Знаменский Петр Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Знаменский Петр Васильевич

Знаменский Петр Васильевич - выдающийся историк русской церкви. Родился в 1836 г., кончил курс в Казанской духовной академии и занял в ней кафедру русской церковной истории. Получил степень доктора за диссертацию ""Приходское духовенство в России со времени реформы Петра"" (Казань, 1872). Главные его труды: ""Руководство к русской церковной истории"" (Казань, 1870; 5-е доп. изд., 1888; сокр. изд. - ""Учебное руководство по истории русской церкви"", СПб., 1904) и ""История Казанской Духовной Академии"" (3 тт., Казань, 1891 - 1892). Церковную жизнь и народные верования Знаменский не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Очень ценны и монографические исследования Знаменского по истории русского общества и русской образованности: ""История Российская Татищева в отношении к русской церковной истории"" (""Труды Киевской духовной академии"", 1862); ""Исторические труды князя Щербакова и Болтина в отношении к русской церковной истории"" (там же); ""Законодательство Петра Великого относительно духовенства"" (""Православный Собеседник"", 1863); ""Церковные вотчины при Петре Великом"" (""Православный Собеседник"", 1864); ""Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния"" (там же, 1864); ""Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии"" (там же, 1863, и ""Время"", 1863, книга 4); ""Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв"" (Казань, 1865); ""Приходское духовенство со времени реформы Петра"" (Казань, 1872); ""Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II"" (""Православный Собеседник"", 1875); ""Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I"" (Казань, 1878); ""Сильвестр, митрополит казанский"" (""Православный Собеседник"", 1878, № 4, 5 и 6); ""Духовные школы в России до реформы 1808 г."" (Казань, 1881); ""Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в."" (""Православный Собеседник"", 1882, № 2 и 4); ""Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности святого Филиппа московского"" (""Православный Собеседник"", 1883, № 4), ""Народные верования, относящиеся к пчеловодству"" (""Странник"", 1883, № 7); ""Шестоднев Афанасия холмогорского"" (там же, № 12), ""Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I"" (Казань, 1885); ""На память о Н.И. Ильминском"" (Казань, 1892); ""Печальное 25-летие"" (""Православный Собеседник"", 1896, I); ""Учение Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае"" (ib., 1900); ""Несколько материалов для истории алтайской миссии"" (ib., 1901); ""Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни"" (ib., 1902, и отдельно, Санкт-Петербург, 1906); ""По вопросу о духовной школе"" (""Православный Собеседник"", 1907, VIII) и др. В ""Описании рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии"" (вышло 3 тома) рукописи исторического содержания описаны исключительно Знаменским. - См. Терковский ""Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии"" (Казань, 1890; ""Православный Собеседник"", 1911, I).

Источник: Биографический словарь. 2008

Знаменский, Петр Васильевич

— историк русской церкви; род. в 1836 г.; кончил курс в Казанской духовной академии со степенью магистра, был преподавателем логики в Самарской семинарии, потом бакалавром математики в Казанской духовной академии, а с 1866 г. занимает в этой Академии кафедру русской церковной истории. В 1873 г. З. защитил докторскую диссертацию: "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра" (Казань, 1872). В 1892 г. Московский университет поднес З. honoris causa степень доктора русской истории, а Казанский университет избрал его почетным членом. Главным трудом З. является его сжатое, но полное "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1870; 5 дополн. издание 1888). Как богослов, З. через всю свою книгу неуклонно проводит определение церкви по православному учению: "Церковь есть собрание верующих, соединенных между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами", как историк, он, вместе с тем, очень хорошо понимает, что собрание верующих, как всякое человеческое сообщество, слагалось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным взаимодействием исторических обстоятельств, благоприятных и неблагоприятных. Церковную жизнь и народные верования З. не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Не менее ценны и монографическия исследования З., которые легли в основу его "Руководствам"; каждое из них представляет содержательный этюд по истории русского общества и русской образованности. Таковы его: "История Российская Татищева в отношении к русск. церковной истории" ("Труды Киевск. духовн. академии", 1862 г.); "Исторические труды кн. Щербатова и Болтина в отношении к русск. церковной истории" (там же); "Законодательство Петра В. относительно духовенства" ("Православный Собеседник" 1863 г.); "Церковные вотчины при Петре В." ("Прав. Собеседник" 1864 г.); "Законодательство Петра В. относительно чистоты веры и церковного благочиния" (там же, 1864 г.); "Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии" (там же 1863 г. и "Время" 1863 г., кн 4); "Приходское духовенство на Руси XVI и XVII в." (Каз., 1865); "Приходское духовенство со времени реформы Петра" (Каз., 1872); "Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II" ("Прав. Собес." 1875 г.); "Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I" (Каз. 1878); "Сильвестр, митрополит казанский" ("Прав. Собес.", 1878 г., № 4, 5 и 6); "Духовные школы в России до реформы 1808 г." (Каз. 1881); "Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в." ("Прав. Собес." 1882 г. № 2 и 4); "Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа московского" ("Прав. Собес." 1883 г. № 4); "Народные верования, относящиеся к пчеловодству" ("Странник", 1883 г. № 7); "Шестоднев Афанасия Холмогорского" (там же, № 12); "Чтения из истории русск. церкви за время царствования императора Александра I" (Каз., 1885) и др. Последний труд З. — "История Казанской духовной академии" (Казань 1891—1892). С 1875 г. З. состоит председателем комиссии, составляющей "Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии" (т. I — II, Каз. 1881—1885; т. III при "Православном Собеседнике"), которое выходит под его редакцией и в котором рукописи исторического содержания описаны исключительно им. Им изданы также "Записки архиепископа Василия Лужинского" (Каз., 1885).


