ЗВУКОПИСЬ

Найдено 1 определение
ЗВУКОПИСЬ
совокупность приемов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «Полено упало на палец Наполеона» – в этой фразе многократный повтор согласных п-л (л )-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.
Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением:
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Идет. К нему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремленность рус. царя.
Еще отчетливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

«Звукопись» Михаила Чехова как тайное владение словом

Титов Юрий Федорович
Интерес к творческому наследию актера и режиссера Михаила Чехова, к его методу и отдельным упражнениям заметно возрастает за последние годы.
Читать PDF
0.00 байт

Звукопись и цветопись в лирике

Джуматаева Динара Киреевна
Мало уметь читать стихи. Стихи нужно уметь слушать, т.е. вслушиваться в них, разбираться в образах, созданных поэтом. Для этого нужно быть внимательным к слову поэта.
Читать PDF
0.00 байт

«Так надо играть». О поэтической звукописи и звукосмысловой организации стиха

Смиренский Вадим Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы стилистики художественного перевода античных текстов (передача звукописи в переводах эсхило

Забудская Яна Леонидовна
Ивановский Эсхил пример не знакомства, а творческого усвоения, намеренный эксперимент, сохраняющий в основе своей все ту же идею translatio studii и соединяющий вопросы интерпретации текста с вопросами развития человеческой культу