лат. absolutus – безусловный) – начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божества.
Абсолют
Абсолют
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Абсолют
лат. absolutum — независимое, ничем не обусловленное) — филос. термин, означающий высшее, совершенное начало, имеющее источник своего существования в себе самом.
Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. учениях, начиная с эпохи античности. Проблема А. как проблема первоначала (????) была поставлена ионийскими натурфилософами. Учение об А. как Едином невыразимом (?? ?? ???????) впервые было сформулировано Плотином (Энеады V, 3.13) для определения Высшего начала, из которого происходит эманация всех остальных уровней сущего.
Христианская традиция внесла новые аспекты в понимание Высшего начала: Отцы Церкви, использовавшие понятийный аппарат античной философии для объяснения догматов веры, отождествили А. как Высшее бытие с Богом. В Средние века наиболее разработанное учение о Высшем бытии было создано Фомой Аквинским.
Сам термин А. появился в идеалистической философии XIX в. (Шеллинг, Гегель), в которой было проведено четкое разграничение между Богом религии и А., который был понят как наивысшая идея, наивысший принцип мироздания. В XX в. филос. дискуссии об А. сфокусировались на проблеме познаваемости А. Представители агностицизма дали отрицательный ответ на вопрос о возможности познания А. Иррационалистическое же направление в философии настаивало на тезисе о том, что познание А. — дело интуиции, веры, «сердца», а не разума (Бергсон, Блондель).
Лит-ра: Gilson E. God and Philosophy. New Haven, 1941; Tresmontant C. Comment se pose aujourd’hui le problПme de l’existence de Dieu? P., 1966; Findlay J.N. Ascent to the Absolute. L., 1970; Rossano P. Dio o l’Assoluto nelle religioni. Fossano, 1970; Pannenberg W. Metaphysik und Gottesgedanke. GЪ., 1988.
Л. Василенкоo
Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. учениях, начиная с эпохи античности. Проблема А. как проблема первоначала (????) была поставлена ионийскими натурфилософами. Учение об А. как Едином невыразимом (?? ?? ???????) впервые было сформулировано Плотином (Энеады V, 3.13) для определения Высшего начала, из которого происходит эманация всех остальных уровней сущего.
Христианская традиция внесла новые аспекты в понимание Высшего начала: Отцы Церкви, использовавшие понятийный аппарат античной философии для объяснения догматов веры, отождествили А. как Высшее бытие с Богом. В Средние века наиболее разработанное учение о Высшем бытии было создано Фомой Аквинским.
Сам термин А. появился в идеалистической философии XIX в. (Шеллинг, Гегель), в которой было проведено четкое разграничение между Богом религии и А., который был понят как наивысшая идея, наивысший принцип мироздания. В XX в. филос. дискуссии об А. сфокусировались на проблеме познаваемости А. Представители агностицизма дали отрицательный ответ на вопрос о возможности познания А. Иррационалистическое же направление в философии настаивало на тезисе о том, что познание А. — дело интуиции, веры, «сердца», а не разума (Бергсон, Блондель).
Лит-ра: Gilson E. God and Philosophy. New Haven, 1941; Tresmontant C. Comment se pose aujourd’hui le problПme de l’existence de Dieu? P., 1966; Findlay J.N. Ascent to the Absolute. L., 1970; Rossano P. Dio o l’Assoluto nelle religioni. Fossano, 1970; Pannenberg W. Metaphysik und Gottesgedanke. GЪ., 1988.
Л. Василенкоo
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002