ЗОЩЕНКО

Найдено 1 определение
ЗОЩЕНКО
Михаил Михайлович (1894, Санкт-Петербург – 1958, Сестрорецк), русский писатель. Родился в семье художника-передвижника. Первые литературные произведения (лирические миниатюры, философские сказки, притчи, рассказы и фельетоны) написал в 1910-х гг. под впечатлением творчества Ф. Ницше, Ст. Пшибышевского, О. Уайльда, раннего А. А. Блока. Стиль произведений Зощенко кардинально меняется в нач. 1920-х гг., когда он пересматривает отношение к прежним литературным кумирам (в т. ч. к писателям-декадентам рубежа 19–20 вв.) и начинает писать «для новой страны, для новых, еще неизвестных читателей». В его первой опубликованной книге «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» (1921) появляется сказ – особый тип повествования, ориентированный на живую разговорную речь. Сказ присутствует и в других рассказах 1920-х гг., опубликованных в сатирических журналах «Красный ворон», «Дрезина», «Бузотер», «Смехач», «Бегемот» и др. и вошедших в сборники «Разнотык» (1923), «Аристократка», «Веселая жизнь» (1924), «Обезьяний язык» (1925), «Уважаемые граждане» (1926), «Над кем смеетесь?!» (1928) и др.
Полемику с эпигонами неактуальной, на его взгляд, традиции рус. классической литературы 19 в. и представителями декаданса Зощенко продолжает в пародийных «Сентиментальных повестях» (1923–30): «Коза», «Аполлон и Тамара» (обе – 1923), «Мудрость», «Люди» (обе – 1924), «Страшная ночь», «О чем пел соловей» (обе – 1925), «Веселое приключение» (1926), «Сирень цветет» (1930).
В 1930–40-е гг. в художественном мире Зощенко происходят существенные изменения. В это время начинается путь от «чужого», сказового, к собственно авторскому слову и активные поиски «положительного» начала в жизни и литературе. Круг жанров, к которым обращается писатель, расширяется. В 1933 г. выходит «научно-художественная» повесть «Возвращенная молодость», в которой беллетристический сюжет сосуществует с авторскими отступлениями о здоровье и долголетии. В «Голубой книге» (1934–35) Зощенко предпринял попытку сатирического осмысления истории человечества. Задумываясь о воспитательной роли литературы, Зощенко пишет рассказы для детей («Смешные рассказы», 1937; «Рассказы о Ленине», 1939; и др.). В поисках нового «простого» языка писатель обращается к традициям пушкинской прозы – об этом свидетельствует его стилизованная «Шестая повесть Белкина» (1937).
В 1943 г. в журнале «Октябрь» начинает печататься автобиографическая повесть «Перед восходом солнца», в которой автор возвращается к вопросам психологии и медицины и описывает свое исцеление от душевной болезни, которой, по его мнению, были обусловлены тяготившее его самого «сатирическое» видение мира и неспособность создавать положительные образы. Повесть подверглась резкой критике со стороны официальных кругов как «политически вредное и антихудожественное произведение», и публикация была прервана. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», в котором повесть и ее автор также резко осуждались. Вскоре Зощенко был исключен из Союза писателей и на долгие годы оказался в опале. Лишь в 1953 г., после смерти Сталина, он был снова принят в Союз писателей. Через несколько лет, после более чем 10-летнего перерыва, выходят в свет две последние прижизненные книги Зощенко «Избранные рассказы и повести. 1923–1956» (1956) и «Рассказы и фельетоны» (1958). Издание повести «Перед восходом солнца» было продолжено лишь в 1972 г.: вторая, ранее не опубликованная часть повести увидела свет в журнале «Звезда» как самостоятельное произведение под названием «Повесть о разуме». Лишь в 1987 г. «Перед восходом солнца» была опубликована полностью.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Молотовское эхо идеологической кампании 1946 года: местная печать разоблачает М. Зощенко и А. Ахмато

Кимерлинг Анна Семеновна
Рассматривается участие региональной (г. Молотов) печати в политической кампании 1946 г., инициированной докладом Жданова и постановлением оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"».
Читать PDF
0.00 байт

«Люди» М. М. Зощенко и «Бедные люди» Ф. М. Достоевского: к вопросу о литературных связях

Носырина О. А.
В статье обозначаются сюжетные и мотивные параллели повести М. М. Зощенко «Люди» и романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Основа сопоставления текстов феномен страха.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности рамочного текста "Голубой книги" М.М.Зощенко.

