ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
Звериный стиль
см.: Пермский звериный стиль, Савромато-сарматский звериный стиль.
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
условное наименование широко распространенного в декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке и был распространен в I тыс. до н.э. — у скифов, саков, алтайцев, фракийцев, сарматов, в I тыс. н.э. — у кельтов и германцев, он также часто встречается в рукописях и декоративно-прикладном искусстве раннего средневековья (Ирландия, Англия, Скандинавские страны). Для орнаментов звериного стиля характерны стилизованные изображения фантастических животных и птиц, переплетающиеся растительные и зооморфные мотивы.
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
стиль древнего декоративного и орнаментального искусства, основанного на почитании священных животных. Наиболее ранние образцы известны в Египте и Месопотамии (3-е тыс. до н. э.). Стилизованные изображения реальных и фантастических зверей, птиц, рыб, насекомых, сцены охоты и «терзания» хищниками травоядных животных, а также причудливые сочетания звериных и растительных мотивов были широко распространены у воинственных кочевых племен (у скифов, сарматов, фракийцев, народов Южной Сибири в 1-м тыс. до н. э.; у кельтов и германцев в 1-м тыс. н. э.) в украшениях оружия и бытовой утвари, фибул (застежек), брошей, серег, ожерелий, поясов и т. д. Выполнялись в техниках: гравировка по металлу, литье, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока и др. Изделия в зверином стиле определяли имущественное и общественное положение их владельца; служили племенными знаками и оберегами от злых сил.
В средневековом искусстве изображения звериного стиля в виде затейливо переплетенных узоров встречаются на страницах рукописных книг, в резных украшениях скандинавских кораблей, в рельефах на стенах храмов, в том числе древнерусских (Дмитриевский собор во Владимире, 1194–97).
В средневековом искусстве изображения звериного стиля в виде затейливо переплетенных узоров встречаются на страницах рукописных книг, в резных украшениях скандинавских кораблей, в рельефах на стенах храмов, в том числе древнерусских (Дмитриевский собор во Владимире, 1194–97).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
в древ. прикладном иск-ве и орнаментике условное назв. стиля, хар-ризующ. использованием изображ. животных. В основе его лежит свойствен. первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображ. к-рого, утрачивая свой свящ., магич. хар-р, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в 3-м тыс. до н.э. иск-во египтян и шумеров создало своеобраз. образцы З. с. — фантастич. изображения птице-зверей — грифона, крылатого быка, сфинкса (лев с головой человека) и др. Во 2-м тыс. до н.э. З. с. был хар-рен для декоративн. иск-ва народов Передней Азии (хеттов), Зап. Ирана и др., оказавш. большое влияние на др.-греч. иск-во 1-го тыс. до н.э. В Индии и особенно в Китае З. с. известен с древнейших времен. Уже в эпоху бронзы (2-е тыс. до н.э.) в прикладном иск-ве Китая известно изображ. дракона. Особенное развитие З. с. в Китае получил в кон. 1-го тыс. до н.э. и в первых веках н.э. (орнаментация бронзовых зеркал, украшений, конской сбруи). Однако наибольш. развития и выразителельности З. с. достиг в скифо-сарматском декоратив. иск-ве 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. Корни скифск. З. с. уходят в местное творчество предшествующей эпохи и иск-во Передней Азии, Зап. Ирана и Кавказа, но под воздействием греч. иск-ва причерномор. колоний вост. черты в нем постепенно стирались. Сюжетами З. с. скифов и близких к ним по культуре народов 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. были отдельные фигуры животных (стоящие, лежащие, свернувш. клубком, скачущие, галопирующие) или части их, пары животных, сцены борьбы зверей. В обстановке разложения родового строя, утрачивая постепенно первонач. тотемич. смысл, изображаемые животные сохран. свое магич. значение; образы грифонов и др. хищников на оружии и конской сбруе как бы усиливали боевую мощь воинов и конницы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Звериный стиль
условное наименование широко распространенного в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке (См. Бронзовый век, Железный век). Происхождение звериного стиля связано с почитанием священного зверя, изображение которого постепенно превращалось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы звериного стиля известны в Египте и Месопотамии в 3 тыс. до н.э., В Передней Азии, Индии и Китае – во 2 тыс. до н.э. В это же время звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племен Южной Сибири 1 тыс. до н.э. и первых веков н.э. Скифский звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (См. Грифон). Приемы изображений различны: гравировка по металлу и литье, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в зверином стиле. Реалистичность изображения сочеталась с определенной условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами, хищники – иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются определенные приемы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога – завитков, пасть – полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела животного, служившая ее символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных. В сарматском зверином стиле схематизация и условные черты усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1 тыс. н.э. звериный стиль постепенно утратил свое значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на Запад и мусульманского на Восток. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов. Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин). См. Первобытное искусство.