АБРАМОВ
АБРАМОВ
Яков Васильевич (псевд. - Федосеевец) (1858-1906) - либеральный народник, публицист. В 1878 за революц. пропаганду был исключен из Медико-хирургич. академии и выслан из Петербурга. С 1881 печатался в "Слове", "Отечеств. записках", "Деле". Изучал историю раскола и сектантства. В сер. 80-х гг. стал одним из осн. сотрудников "Недели", со страниц к-рой пропагандировал отказ от революц. борьбы и "культурничество" - т. н. "теорию малых дел" ("абрамовщина", см. "Малых дел теория"). Соч.: Сел. календарь, (в.) 1-2, СПБ, 1888-89; Что "делало земство и что оно делает, СПБ, 1889; Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Популярная юридич. б-ка, в. 1-6, 8 - 10, СПБ, 1895-1903; Памяти Белинского, СПБ, (1898). Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2 (От какого наследства мы отказываемся?); Венгеров С. A., Критико-биографич. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889; Шелгунов Н. В., Очерки рус. жизни, СПБ, 1895.
АБРАМОВ
Федор Александрович (1920, с. Веркола Архангельской губ. – 1983, Ленинград), русский прозаик. Был участником Великой Отечественной войны, в 1941 г. ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. В 1948 г. окончил филологический ф-т ЛГУ, где позже работал преподавателем истории литературы. Впервые имя Абрамова читатели узнали из статьи «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954), опубл. в журнале «Новый мир», в которой он критиковал произведения различных писателей за приукрашивание трудной жизни крестьян. Первый роман Абрамова «Братья и сестры» (1958), отразивший самоотверженность, жертвы и горести крестьян в годы войны, ознаменовал появление в рус. литературе т. н. «деревенской прозы». За романом последовали рассказы «Безотцовщина» (1961), «Жила-была семужка» (1962), «Медвежья охота» (1963–64) и очерк «Вокруг да около» (1963), привлекшие внимание реалистическим изображением колхозной жизни. Кредо Абрамова – «выверять литературу жизнью». Эпический охват событий, изображение характеров в их историческом развитии характерны для трилогии «Пряслины» (1958–73), состоящей из романов «Братья и сестры», «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) и дополненной романом «Дом» (1979). В них нарисована картина рус. жизни на протяжении тридцати лет, начиная с военного 1941 г., показаны люди, с честью выдержавшие тяжкие испытания в военные и послевоенные годы. В повестях «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1971) писатель поднимает те же вопросы, что и в трилогии о Пряслиных, а также в статьях и выступлениях, таких как «Чем живем-кормимся?..» (1979), «О хлебе насущном и хлебе духовном», «Пашня живая и мертвая», – отношение людей к работе, друг к другу, к нравственным нормам, к долгу и чести труженика. О верной оценке нашей истории в художественных текстах Абрамова справедливо пишет А. Ю. Большакова, отмечая, что «деревенская проза» 1960–90-х гг. создала «стройную социоисторическую концепцию рус. жизни в 20 в., в основном освещая исторические судьбы крестьянства и деревни в ее позитивных и негативных тенденциях». Судьба рус. деревни, судьба дома, его запустение и разрушение волновали писателя на протяжении всего творческого пути. Последний вышедший при жизни Абрамова сборник рассказов и повестей «Бабилей» (1981). Неоконченной осталась «Чистая книга», в которой писатель намеревался, по собственным словам, пройти по «дальним дорогам истории» России и своего родного края начала 20 в.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006