Жолнина Е. В.
В статье рассматриваются вступления, послесловия и стихотворные эпиграфы «Голубой книги» М. Зощенко, определяются особенности их функционирования в тексте, соотношения между собой и с книгой в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Повесть М. М. Зощенко «Перед восходом солнца»: реализация жизнетворческих поисков

Худенко Елена Анатольевна
Статья посвящена жизнетворческим поискам М. М. Зощенко, которые активно им велись с начала 30-х годов ХХ в.
Читать PDF
158.35 кб

«Русский фатализм»: стратегии жюнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко

Куляпин А. И.
Читать PDF
0.00 байт

Отзыв о диссертации Елены Анатольевны Худенко «Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина 1930

Комаров С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Автобиографическая проза М. Зощенко и М. Пришвина: варианты жизнестроения

Худенко Елена Анатольевна
Статья посвящена рассмотрению жизнетворческих стратегий двух великих «классиков» советской эпохи М. Зощенко и М. Пришвина.
Читать PDF
0.00 байт

Преломление сказовой традиции М. Зощенко в «Малой прозе» Евг. Попова конца 1960-1980-х гг

Байкова Светлана Алексеевна
Впервые исследуются особенности сказового повествования в рассказах прозаика Евг. Попова. Выявляется, что, опираясь на традицию сказа и сказовой маски М. Зощенко, Евг.
Читать PDF
0.00 байт

Петербург Ленинград в жизни и творчестве М. М. Зощенко

Маркина Полина Владимировна
В статье обозначены традиционные для петербургского мифа темы, разрабатываемые М.М. Зощенко. Через авторскую позицию вырисовывается трансформация городского мифа в советской литературе.
Читать PDF
0.00 байт

Психические аномалии в творчестве М. М. Зощенко и Ю. К. Олеши

Маркина Полина Владимировна
Обозначены психические аномалии М.М. Зощенко и Ю.К. Олеши, которые отразились в их творчестве. Особое внимание к болезням и фобиям вызвано поиском гармонии, попыткой ассимилироваться в новом мире советской России.
Читать PDF
0.00 байт

«Голубая книга» М. М. Зощенко как симфония

Кротова Дарья Владимировна
В работе анализируется структура «Голубой книги» М.М. Зощенко. Автором статьи обосновывается положение о том, что в названном сочинении своеобразно, но довольно точно воспроизводится строение симфонического цикла.
Читать PDF
0.00 байт

«Дама с цветами» и «Дама с собачкой»: чеховские традиции в творчестве М. М. Зощенко

Колева И. П.
Статья посвящена творчеству продолжателя чеховской литературной традиции М.М. Зощенко, рассматриваются интертекстуальные связи рассказа М.М. Зощенко «Дама с цветами» с рассказом А.П. Чехова «Дама с собачкой».
Читать PDF
195.59 кб

Парадигма «Петербург - Петроград - Ленинград» М. М. Зощенко

Маркина Полина Владимировна
В статье рассматривается парадигма «Петербург Петроград Ленинград» М.М. Зощенко. В работе прослеживаются метаморфозы петербургского мифа в русской культуре. В своем творчестве М.М.
Читать PDF
0.00 байт

Эмоционально-смысловые доминанты в произведениях советской литературы 1940-х годов (М. Зощенко и А.

Колесникова Елена Ивановна
Исторический и литературный контексты рассмотренных рассказов М. Зощенко и А.
Читать PDF
270.56 кб

Жанровый архетип мениппеи в поэтике комической новеллы М. Зощенко

Ибатуллина Гузель Муртазовна
Образно-смысловые парадигмы мениппеи рассматриваются в качестве архетипических начал, определяющих своеобразие жанровой организации комических рассказов М. Зощенко.

Похожие термины:

  • Зощенко, Михаил Михайлович

    (1895 -1958) – выдающийся советский русский писатель. Сатирик. В своем творчестве критиковал мещанство, мелочность, убожество обывателей, примитивный взгляд на окружающий мир. На пике своей популярнос