Зосим, Даниил СтепановичЗосима Балькевич

ЗОСИМА

Найдено 16 определений термина ЗОСИМА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зосима (преподобный)

Зосима - см. в статье Зосима и Савватий .

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Зосима (Ворбозомский)

авт. "Поучения и послания Изосимы св. к Настасии дщери моей", † 1550.

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Зосима (Верховский)

дух. писат., р. 1767, инок, † 24 окт. 1833 ("извлечения из его сочинений" изд. 1860).

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ЗОСИМА

?-1494), митрополит Московский и всея Руси с 1490. По воле великого князя Ивана III впервые поставлен собором русских епископов. Составил список запрещенных книг и поучение против еретиков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Зосима

авт. поучения против ереси жидовств., митроп. Моск. (1490—1494), † в нач. XVI в.

{Венгеров}



Зосима

инок XVI—XVII в., авт. "Духовного послания к дщери Анастасии".

{Венгеров}



Зосима

паломник нач. XV в., иеродиакон.

{Венгеров}



Зосима

почаевский проповедник 1904 г.

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Зосим

лат. Zosimus)

(2-я пол. V в. н.э.)

   позднеримский историк, автор «Новой истории» в 6 кн., в которой изложена история Римской империи от Августа до взятия Рима Аларихом (410 н.э.). З. был сторонником язычества и видел причину упадка Римской империи в распространении христианства.

   Zosimus. Historia Nova. Ed. L. Mendelsohn. Lipsiae, 1887.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Зосим

византийский историк второй половины V в. Даты рождения и смерти неизвестны. Написал «Новую историю» Римской империи от Августа до 410 г., сохранившуюся целиком и ставшую наряду с «Римской историей» Аммиана Марцеллина важнейшим источником знаний о событиях периода становления Византийской империи. Зосим был убежденным язычником и в значительной мере опирался на труд язычника Евнапия Сардского. Поэтому он резко негативно оценивал роль императоров-христиан, в частности, Константина Великого и Феодосия I.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античных историков

ЗОСИМ

   • Zos?mus,

         ???????, историк, живший около 2-й половины 5 в. от Р. X., он написал сочинение в 6 книгах, почти вполне сохранившееся: ???????? ??? или ?????????? ???? ?????????; в этом сочинении он сообщает в перечне о событиях времени императоров с Августа и до конца 4 в. и более подробно излагает историю 395 — 410 гг. Зосим в своем труде хотел уяснить причину падения Римской империи; как ярый противник христианства, он считает самой главной причиной — падение языческой религии. Впрочем, в своем изложении он основывается на здравой критике, насколько позволяют это его принципы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ЗОСИМА

Zosimus) - позднерим. историк кон. 5 в. Автор "Новой истории" (Historia nova) в 6 кн., где кратко изложена история Рим. империи от Августа до взятия Рима Аларихом I (410). Гл. внимание З. уделяет борьбе римлян с вторгавшимися племенами (скифами), пытаясь при этом вскрыть социальные причины, обусловившие успех вторжений (тяжелое положение угнетенных масс провинций, к-рые часто поддерживали вторгавшихся). Как идеолог старой рим. языч. аристократии З. оппозиционно настроен по отношению к христианству, распространение к-рого считает одной из гл. причин ослабления Рим. империи; резко критикует политику Константина и Феодосия I.

Изд.: Zosimi historia nova, ed. Z. Mendelssohn, Lipsiae, 1887.

Лит.: Martin K. С., De fontibus Zosimi, В., 1866.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Зосим

V в. н. э., греческий историк. О жизни З. у нас нет сведений, кроме того, что он получил титул комеса и был государственным чиновником. Написал произведение Новая история (Nea historia) в 6 книгах, охватывающее период от правления Августа до завоевания Рима Аларихом (410 г.). После краткого обзора истории до прихода к власти Диоклетиана, повествование становится более подробным. Этот период он описывал на основании языческих источников: произведений Юлиана Отступника и историков Евнапия и Олимпиодора. З. был противником христианства, причины упадка Римской Империи он усматривал в забвении древней религии. Вину за это положение вещей он возлагал в основном на Константина I, кторому противопоставил Юлиана Отступника, сторонника возвращения к традиционной римской религии. Призведение З. носит компилятивный характер. К нему обращались Евагрий и Иоанн Антиохийский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античные писатели. Словарь

Зосима (иеромонах)

Зосима - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Святую Землю, автор сочинения ""Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима"", или ""Хождение инока Зосимы"". Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря. В 1414 г. он посетил впервые Царьград, сопровождая княжну Анну Васильевну, помолвленную за Иоанна, сына императора Мануила Палеолога. Весной 1419 г. Зосима вторично предпринял путешествие на Восток, посетил Афон, остров Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. достиг Иерусалима. В своем ""Страннике"" он подробно описывает достопримечательности святого Града. ""Странник"" Зосимы издан в ""Сказаниях русского народа"" Сахарова (II, стр. 59) и в ""Православном палестинском сборнике"" (т. VIII, выпуск 3, СПб., 1889), под редакцией Хр. М. Лопарева . См. ""Древнерусские паломники"", Ф. Грекова, 1891, I (изд. Имп. православного палестинского общества). В. П.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ЗОСИМ

1) Греч. историк 2-й пол. 5 в. Напис. им «Новая история» в 6 кн. имеет большую ценность для изуч. позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. ист. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достовер. источ. и охватывает период от времени правл. имп. Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Рим. империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство. 2) 3. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верх. Египет), алхимик. Б.ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщине-алхимику Теосебии соч. «Химическое знание» приблизит. в 28 кн., содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранивш. во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в др. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны иск-ва. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из соч. Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Зосим

(греч. Zosimos)

        1. Греч, историк 2-й половины 5 в. Написанная им «Новая история» («Nea historia») в 6 книгах имеет большую ценность для изучения позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. историч. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достоверных источниках и охватывает период от времени правления императора Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Римской империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.

