1-я соборная мечеть Оренбурга
1-я соборная мечеть Оренбурга
Оренбургская городская казенная мечеть). В 1780–90-е гг. в Оренбурге постепенно начинает складываться немногочисленная мус. община из числа пост. жителей: выходцев из среднеазиатских гос-в и первых татарских купцов. Они были вынуждены подвергаться опасности, посещая Оренб. меновнинскую мечеть на степной стороне, за Уралом, или даже ездить в Сеитовский посад, отстоящий от города на 18 верст. В 1800 г. инициативная группа во главе с дочерью казахского хана Нурали Тайкарой-ханум подала прошение о сооружении первой мечети непосредственно в самом городе, но ответ из столицы по неизвестным причинам задерживался. Тогда местные мусульмане воспользовались удобным случаем и обратились за содействием к туркменскому хану Пиргали-султану, который после избрания правителем Мангышлака прибыл в Оренбург для официального извещения и отправки послов в СПб. От его имени татарин Габдулвахит Габдессалямов составил письмо к императору. По указу Александра I от 6.05.1802 г. оренб. военному губернатору Н.Н. Бахметеву было поручено построить в городе мечеть «в ободрение жительствующих в Оренбурге и по торговому промыслу приезжающих туда ж в немалом числе разных магометанского звания народов». Каменное здание с.м. в стиле классицизма было завершено в октябре 1804 г. и обошлось госказне в 6351,45 руб., а к декабрю 1805 г. вокруг нее была сооружена каменная ограда стоимостью 2535,9 руб. Торжественное открытие мечети состоялось в январе 1805 г. Улица, на которой она располагалась, получила название Мечетной (ныне пер. Левашова, 12). По высочайшему повелению от 13.03.1806 г. имамам Оренб. городской казенной мечети было установлено госжалованье в размере 150 руб. серебром в год. По высочайше утвержденному 14.06.1844 г. штату обл. правления оренб. киргизами ахуну городской казенной мечети было определено вознаграждение за совершение религиозных обрядов и приведение к присяге казахов в том же размере. За свою историю с.м. неоднократно перестраивалась. По просьбе прихожан в 1830 г. был расширен молитвенный зал. После пожара 1876 г. мечеть была восстановлена на средства купца А.М.-Г. Хусаинова (см. Хусаиновы) и приобрела совершенно др. облик: 2-этажного каменного здания с массивным минаретом, примыкающим с сев. стороны. Со времени постройки с.м. на протяжении 1-й пол. XIX в. прибывающие в город мусульмане селились компактно в этом р-не, на Мечетном и Татарском (ныне Каширина) пер. В 1826 г. при с.м. состояли 146 чел. муж. п., не считая «разных команд военного ведомства ниж. чинов и выходящих из Бухарии и Хивы купеческих караванов», в 1861 г. – 197 прихожан (101 муж. и 96 жен.), в 1890 г. – 625 (соотв. 350 и 275), в 1908 г. – 252 (132 и 120). По своему социальному составу это были преимущественно торговцы с расположенных поблизости Гл. торговой пл., Толчка, рынка на Чернореченской пл., Гостиного двора, а также чиновники, офицеры, действующие и отставные ниж. чины, дворяне, приказчики и конторские служащие из числа мусульман. К нач. XX в. приход с.м. охватывал юж. часть исторического центра города. Его вост. граница проходила по линии совр. Студенческого пер., юж. пределом было русло Урала, зап. – шла по Набережной ул. (ныне Черепановых), сев. – по Панфиловскому пер. (ныне Банный) и Неплюевской ул. (ныне Ленинская). Наибольшее количество прихожан проживало в пер. Кадетском (ныне Ивановский), Солдатском (ныне Диспансерный), ул. Водяной (ныне М. Горького) и Введенской (ныне 9 Января), в пер. Татарском. При с.м. действовало медресе, которое на руб. XIX–XX вв. по имени своего заведующего получило название «Валия». Приход располагал вакуфным имуществом: в 1848 г. Тляумбай Маркибаев пожертвовал дворовое место для медресе; в 1860-е гг. на деньги, завещанные князем Ахметгареем Ченгизом, к ограде мечети была пристроена 2-этажная каменная лавка; в 1871 г. Фахретдин Мукминжанов подарил дворовое место для постройки медресе и дома для приходского имама; в 1885 г. Чемир Акильбеков – еще один участок для учебного заведения. Старшими имамами с.м. были Габдессалям Габдрахимов (1805–25), Абдрауф Габдессалямов (1826–44), Нигматулла Габдрахимов (1844–48), Усман Мусин (1848–60-е), Хисамутдин Абдулкаримов (1860-е – 1876), М.М. Альметев (1876–1907), М.А. Хусаинов (1908– 28), Мухамади Усманович Мусин (1929–30). Мечеть была закрыта в 1930 г., ее здание передано под студенческое общежитие, а затем – квартиры преподавателей пед. ин-та. В наст. время используется как жилой дом. Лит.: ГАОО, ф. Р-134, оп. 1, д. 21; Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). – Казань, 2006, с. 53–72. Д.Д.