ЗОЛОТОЙ ВЕК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Золотой век
В представлении мн. др. народов — самая ранняя пора человеч. существования, когда люди оставались вечно молодыми и счастливыми.

Источник: Словарь античности. 1989

ЗОЛОТОЙ ВЕК
в представлениях древних народов самая ранняя пора развития человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам. В переносном значении — время расцвета искусства, науки, счастливая и беззаботная пора.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЗОЛОТОЙ ВЕК
время, определяемое древними греками как период счастливой, беззаботной жизни. Миф о Золотом веке возник в период становления классового строя, когда положение рядового общинника резко ухудшилось и предыдущая эпоха стала восприниматься эрой благоденствия. Наиболее подробно представления древних о Золотом веке выразил Гесиод в поэме «Труды и дни». Так, в Золотом веке, при правлении Кроноса, люди не знали ни горя, ни старости; земля сама давала обильный урожай. После смерти люди превращались в добрых духов, оберегавших человечество. Поколение людей следующего, серебряного века тоже наделялось сверхъестественными качествами, однако было уничтожено Зевсом в наказание за гордыню — люди не соглашались приносить жертвы богам. Третье поколение Гесиод называет медным. Это было жестокое время, люди забыли земледелие и вели непрерывные войны. На смену им пришло поколение героев. Герои вели происхождение от богов, были воинственны, но справедливы. Они все погибли во время похода Семерых против Фив и в Троянской войне. Современную ему жизнь Гесиод называл железным веком: он не был слишком счастливым — на земле царили раздоры, правил не закон, а сила, человечество шло к гибели... Миф о Золотом веке вдохновлял греческих и римских писателей, популярен он и ныне.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ЗОЛОТОЙ ВЕК
миф. представление, существовавшее в антич. мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобыт. человечества. Отчетливее всего это представл. выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду первое поколение людей в правл. верхов. бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...» Умершие люди З. в. сущест-вуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле. Но за З. в. наступил серебряный, затем медный, — каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний — железный век, испорч. и жестокий, когда «ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью». Как своего рода З. в. хар-ризуется заря мироздания в сканд. миф. (только что сотвор. мир гармоничен, асы радостны, все из золота и т.д.); конец ему кладет «первая война» (асов и ванов). В кит. миф. говорится о привольной жизни древ. людей во времена миф. государей Яо и Шуня. В егип. миф. счастливая по-ра — это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существов. райской страны Тильмун, «страны живых», не знающих ни болезней, ни смерти.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Золотой век
согласно представлениям древних, период, когда люди вели счастливую жизнь - без раздоров, войн и тяжелого труда. Легенда возникла в Элладе в период становления классового общества, когда жизнь части общинников ухудшилась: они должны были трудиться для знати, испытывая унижения. Как рассказывает Гесиод в поэме «Труды и дни» (109 - 201), людей «з.в.» создали боги, когда правил Крон (Кронос). Они не знали ни горя, ни забот, ни старости, проводя дни в застольях. Земля сама приносила плоды, и на ней паслись многочисленные стада.
   Пришедший на смену «з.в.» серебряный век наделил людей всяческими благами. Однако Зевс истребил людей за то, что они не пожелали приносить богам жертвы. Затем, по Гесиоду, наступил медный век: люди создавали медные орудия труда и оружие, они существовали за счет войн и грабежей, чем уничтожили самих себя.
   После них пришло воинственное, но справедливое и благородное поколение героев. Они погибли во время похода семерых против Фив и Троянской войны. Свой век Гесиод называет железным: люди вынуждены постоянно трудиться, горе и заботы не оставляют их, а сама жизнь стала краткой. Вместо законов на земле правит сила; исчез стыд, и человечество идет к гибели - Зевс погубит и это поколение.
   Легенда о «з.в.» была популярной и в римской литературе (см., напр., «Метаморфозы» Овидия).
   Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977; Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / Пер. с венг. М., 1956; Burn A.R. The world of Hesiod. New York, 1966.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, З.в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос. Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает З.в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила... Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба...» За З.в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о З.в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т.д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, - один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме "Труды и дни" современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение - между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век (см. Аркадия). Бог Кронос справедливо и великодушно правил на небесах; люди оставались вечно молодыми и счастливыми. Гораций, Вергилий в "Георгиках" и Овидий в "Метаморфозах" обращали свои взоры к золотому веку; всю классическую литературу пронизывает ностальгическое отношение к счастливому прошлому. Надежды на изменения к лучшему нашли свое отражение в шестой эклоге Вергилия, навеянной предсказаниями пророчицы Сивиллы, согласно которым мировой круг жизни представляет собой смену периодов, кругов, соотносимых с десятью месяцами и находящихся под покровительством определенных божеств. Ко времени написания эклоги кончался круг Дианы (железный век) и начинался новый круг - Аполлона, в котором ожидалось возвращение золотого века. Эту же тему находим в стихах Шелли:
   В мир возвращается великий век,
   Приходят золотые годы...
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.06 мб