        2. З. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верхний Египет), алхимик. Б. ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщинеалхимику Теосебии сочинение «Химическое знание» (греч. «Chemeutika») приблизительно в 28 книгах, содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранившееся во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в другие. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны искусства. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из сочинений Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Зосима (митрополит Московский)

Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия , по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын , поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в ""Просветителе"" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих ""слухов"", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список ""богоотметных"" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора ""Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству"", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., ""своея ради немощи"", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что ""непомерно держался пития и не радел о церкви Божией"", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. ""причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину"". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы. - Ср. ""Русская Историческая Библиотека"", т. VI; Макарий ""История церкви"", т. VI; ""Современные Известия"" (1884, № 266); Д. Иловайский ""Еще о ереси жидовствующих"" (М., 1884). В. Б.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Зосима (Ворбозомский)

Зосима (Ворбозомский) (ум. 1550 г.) – автор «Поучения и послания Изосимы св. к Настасеи дщери своей». Издатель памятника К. И. Невоструев (а не Н. И. Костомаров, как сообщается в «Прав. богослов. энцик. (т. 5)») считал, что неизвестно, кто скрывался под именем Зосимы и Анастасии. У С. Венгерова в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых...» и в «Прав. богослов. энцик.» (т. 5) говорится, что автор памятника – Зосима Ворбозомский, ученик Корнилия Комельского, основавший на Ворбозомском озере под Белоозером упраздненный в 1764 г. Ворбозомский монастырь. Зосима был похоронен в Благовещенской церкви этого монастыря; память его отмечалась 4 апреля.

Памятник представляет собой ответное послание на просьбу инокини Анастасии об утешении. Зосима выражает свое одобрение поступку Анастасии, избавившей себя от кары, которая ожидает живущих в миру. Он призывает ее втайне, со слезами, молиться богу и богородице, избегать любви к мирскому, одаривать нищих и т. п.

К. И. Невоструев издал «Поучение» по списку ГИМ, Синод. собр., № 321, л. 146–152 об., XVI в. под заглавием: «Поучение и послание Изосима святаго к Настасеи дщери своей» (нач.: Послание от Изосима святаго дщери своей Анастасиа, прислати грамоту о утешении своем...») и считает его не переводом, а русским оригинальным сочинением. «Поучение» читается еще, например, в сборнике ГИМ, собр. Царского, № 382, XVI в. Памятник, пишет К. И. Невоструев, заключает в себе выписки из Измарагда, из 96-го в нем «Слова св. Симеона, епископа месопотамского», а также заимствование из Кирилла Туровского.

Изд.: Невоструев К. И. Поучение и послание Изосима святаго к Настасеи дщери своей // Духовный вестн. Харьков, 1862, июль, с. 148–156.

Лит.: Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 86; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, с. 21; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 205; Филарет. Обзор, с. 156–157; Православная богословская энциклопедия. Пгр., 1904, т. 5, стб. 764–765; Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Пгр., 1915, т. 1, вып. 1–3, с. 307.

М. А. Салмина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси

ЗОСИМ

вторая половина V в.) – греческий историк, представитель наиболее консервативной части сенаторской аристократии, ревностный сторонник язычества. В Константинополе он занимал высокие должности комита и эксадвоката фиска (финансового управления). Зосим – автор «Новой истории» в 6 книгах, написанной в годы правления императора Анастасия (491 – 118) и основанной на достоверных источниках, многие из которых до нас не дошли. В ней рассматривается история римского государства от времени правления императора Августа (27 г. до н.э.) до захвата Рима вестготским королем Аларихом в 410 г. Упадок Римской империи и ее падение Зосим связывал с наказаниями богов за «преступления» римлян, главными из которых были отход от религии предков и принятие христианства. Фаталистическая идея судьбы, рока, лежащая в основе исторической концепции Зосима, определила структуру книги: своеобразным водоразделом является правление Константина I (годы правления 306 – 637), христианского императора, пренебрегшего обычаями предков. Обличая «заблудших» императоров Константина I и Феодосия I (379 – 995), послушный им двор, высшее духовенство и монашество, историк противопоставляет им идеального правителя – Юлиана, не отказавшегося от языческих верований. В сочинении Зосима содержатся ценные сведения о готах, гуннах, римских рабах, поддержавших варваров во время осады Рима. Антиварварские настроения историка определили его отношение к внешней политике императоров. Он клеймит Константина I за то, что тот пренебрегал варварской опасностью, Феодосия I – за то, что тот заключил мир с вестготами в 382 г. и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, предоставив им право нести воинскую повинность в римской армии. Зосима восхищала лишь политика Юлиана, который вел непримиримую борьбу с варварами. Объясняя исторические события действиями потусторонних сил, Зосим вводит в повествование предсказания оракулов, вещие сны. Исследователи отмечают допускаемые историком неточности в географических названиях, цифрах, датах, титулатуре римских государственных деятелей. Нападки Зосима на христианских императоров оспаривали Евсевий Кесарийский и Евагрий Схоластик, назвавший последнего историкаязычника «проклятым и беззаконным человеком».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

Найдено схем по теме ЗОСИМА — 0

Найдено научныех статей по теме ЗОСИМА — 0

Найдено книг по теме ЗОСИМА — 0

Найдено презентаций по теме ЗОСИМА — 0

Найдено рефератов по теме ЗОСИМА — 0