"" (1880, № 2 и отдельно, М., 1880). - См. Ф. Калугин ""Зиновий, инок отенский"" (СПб., 1894). А.Ел-ч.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ
ум.до 1572) — знаменитый инок захолустного новгородского Отенского монастыря. Не располагая сведениями о нем самом, мы в то же время знаем его произведения. 3. О. был автором широко образованным (предполагают даже знание им греческого языка) и глубоко начитанным, хотя не все источники, которыми он пользовался, еще выявлены. Доступность и понятность произведений 3. О. для его современников объяснялась использованием им распространенных на Руси переводных произведений (сочинения ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ИОАННА ЗЛАТОУСТА, жития святых, хронографы и т. п.), привычными для средневекового читателя жанрами, в которых писал 3. О. (дидактические послания к монахам, дьякам, мирянам, поучения — даже “о питии”, и т. п.), а также публицистическими обращениями его к актуальным проблемам времени. Особую известность получило обширное сочинение 3. О. “Истины показание к вопросившим о новом учении” (после 1566 г.). Это— обличение арианской ереси Феодосия Косого и многочисленных его последователей, которые не признавали Христа Богом, равносущным Богу Отцу, и тем самым разрушали церковный догмат о Троице, столь важный для государственной религии возвышающегося Московского царства. Обвинение еретиков в атеизме, конечно, не соответствует действительности и является публицистическим преувеличением, но сравнение их с Лютером или Кальвином, как это делают некоторые наши современники, также вряд ли основательно. Конкретные идеологические схватки позволяют 3 О. впервые в русской литературе подняться до изложения некоторых философских проблем, так, он подробно объясняет бытие Божье, с очень жестких позиций защищает идею иерархии, социальной ценности церкви, существование монашества как своего рода средневековой “интеллигенции” и т п., т. е. все объекты нападения со стороны демократически настроенных еретиков. Обширный богословский трактат написан в традиционной для местной (новгородской) литературы форме “вопрошаний” нескольких новгородцев и жителей Старой Руссы, на которые 3. О. и дает развернутые ответы. Таким образом, будучи новгородцем, видимо, и по рождению (в его речи много местных слов), 3. О. защищал интересы общерусской государственности, выступая в одном ряду с Иосифом Волоцким (одну из редакций Жития Иосифа даже приписывают 3. О.) и с Максимом Греком — в последнем случае иногда говорят об “ученичестве” 3. О. у Максима и приписывают 3. О. некоторые деяния самого Максима (например, составление первой редакции древнерусской “энциклопедии”— Азбуковника). Этим же интересом к государственной точке зрения объясняется и общее устремление 3. О. к высокому стилю изложения, к сложным словам (тяжкопослушливый, светосогревание и под.), к архаичным глагольным формам, поскольку, по его мнению, при изложении высоких истин не подобает “просто глаголать”. Заслуга 3. О. в развитии литературного языка в том, что он не пренебрегал и разговорными, иногда даже диалектными словами (часто используя, например, слово “деревня” вместо “высокого” слова “село”). Так, он семантически “разводит” однозначные слова различного стиля: “чаю” и “жду”, “точию” и “токмо”, “выну” и “всегда” и пр. Это, по существу, стремление закрепить в тексте различие между обычным и высоким стилями литературного языка. Изд.: Истины показание к вопросившим о новом учении / Сочинение инока Зиновия Казань, 1863, Клибанов А. И., Корецкий В. И. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину//ТОДРЛ — 1961 — Т 17—С 201-224, Корецкий В. И.; 1) Вновь найденное противоеретичсское произведение Зиновия Отенского// ТОДРЛ—1965 Т 21 С 166—182; 2) Новые послания Зиновия Отенского // ТОДРЛ.—1970.—Т 25 — С. 119—134, Об умствованиях Косого: Из “Многословного послания” Зиновия Отенского / Подг. текста, перевод и примем Я. С. Лурье // ПЛДР: Середина XVI века—М., 1985.—С. 234—247, 591—595 Лит.: Вилинский С. Г. Вопрос об авторе “Многословного послания” // ИОРЯС — 1905 —Т 10, кн 2—С 146—176, Зимин А. А. Пересветов и его современники — М , 1958 — С 182—214, БуланинД М Зиновий Отен ский // Словарь книжников.— Вып 2, ч 1 — С 354—358. В. В. Колесов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Зиновий Отенский