Криптовалюта - золото цифрового века

Воробьева В.И.
В данной статье рассмотрены динамика курса такой криптовалюты как биткойн и мировая численность интернет-пользователей, как взаимозависимые пропорциональные величины. Отмечены внешние факторы, повлиявшие на курс биткойна.
Читать PDF
1.51 мб

Криптовалюта - золото цифрового века

Воробьева В.И.
В данной статье рассмотрены динамика курса такой криптовалюты как биткойн и мировая численность Интернет-пользователей как взаимозависимые пропорциональные величины. Отмечены внешние факторы, повлиявшие на курс биткойна.
Читать PDF
397.52 кб

Смысловые основания мифа "о золотом веке"

Батрин И.Е.
В гуманитарной науке имеется множество подходов к изучению глубинной сути мифа. Данная статья демонстрирует один из таких подходов и использует его для определения и разграничения смысловой струк- туры мифа «о золотом веке».
Читать PDF
268.31 кб

Мировоззрение «Золотого века» и его истоки

Воронцов Владимир Александрович
Читать PDF
429.38 кб

Метаморфозы истории Золотой Орды в XXI веке

Васильев Дмитрий Викторович, Иванов Владимир Александрович
В статье рассматриваются три концепции оценки места и роли Золотой Орды в истории народов Восточной Европы, данные в трех фундаментальных исследованиях последних лет: «История татар с древнейших времен. Т.III.
Читать PDF
324.30 кб

Ю. Г. Чернышов. Древний рим: мечта о золотом веке

Душенко К.В.
Читать PDF
204.10 кб

Идея Золотого века у Шеллинга, Гельдерлина и Новалиса

Казакова И. Б.
Даётся анализ концепции Золотого века в эстетических, натурфилософских и антропологических воззрениях немецких романтиков.
Читать PDF
356.12 кб

Казанская крепость в золотоордынский период (XIII-XV века)

Хабибуллин А.Н.
В публикации описывается развитие Казанской крепости в золотоордынский период XIII-XV века. В это время Казань являлась таможенной крепостью на реке Волга и была стратегическим пунктом Казанского княжества.
Читать PDF
66.54 кб

О. Ф. Кудрявцев миф о "золотом веке" в культуре Возрождения

И.Г.
Читать PDF
363.88 кб

МИФ О "ЗОЛОТОМ ВЕКЕ", ОСТРОВАХ БЛАЖЕННЫХ, ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ

Гудимова С.А.
Представления о мифологических эрах и больших периодах в древних цивилизациях строятся по такой модели: «золотой век» вначале и затем постепенная порча и гибель.
Читать PDF
162.16 кб

Рецензия на книгу: Семанов С. Брежнев: Правитель «золотого века»

С. А. Зубков
Читать PDF
2.98 мб

Правда на вес золота? Обсуждая золотодобычу в Монголии начала ХХ века

Дейвон Диар
Данная статья анализирует то, как в начале ХХ в. сформировалось легитимное знание о золотодобыче в Монголии.
Читать PDF
282.17 кб

Теоретики и практики золотого монометаллизма в России в конце xix века

Мельников Максим Викторович
Статья посвящена проблеме теоретического обоснования преобразования денежного обращения России в конце XIX в., осуществленного на принципах золотого монометаллизма. Подробно рассматриваются взгляды С. Ю.
Читать PDF
282.17 кб

Теоретики и практики золотого монометаллизма в России в конце xix века

Мельников Максим Викторович
Статья посвящена проблеме теоретического обоснования преобразования денежного обращения России в конце XIX в., осуществленного на принципах золотого монометаллизма. Подробно рассматриваются взгляды С. Ю.
Читать PDF
20.69 мб

Франсиско руис Гихон последний мастер испанской скульптуры Золотого века

Прикладова Мария Александровна
Сделан хронологический обзор творчества Франсиско Руиса Гихона, рассмотрены его работы в контексте испанской культуры Золотого века.