Зюздинские коми-пермяки

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Зюздинские коми-пермяки
этническая группа в верховьях р. Камы, на границе с Коми-Пермяцким авт. округом. По мнению жителей, название этнической группы происходит от названия притока Камы - р. Сызьвы, где прежде жили предки З. К.-П. В 1926 их насчитывалось ок. 5 тыс. чел. Дальнейшие переписи большинство нас. записывают русскими. Осн. ч. проживала компактно на тер. Пашинского, Романовского, Кытмановского, Московского, Афанасьевского сел. советов Афанасьевского р-на Кировской обл. Зюздинское (верхнекамское) наречие является переходным между к.-п. и коми-зырянским, но преобладающими являются черты гайнского (сев. к.-п.) наречия. По яз. и бытовым чертам отличают себя от коми-зырян и от к.-п., проживающих в авт. округе. С XVI в. З. К.-П. входили в Пермь Великую. В сев. ч. З. К.-П. сохраняют черты культуры сев. к.-п., а в юж. - юж. (иньвенских) к.-п. Много общего с культурой соседнего рус. нас.    Лит.: Белицер В.Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1952. Вып. 15; Она же. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. М., 1958; Кананин Б.А. Население верховьев Камы в эпоху средневековья (западный вариант Ломоватовской и Родановской культур). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 1985; Боталова Р.М. Коми-пермяцкая диалектология. М., 1975; Штейнфельд Н. Зюздинский край. Вятка, 1892.    Чагин Г.Н.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

КОМИ-ПЕРМЯКИ ЗЮЗДИНСКИЕ
этническая группа комипермяцкого этноса. Название «зюздинские» связано с расселением предков группы по берегам притока Камы р. Сюзьвы. Себя называют пермяками или пермянами. Этническое самосознание выражено не четко: часть зюздинцев затрудняется определить свою национальную принадлежность, многие называют себя русскими как носители русских языка и культуры. Отличают себя от комипермяков Перм. края и коми-зырян. В языковом отношении относятся к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Диалект зюздинцев эловый, он имеет ряд особенностей, отличающих его от других комипермяцких диалектов, и некоторые черты, сближающие его с диалектами коми (зырянского) языка. В настоящее время родным языком свободно владеет старшее поколение и часть населения среднего возраста. Этногенез комизюздинцев до конца не исследован. По археологическим данным, культура древних городищ на территории их проживания близка к родановской общности X—XIV вв., на основе которой сформировалась коми-пермяцкая народность. Местные предания рассказывают об истории переселения на данные территории крестьян, бежавших в XVI—XVII вв. из района Гайн от притеснения Строгановых. Поздние этапы этногенеза зюздинских пермяков происходили в условиях обособленного от других групп народа коми проживания и тесных контактов с соседним русским населением. По переписи 1926 г., в Омутнинском уезде Вятской губ. насчитывалось 7300 коми-пермяков, а также небольшие группы имелись на территории Бисеровского р-на. По переписи 2002 г., пермяками себя назвали 351 человек из 16 961 жителя Афанасьевского р-на. Зюздинские коми-пермяки проживают на исторически сложившейся территории в верховьях Камы, в зап. части расселения коми-пермяцкого народа, в Афанасьевском р-не Кировской обл. На современном этапе большинство носителей языка сосредоточено в крупных населенных пунктах: Пашино, Илюши, Московская. Основным занятием зюздинцев было земледелие. Подсобное значение имели охотничий и рыболовецкий промыслы, временные работы на заводах. В советское время ведущим оставалось сельское хозяйство с зерновым и животноводческим уклоном. Дополнительно работали на лесозаготовках, сплаве леса, на заводах. До нач. XX в. сохранялось домашнее ткачество, до сер XX в. — гончарное дело. В летний период широко практикуется сбор грибов, ягод и заготовка их на зиму. Поселения зюздинских пермяков располагались в большинстве случаев на возвышенностях вдоль р. Камы, имели беспорядочный или линейный тип застройки, позже появился и начал преобладать уличный тип. До сер. XX в. сохранялось много мелких посёлков, починков и выселков, которые постепенно объединились в деревни и сёла. Усадьба зюздинцев чаще имеет двухрядную или покоеобразную планировку. Жилище представляет собой трехкамерный комплекс, состоящий из избы, сеней и чома (клеть), последняя часть часто перестраивалась во вторую жилую избу. Крыша двухскатная, позже начинают строить четырехскатную и трёхскатную — шатровую. Внутренняя планировка избы северорусская. Встречаются избы, в которых печь повернута устьем к боковой стене (западный тип) с сохранением местоположения переднего угла. Нар. формы одежды сохранялись до сер. XX в. Женщины носили сарафан с набойкой, печатники, прямые сарафаны на лямках со сборками на спине, сшитые из пестряди — пестрядинники, в праздники надевали ситцевые сарафаны. Под сарафаном носили длинную рубаху — исподку. Поверх сарафана повязывали фартук, подпоясывались. Позже из пестряди шили юбки. Мужской комплекс состоял из рубахи (дöрöм) и штанов (гач). Верхней одеждой были шабуры, понитки, гуни, шубы (пась). Замужние женщины на голове носили шамшуру в виде чепца с круглым твёрдым дном, которая в 1930—40-е гг. была заменена колпачком из кумача, позже — платок. Обувь была распространена кожаная и плетёная. Лапти (нинкöмьяс) двух видов: опушнённые с округлым носком и без опушней, с косым носком — плелись из лыка, сверху оплетались берестой; плетеные из бересты бродни имели вид калош, их носили преимущественно в летний период во время различных хозяйственных работ. Зимой обували валенки. Женщины имели вязаные чулки (черöсьяс), мужчины — портянки (онучи). В религиозном отношении верующие зюздинские пермяки — православные, часть исповедуют старообрядчество Белокриницкого (австрийского) согласия, центром их духовной жизни является церковь в г. Омутнинске. Также в народном мировоззрении сохраняются элементы традиционных мифологических представлений. В материальной и духовной культуре зюздинских пермяков присутствуют общие черты с традициями юж. и сев. групп коми-пермяков, коми (зырянских) групп, а также с обычаями местного русского населения. Среди зюздинцев сохраняются предания о появлении деревень, о чуди, «чудских» городищах, рассказы о нечистой силе. Богат песенный жанр (обрядовые, хороводные, игровые песни), но мало поэтических текстов на родном языке. Значительное влияние на традиционную культуру зюздинских коми-пермяков оказало соседнее русское население. На современном этапе продолжаются ассимиляционные процессы, вместе с тем имеются попытки образовательных и культурно-просветительских учреждений сохранить элементы народной культуры, знакомить население с историей и традициями этноса.
Лит.:Белицер, В.Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1952. Вып. 15. С. 27—38; Блинов, Н. Заметки о пермяках Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1861. № 44, 45. С. 361—362, 368—370; Голева, Т.Г. Традиционные верования зюздинских и язьвинских пермяков: общее и особенное // Рукописные памятники как предпосылки создания национальной письменности: материалы межрег. науч. конф. Пермь, 2006. С. 206—213; Цыпанов, Е.А. О положении зюздинских коми в Кировской области // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 376—377; Чагин, Г.Н. Зюздинские коми-пермяки // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 1; Черных, А.В. Верхнекамские коми-пермяки: проблемы современного этнокультурного развития // Национальные языки России: регионал. аспект: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2005. С. 277—281.
Т.Г. Голева

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.