— инок Отенского монастыря в 50 верстах от Новгорода, один из видных деятелей русской церкви; скончался в 1568 году. Он был учеником и сотрудником известного исправителя богослужебных книг Максима Грека и отличался широким и просвещенным взглядом на вещи. По невежеству тогдашнего общества, Максим Грек и его деятельность были осуждены на соборе 1525 года, а ученики и сотрудники его заточены в монастыри, в числе последних был и инок Зиновий, сосланный в 1526 г. в Отенский монастырь, от которого получил свое прозвание и в котором подвизался более 40 лет. Последние годы своей жизни он посвятил литературной деятельности, отвечавшей прямым запросам тогдашней жизни. Он был писателем плодовитым, но не по числу написанных им произведений, а по объему его трудов и той видимой легкости, с какой давалась ему литературная работа. После него остались выдающиеся для того времени образцы церковно-учительной и богословско-полемической литературы, главным образом против распространившейся тогда ереси Феодосия Косого, отрицавшего Святую Троицу, божество Иисуса Христа, предания церковные, почитание святых икон и проч. По запросу смущенных новым учением и не знавших, от Бога ли оно и как нужно веровать, чтобы спастись, Зиновий написал два сочинения: а) "Истины показание к вопросившим о новом учении" (против заблуждений Феодосия Косого доказательства бытия Божия, учение о Святой Троице, о Сыне Божием, о почитании святых икон, о призывании святых и почитании мощей, защита церковной обрядности и иерархии, по вопросу о монашестве и монастырских имуществах (напечатано в "Православном Собеседнике" за 1863—1864 гг.) и б) "Многословное послание на зломудрие Косого" (напечатано в "Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс." 1880 г., кн. 2). Кроме того, ему принадлежат "Похвальное слово на открытие мощей Новгородского святителя Никиты" (рукоп.) и "Слово на открытие мощей архиепископа Новгородского Ионы" (рукопись, напечатано в исследовании Калугина). Все сочинения написаны им в 1564—1568 гг. Ему же приписываются: "Похвальное слово святому князю Михаилу и боярину Феодору черниговским", "Похвальное слово в честь святых Зосимы и Савватия" и "Шестоднев" (рукопись Моск. Син. Библ.), которые, однако, не принадлежат Зиновию, как доказано это в исследовании Калугина.



Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения", СПб. 1894 г. — Богослов. Энциклопедия, т. 5. — Филарет, "Обзор духовной литературы". — Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — M. Макарий, "История русской церкви", т. VII, стр. 487—524. — "Прав. Собес." 1863— 1864 г. Соловьев, "История России", т. II, стр. 515—519.



К. Здрв.


{Половцов}





Зиновий Отенский


— полемист XVI в., инок Отенского новгородского монастыря, сосланный сюда около 1526 г. из Москвы; известен как автор полемического сочинения: "Истины показание к вопросившим о новом учении" (Казань 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М., 1880). Во всех своих сочинениях З. является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, З., тем не менее, стоит за монастырские имущества, доказывает их законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их "врагами Христовой веры", "безбожными", "лживыми", рекомендует православным удаляться от них, убивать "яко волков", "яко соблазны камением в воду погружати" и т. д. Вообще, по своим воззрениям, З. ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов З., который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье пользоваться ею. "Истины показание", например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как "Просветитель" Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и дает полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: "Како спастися?". В своих сочинениях З. нередко прибегает к отвлеченным и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания); бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, все имеет свое начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется З. и общими в то время полемическими приемами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, "лукавый", "безумный", "предтеча антихриста", и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д. Соч. З. написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь св. Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, З. не щадит и "верных". Так, в слове в честь св. Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает "владущих и правителей земских" за их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость. Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории умственного движения XVI в., выразившегося в ересях Косого, Башкина и др. "Истины показание" и похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву, а "Многословное послание", написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространенных там протестантских доктрин. Умер З. в 1568 г.


Ср. Макарий, "История церкви" (т. VII); Ф. Калугин, "Гомилетические труды инока З. Отенского" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1893, № 2 и 5).



В. Боцяновский.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
207.18 кб

Тема праведного суда в сочинениях церковного публициста XVI в. Зиновия отенского

Морозова Людмила Евгеньевна
Статья посвящена анализу «Послания дьяку Я. В. Шишкину» монаха Зиновия Отенского, ссыльного ученика известного писателя Максима Грека.