знак, видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета (Быт 9.12-13), чудо (Исх 4.8), небесное явление (Иер 10.2; Лк 21.11) (в Пс 73.4 должно быть «знамен»).
ЗНАМЕНИЕ
знамение
ЗНАМЕНИЕ
1. Знак, признак, примета или чудо, доказательство, предвещение чеголибо. 2. Тип иконы с изображением Богоматери Знамение. На иконе Богоматерь с воздетыми руками (Оранта) несет на груди изображение Христа (обычно в круглом медальоне).
Источник: Основы православной культуры. 2011
Знамение
евр. «нес» или «от». Знамение — залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт. 9:12 и дал.; Исх. 3:12; Быт. 17: 11; Ис. 8:18), сверхъестественное явление (Лук. 21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх. 4:8 и дал.; Map. 8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер. 10:2).
Знамение
(лат. prodigium, omen, греч. enodioi, symboloi — приметы, terata, semata — чудеса, знаки), б. ч. вызывающий ужас знак, противоестеств. или необычное событие, которое римляне воспринимали как З. о нарушении согласия между богами и людьми и как предупреждение о грозящем несчастье. З. считались солнечные затмения, землетрясения, кометы, бури, наводнения, камнепад, кровотечение, гермафродитизм, рождение уродов у людей и животных, способные к произведению потомства мулы. Если З. затрагивало государств, интересы, то оно искупалось от имени государства. Это искупление, искупительный обряд (procuratio), посредством которого надеялись отвратить или по крайней мере уменьшить грозящее несчастье, состояло из жертв, игр, молитв, лектистерниев, ликвидации З. (убийство родившихся уродцев, утопление гермафродитов в море, «закапывание» молнии). Уже во 2 в. до н. э. З. не воспринимались всерьез как подлинные проявления божеств, воли. З. сначала должны были быть признаны сенатом и поэтому могли быть отклонены экспертизой, предпринятой понтификами по «Сибиллиным книгам», или гаруспиками. З. достаточно рано превратились в средство для формирования определ. политич. мнения, для влияния в желательном направлении на народ и т. д.
Источник: Словарь античности. 1989
ЗНАМЕНИЕ
Богоматерь Знамение) — широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимое в новозаветных текстах (Ис VII, 14) — «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Представляет Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (Оранту), несущую на груди изображение Христа-Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения — воплощение Сына Божьего в человеческом образе; кроме того, оно имеет дополнительный литургический смысл (см. панагия). Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в ХI-ХII вв. — как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование «Знамение» известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи («Господь даст вам знамение...»). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991