{Брокгауз}





Знаменский, Петр Васильевич (дополнение к статье)


— В 1896 г. З. переделал свое "Руководство к русской церковной истории" в "Учебное руководство по истории русской церкви" (СПб., 2 изд., ibid., 1904). Новейшие главные его труды: "На память о Ник. Ив. Ильминском" (Казань, 1892); "Печальное двадцатипятилетие" ("Православный Собеседник", 1896, I); "Участие Н. И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае" (ibid., 1900); "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н. И. Ильминского" (ib., 1901); "Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни" (ib., 1902).


См. "Православный Собеседник", 1897 г.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич
27.03.1836— 2.05.1917), известный церковный историк, член-корреспондент С.-Петербургской АН, член Совета Казанского отдела Русского Собрания (КОРС). Родился в Нижнем Новгороде в семье диакона. Окончил Нижегородское ДУ (1850), Нижегородскую ДС (1856) и Казанскую ДА (1860) магистром богословия. Получил назначение на кафедру философии и логики в Самарскую ДС, откуда в 1861 был переведен в Казанскую ДА сначала на кафедру математики, а через год — на кафедру русской истории. После разделения последней на кафедру церковной истории и кафедру гражданской истории, он продолжил преподавание на кафедре церковной истории (до 1895 в качестве штатного, а до 1896 сверхштатного профессора). Кроме того, начиная с 1865, в разное время преподавал на историкофилологическом факультете Казанского ун-та, в окружном училище духовного ведомства и Родионовском ин-те благородных девиц, работал в библиотеке КДА, где заведовал богатейшим собранием книг Соловецкого монастыря (перевезенных сюда в 1855 во время Крымской войны ввиду опасности вторжения английского флота на север Российской империи), являлся редактором и цензором академического журнала «Православный собеседник». В своих работах он сумел соединить объективный документально-научный подход с живостью суждений и доступностью изложения. Всероссийскую известность Знаменскому принес его главный научный труд «Руководство к русской церковной истории» (1870, 1876, 1880, 1886, 1888), удостоенный премии митрополита Макария. Впоследствии эта книга стала собственностью Училищного комитета при Святейшем Синоде и после сделанных Знаменским — с учетом синодальной учебной программы — поправок была издана как «Учебное руководство по истории Русской Церкви» (1896, 1904). В первой половине 1870-х за труд «Приходское духовенство со времен реформы Петра» удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 избран почетным членом Казанского ун-та, а Московский ун-т, по представлению историка В.О.Ключевского, возвел его honoris causa в ученую степень доктора русской истории. 5 дек. избран членом-корреспондентом С.-Петербургской АН по отделению русского языка и словесности. Он являлся почетным доктором 4 Духовных академий, членом целого ряда научных обществ.
С 1875 по 1880 состоял в переписке с писателем Н. С. Лесковым, отмечавшим достоинства исторических сочинений Знаменского. Знаменский всегда оставался глубоко верующим, православным человеком. Искренняя вера в торжество православия и духовно-нравственное возрождение русского народа стала одной из основных причин, приведших его под знамена казанского трезвеннического и право-монархического движения. Проф. Знаменский был избран почетным членом Казанского Общества Трезвости. 11 янв. 1906 он стал членом КОРС, а 22 янв. был избран тов. председателя этой право-монархической организации (предположительно, исполнял обязанности до 27 сент. 1906), неоднократно (в том числе, в 1906 и 1908) избирался в Совет КОРС. Кроме того, Знаменский являлся одним из вдохновителей и наиболее активных членов казанской миссионерской общественной организации «Братство святителя Гурия», главенствующую роль в котором в начале XX в. играл один из деятелей местного черносотенного движения еп. Андрей (кн. Ухтомский). В период выборов в I Государственную Думу Знаменский был включен в список выборщиков от соединенного Совета Царско-Народного Русского Общества, КОРС и Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани. Во время проведения в Казани избирательной кампании во II Гос. Думу он под первым номером по «3-й части» вошел в «Список выборщиков в Государственную Думу от Русских Людей». В последующие годы упоминаний о политической деятельности находившегося уже в преклонном возрасте Знаменского практически не прослеживается. Вместе с тем известно, что он и далее продолжал активно заниматься наукой и историко-писательской деятельностью. Так, в 1910 в Казани вышло его этнографическое исследование «Казанские татары», полное нелицеприятных наблюдений как по части национального характера и быта самих татар, так и по отношению к деятельности среди них православных миссионеров. В ней Знаменский, в частности, отмечал, что: «О каком-нибудь обрусении татар теперь пока не может быть и речи. Христианская миссия в среде магометанства совершенно парализована». Умер Знаменский в собственном доме в Казани, который перед кончиной (вместе с богатой библиотекой) завещал Казанской ДА. Погребен на кладбище находившегося на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, уничтоженного в советское время.
Соч.: Казанские татары. Казань, 1910 и др.
Лит.: Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. Ч. I. Казань, 2003; Его же. Историк-художник (К юбилею выдающегося российского историка, члена Казанского отдела «Русского собрания» П. В. Знаменского // Алексеев И. Е. На страже Империи. Вып. 1: Статьи документы по истории черносотенного и белого движений. Казань, 2006; Знаменский Петр Васильевич // Русский биографический словарь / http://www.rulex.ru/01080288.htm; Казанский телеграф. 1906. 21 марта; Куницын Б. Несторлетописец казанской alma mater // Республика Татарстан. 2005. 11 авг.; Соловьев И. Профессор П. В. Знаменский как историк Русской Церкви /// История Русской Церкви (Профессор Знаменский П. В.) // Православие / http://www.pravoslavie.by/podpod.asp?id=1026&Session=10; Черносотенец. 1907. 14 янв. И. Алексеев

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008