3-я соборная мечеть Оренбурга
3-я соборная мечеть Оренбурга
Центр. соборная мечеть). Еще в 1838 г. для освобождения города от ветхих построек и приема переселенцев к северу от исторической крепости началась застройка т.н. Новой слободки. После упразднения крепости, срытия вала и крупного городского пожара в 1864 г. она была значительно расширена. В 1860–70е гг. татарские переселенцы активно застраивались домами в Новой слободке, сев. граница которой все дальше уходила от КараванСарайской мечети. По их просьбе Оренб. гордума журналом от 25.01.1879 г. постановила выделить участок земли в 1591 кв. саж. для постройки нов. мечети на Конно-Сенной пл., в нач. Нижегородской ул. (ныне ул. Терешковой, 10а). Выбор места во многом объяснялся близостью застроенного теперь Старого мус. кладбища, которое находилось на участке к югу от Рыбаковской ул. между линиями совр. пр. Победы и ул. Терешковой. Протоколом Строительного отделения от 4.12.1879 г. архитектурный проект с.м. был одобрен и утвержден оренб. губернатором, а журналом Оренб. губ. правления от 18.03.1880 г. разрешена ее постройка. Возведение каменной мечети длиной 34 и шириной 16 аршин растянулось на 5 лет и было завершено только в 1885 г. Первоначально в новый приход были отчислены 350 из 800 прихожан Караван-Сарайской мечети. В 1890 г. с.м. насчитывала 700 прихожан (400 муж. и 300 жен.), а к 1908 г. – уже ок. 2000 чел., хотя точные списки не велись. Среди них велика была доля торговцев расположенного поблизости продовольственного (Мясного) базара на Конно-Сенной пл., отмечены владельцы пекарен, трактиров и постоялых дворов, значительная часть прихожан работала на городских мельницах, занималась ремеслом. В нач. XX в. приход с.м. охватывал вост. часть Новой слободки в границах ул. Нижегородской (ныне Терешковой), Суринской (ныне Постникова), Воскресенской (ныне Пролетарской) и Шоттовской (ныне Сухарева). Наибольшее кол-во мусульман проживало по ул. Сакмарской (ныне Орджоникидзе), Фельдшерской (ныне Попова), Нижегородской (ныне Терешковой). При мечети действовало мектебе с 5-летним курсом, где преподавались азбука, татарское чтение, письмо и диктовка, этимология (сарф) и синтаксис (наху) арабского яз., основы ислама, Коран и правила его орфоэпического чтения (таджвид), история пророков и ислама, хадисы, арифметика и география. В 1910 г. 4 педагога обучали здесь 86 мальчиков. Приход располагал вакуфным имуществом: в 1903 г. Абдулгазим Хакимович Абдулвалиев завещал ему 3 флигеля (за 1905–16 гг. принесли дохода на 3301 руб.); в 1908 г. Биби-Кандалата Шарифхузина – дом с хозслужбами; в 1916 г. Ахметша Иксанов – флигель с надворными постройками. Старшими имамами с.м. были К.И. Кутыев (1881–1907), Абдулгазиз Садретдинович Абдулкаримов (1907–32). По постановлению Средне-Волжского крайисполкома от 18.09.1931 г. мечеть была закрыта. На ее тер. были размещены детский дом и швейная фабрика. В период либерализации религиозной политики сов. гос-ва чкаловская (оренб.) община мусульман, насчитывавшая ок. 8 тыс. чел., возбудила вопрос о возобновлении в городе работы мечети. Она открылась в августе 1945 г. Имамами-мухтасибами Оренб. соборной мечети были З.М. Рахманкулов (1945–53), Х.Л. Латыпов (1953–54, 1965–72), Ф.Ш. Шарафутдинов (1954–56), А.С. Муртазин (1956– 65), Я.А. Имаметдинов (1972–84). С 1985 г. и до наст. времени гл. имамом-хатыбом мечети является А.-Б.Х. Хайруллин. В 1991 г. местная мус. религиозная организация была зарегистрирована под названием «Центр. соборной мечети» Оренбурга. На ее тер. находятся резиденция ДУМ Оренб. обл. (Оренб. муфтията), медресе «Хусаиния», магазин «Халяль». Лит.: ГАОО, ф. Р-134, оп. 1, д. 1; Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). – Казань, 2006, с. 53–72. Д.Д.